Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель работы: Создание пространственно – объемной композиции на тему: «Поймал старик золотую рыбку».
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- Выявить проектно – художественные особенности бумаги как материала для творчества.
- Проследить историю возникновения бумаги;
- Определить художественные особенности бумаги;
- Познакомиться с понятием «бумагопластика»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. «Проектно-художественные особенности бумаги как материала для творчества»
1.1. История возникновения бумаги…………………………………….5
1.2. Художественные возможности бумаги……………………………11
1.3. Понятие бумагопластики……………………………………………14
ГЛАВА 2. Практические основы в создании объемно -пространственных композиций из бумаги.
2.1. Материалы и инструменты …………………………………………18
2.2. Изготовление пространственно - объемной композиции в технике бумагопластика «Поймал старик золотую рыбку»…………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………22
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………… ……23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Факультет искусств и дизайна
Кафедра декоративно-прикладного искусства
Курсовая работа по основам теории декоративно-прикладного искусства
( с практикумом)
Бумагопластика
студентка 5 курса ОЗОфакультета
Довгаль Светлана Владимировна
Научный руководитель:
Павловский Олег Владимирович
доцент, кандидат педагогических наук.
Нижневартовск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. «Проектно-художественные особенности бумаги как материала для творчества»
1.1. История возникновения бумаги…………………………………….5
1.2. Художественные возможности бумаги……………………………11
1.3. Понятие бумагопластики…………………………………………
ГЛАВА 2. Практические основы в создании объемно -пространственных композиций из бумаги.
2.1. Материалы и инструменты …………………………………………18
2.2. Изготовление пространственно - объемной композиции в технике бумагопластика «Поймал старик золотую рыбку»…………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………… ……23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В течение 20 века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги. В сентябре 1991 года в Санкт – Петербурге был зарегистрирован Центр Оригами. Показательными являются работы отечественных авторов: Б.Н. Рахманинова, Н.В. Калмыковой, И.А. Максимовой и др. Работы этих и многих авторов представляют разные методы конструирования из бумаги. Но, не смотря на то, что бумажное формообразование существует в России не один десяток лет, непосредственного употребления термина «бумагопластика» в отечественной литературе практически не встречается, чаще можно услышать такие сочетания как, «бумажная пластика», «бумажная конструкция» итд.
Объектом исследования является бумагопластика как один из способов создания пространственно – объемной композиции.
Предметом исследования является теоретические основы, технологические условия и художественные средства, способствующие созданию пространственно-объемной композиции в технике бумагопластика.
Цель работы: Создание пространственно – объемной композиции на тему: «Поймал старик золотую рыбку».
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- Выявить проектно – художественные особенности бумаги как материала для творчества.
- Проследить историю
- Определить художественные особенности бумаги;
- Познакомиться с понятием «бумагопластика»;
- Применить практические основы в создании объемно – пространственной композиции из бумаги.
- Узнать, какие необходимы
материалы и инструменты для
работы в технике
- Разработать и выполнить пространственно-объемную композицию в технике бумагопластика.
Научная актуальность работы заключается в определении понятия «бумагопластика», как художественного способа трансформации плоского листа и в выявлении различий между бумагопластикой и такими видами бумажного конструирования как оригами, киригами, квилинг и др. Бумагопластика выделена как самостоятельная область художественной практики как жанр художественно - творческой деятельности.
Общественная актуальность работы. В наше время бумага является одним из наиболее дешевых и безопасных материалов для творчества. Бумагопластика, как метод конструирования из листа, применима в упаковочном производстве. Методы бумагопластики используются в архитектурной и дизайнерской деятельности. В работе представлены способы конструирования из листа в технике «бумагопластика». Расписано пошаговое выполнение композиции «Поймал старик золотую рыбку», которую можно использовать при организации проектно - художественной деятельность школьников на уроках ДПИ или ИЗО, так как занятия бумагопластикой – один из самых простых, увлекательных и доступных способов для развития художественно – образного мышления детей.
ГЛАВА 1. «Проектно-художественные особенности бумаги как материала для творчества».
1.1. История возникновения бумаги
Существует несколько определений
бумаги:
Бумага (вероятно, от итал.bambagia-хлопок),
материал из растительных волокон, соответствующим
образом обработанных и беспорядочно
соединенных в тонкий лист, в котором волокна
связаны между собой поверхностными силами
сцепления.
Бумага
– это тонкие и ровные листы или ленты
материала, состоящего в основном из целлюлозных
волокон. Длина растительных волокон,
из которых образована бумага, 1 – 2 мм
при диаметре около 25 мкм. Масса одного
квадратного метра бумаги достигает 250
грамм.
Бумага – это пористо - капиллярный
плоскостной искусственно созданный материал,
доступный для проникновения воздуха,
влаги и красок.
При размачивании в воде
обычные сорта бумаги теряют свою механическую
прочность, при пропитке керосином или
маслами
прочность бумаги не меняется. Это убеждает
в том, что целлюлозные волокна в бумаге
соединены между собой главным образом
– водородными связями.[3;59]
Для производства
бумаги применяют целлюлозу различных
древесных пород и однолетних растений
и древесную массу. В зависимости от назначения
в композицию бумаги, кроме растительных
волокон, вводят различные добавки (наполнители):
минеральные вещества (каолин, тальк и
др.), придающие бумаге белизну, плотность,
гладкость и хорошие печатные свойства
(непрозрачность, восприятие краски и
т.д.); проклеивающие материалы (канифольный
клей, крахмалы, смолы и т.д.), делающие
бумагу непроницаемой для чернил или повышающие
прочность и плотность листа; красители
бумаги; химические волокна для спец. видов
бумаги.
У
бумаги было много предшественников. Камень
и глина, кожа и берёста, воск и металл,
папирус и пергамент.
Что
использовали для письма в глубокой древности?
То, что создала природа – камень и дерево.
Первым «пером» были нож и топор. Не только
камень, но и металл сохранил на тысячи
лет древние надписи. Жители Древнего
Востока писали на тонких свинцовых полосках,
которые скатывали в рулоны. Три тысячи
бронзовых, медных и свинцовых досок с
письменами украшали Рим в 1 веке. Ассирийцы
и вавиловяне, которые жили тысячи лет
назад, писали на сырых глиняных плитках
заострённой палочкой. Её вдавливали в
глину, а потом быстро вынимали, так, что
след имел форму клина. Такое письмо называлось
«клинописью». Ровные и мелкие строчки
заполняли плитки. Глину для них собирали
по берегам рек и тщательно размешивали
с водой. Примеси (солома, трава) всплывали,
камни оседали, оставалась чистая глина.
Из неё делали таблички и писали на них
текст. После обжига плитки становились
прочными и долговечными.
Изготовление
папируса возникло в древнем Египте примерно
около 3,5 тысяч лет до нашей эры. Готовили
его из одного тростникового растения,
произрастающего в низовьях Нила. Это
растение имело прямой трёхгранный стебель
высотой до 5 метров. Для приготовления
материала для письма использовалась
только нижняя часть стебля длиной около
60 сантиметров. Её освобождали от наружного
зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали
ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня
выдерживали в свежей воде для набухания
и удаления водо-растворимых веществ.
Размягчённые полоски прокатывали деревянной
каталкой по доске, затем снова замачивали
на сутки, прокатывали и опять погружали
в воду. После этих операций полоски становились
полупрозрачными и имели кремовый оттенок.
Затем полоски стебля укладывали друг
на друга, обезвоживали под прессом, после
чего сушили под прессом и разглаживали
гладким камнем.
Во 2-ом веке
до н.э. в Малой Азии в Пергамском царстве
в городе Пергаме было организовано производство
прекрасного материала для письма из обработанных
особым способом кож молодых животных
– телят, ягнят, козлов, ослов.
По
имени этого города и материал стали называть
«пергамент». В отличие от папируса пергамент
был значительно прочнее, эластичнее,
долговечнее, на нём было легче писать,
причём с обеих сторон, а, в случае необходимости,
текст можно было легко смыть и нанести
новый. Но, несмотря на эти преимущества
пергамента, изготовление его трудоёмко
и он был дорогим материалом.
Бумага - очень древнее изобретение. Её
знали в Древнем Китае. Отцом бумаги считают
китайца Цай Луня, который придумал бумагу
в 105 году новой эры - бамбук слишком тяжел,
а шелк дорог, - произнес придворный летописец
Ван Цзы. В зале воцарилась тишина, и, трудно
сказать почему, все головы вдруг повернулись
к Цай Луню. Инь Чин - чиновник, которому
не давали покоя успехи Цай Луня, язвительно
заявил:
- Наверное, и на этот раз Цай Лунь проявит
свою гениальность. Ведь все, к чему бы
он ни прикоснулся, превращается в золото.
Цай Лунь не успел в ответ и слова сказать,
как к нему обратился сам император (впервые
без всяких посредников), и ... . и назначил
министром-советником. Ему поручалось
найти материал для письма не хуже шелка,
но гораздо дешевле. Поиски привели Цай
Луня к осам. Тонкий, но прочный материал,
из которого были сделаны осиные гнезда,
больше всего походил на то, что он искал.
Проведя сотни опытов, ученый пришел к
выводу, что получить нечто подобное можно
из коры тутового дерева, конопляного
лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих
тканей. Все это надо перетереть и проварить,
смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых.
Полученную массу нужно зачерпнуть ситом
из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой
рамке. Когда вся вода стечет, оставшийся
влажный листок следует пропитать секретным
составом. Остается только высушить и
разгладить его между каменными плитами.
И вот он - желанный материал, не впитывающий
тушь, на котором не размываются контуры
начертанного.
Эти события произошли в первый год периода
Юань-пинь, который мы называем 105 годом
нашей эры.
Китаю и Японии принадлежит выдающаяся
роль в развитии производства бумаги.
Для управления огромными территориями
каждому государству нужны образованные
люди. Этого нельзя было достичь, не развивая
письменности. Ключевым моментом такой
деятельности являлась дешевая и доступная
бумага. У бумаги было много предшественников:
камень и глина, дерево и кость, воск и
металл, кожа и береста. Но все они были
недостаточно хороши - недолговечны, дороги,
сложны в использовании, доступны. Промышленное
производство бумаги из природного сырья
стало величайшим достижением человеческого
разума и источником развития нашей цивилизации.
В средневековой Италии "бумажники"
заменили китайскую ступу для размола
сырья жерновами, приводимыми в движение
водой, и начали проклеивать бумагу животным
клеем, благодаря чему она перестала пропускать
чернила и типографскую краску. В XVII столетии
лидерство перехватила Голландия, где
был изобретен ролл - аппарат для быстрого
и равномерного размола сырья. Бумагоделательная
машина появилась на рубеже XVIII-XIX веков,
в качестве нового сырья начали использовать
древесину. Машинный отлив бумаги впервые
был применен в 1804 году в Англии. С этого
времени машинное производство становится
господствующим и превращается в крупную
отрасль промышленности.
Бумага собственного производства появилась
на Руси во второй половине XVI века в царствование
Ивана Грозного. Начало массового бумажного
производства в России было положено Петром
I. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому
указу в армии и на флоте собирали отслужившие
срок паруса, несмоленые канаты, веревки
и тряпье. Гражданским людям предлагалось
приносить остатки изношенных полотняных
вещей в канцелярию полицмейстерских
дел "за вознаграждение", с крестьян
брали "тряпичный" налог. Развитию
бумажного дела поспособствовал указ
1721 года об обязательном употреблении
в официальном делопроизводстве отечественной
бумаги.
Делали её тогда так: клочки шёлковой ваты,
тряпьё, старые рыболовные сети измельчали
и бросали в чан с водой, взбалтывали, пока
не получалась однородная, водянистая
кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой
сеткой. Осадок оставшийся лежать ровным
слоем на сетке, просушивали. Этот принцип
работает, и сегодня, изменились только
средства производства, масштабы, скорости
и сырьё.
Долгое
время удавалось сохранять этот способ
в секрете, и лишь в начале 6 века он был
вывезен в Японию. Примерно в то же время
производство бумаги начинает проникать
в другие страны Азии. В отличие от китайского
способа, по которому бумага вырабатывалась
из свежего растительного волокна, из-за
отсутствия подобного сырья бумаги стали
изготовлять из пенькового и льняного
тряпья на шелковых или волосяных ситах,
натянутых на деревянную рамку. После
предварительного отжатия воды лист перекладывали
сукнами, отжимали и затем сушили на воздухе.
Впоследствии этот способ был завезен
арабами через Персию в Северную Африку,
на Кипр, а затем - в Испанию, Марокко и
ряд других стран. Бумага постепенно стала
вытеснять применявшийся до этого папирус
и другие материалы для письма. Из Испании
производство бумаги проникло в Италию,
а затем во все европейские государства,
в т.ч. и Россию. В России бумага появилась
в 14 веке. До этого времени писали на пергаменте.
Особенно быстро оно стало расти после
изобретения книгопечатания в 15-16 веки.
Однако сам способ оставался трудоемким
и малопроизводительным, и, по-прежнему
, вплоть до сер.19в. основным сырьем было
тряпье. Изобретение на рубеже 17-18вв. в
Голландии нового размалывающего аппарата-
ролла и предложенный французом Н.Л. Роббером
механизированный отлив бумаги на непрерывно
движущейся бесконечной сетке, расположенной
над черпальным чаном, послужили началом
машинного производства бумаги. В дальнейшем
к этому примитивному оборудованию были
добавлены непрерывно действующие секции
прессования, сушки, каландрирования и
намотке бумаги в рулоны.
Свойства бумаги зависят от волокнистого
состава, природы растительных волокон,
характера их обработки, содержания наполнителя,
проклейки, а также технологии отлива
и отделки, благодаря чему бумага получается
с разными свойствами.
В 6О-х гг. 19 е. бумагоделательные машина
состояла в основном из тех же частей,
которые имеются на современных машинах.
Это был один из первых в истории промышленности
агрегат непрерывного действия для выработки
готового изделия из полуфабрикатов. В
последующем все части машины были конструктивно
усовершенствованы. В несколько раз была
увеличена ширина бумажного полотна .
Вместо тряпичного сырья стали использовать
целлюлозное волокно из древесины. Старые
роллы постепенно вытеснялись размалывающими
аппаратами непрерывного действия. Всё
большее применение стали находить синтетические
полимерные смолы и волокна, совершенствовалась
техника. Значительно возрастает удельный
вес новых видов бумажной продукции —
волокнистого фильтрующего материала
для тонкой очистки масел, моторного топлива
и газов; конденсаторной Б. марки «Силкон»;
спец, прокладочного картона для автомобилей
и т. д. Дальнейшее повышение эффективности
производства предусматривает модернизацию
существующих бумагоделательных машин.[6;418-424]
1.2. Художественные возможности бумаги.
Исконно бумага считалась носителем текстовой и изобразительной информации. Для того чтобы понять, как из средства отображающего бумага стала материалом конструирующим, важно отметить тот переломный момент в художественной культуре, после которого изменилось отношение к самой изобразительной плоскости. Если с эпохи Возрождения вплоть до начала ХХ века плоскость холста мыслилась не иначе как окно в мир пережитой художником действительности, то в начале ХХ-го изобразительная плоскость переходит в разряд чистого поля, проектного пространства, в котором развиваются композиционные построения. Конструктивизм позволил композициям на плоскости трансформироваться в объемно-пространственные конструкции.
Первые абстрактные объемно-
Философскую базу к особому пониманию
плоскости в изобразительном пространстве
подготовил Казимир Малевич. Владимир
Татлин
в «Контррельефах» выносит плоскости
из живописного в реальное трехмерное
пространство. Важно заметить, что в его
композициях отсутствуют замкнутые объемы.
Он оперирует все с теми же геометрическими
плоскими элементами, что и Малевич, но
роль белого холста или поля играет в данном
случае уже реальное пространство. Александр
Родченко использует в своих абстрактных
объемно-пространственных построениях
бумагу. Его бумагопластика является трехмерным
прочтением изобразительного пространства.
Роль геометрических фигур играет бумажная
плоскость, повернутая к зрителю фронтально,
линию Родченко выражает в бумажной плоскости,
повернутой к зрителю торцом. Таким образом,
появляется характерный для почерка автора
конструктивный замок-врезка, получивший
сегодня широкое применение в конструкциях
из листа. В области абстрактных построений
из бумаги работали многие русские художники:
Петр Митурич, Лев Юдин, Наум Габо.
В значительной степени меняется
отношение к графическому рисунку
на плоскости, который становится уже
схемой-чертежом, а подчас
и выкройкой-разверткой для объемно-пространственных
конструкций (например, «Самозвери» А.
Родченко). Бумага обретает новый смысл,
преодолевая инерцию транслирующей плоскости,
она становится активным элементом в объемно-пространственных
построениях. Особое значение обретает
архитектоника бумажных конструкций,
уникальные художественные и пластические
свойства материала раскрываются через
его конструктивный потенциал.
Современная концепция пространства
создает предпосылки для развития бумагопластики
как области чистого формотворчества.
Абстракция пустого изотропного пространства
предполагает идеальные условия для развития,
становления и комбинаторного преобразования
формы. Реализованная средствами объемного
макетирования форма обретает объективные
признаки, недостижимые при графическом
моделировании. Она становится не только
мыслимой, видимой, но и в полной мере чувствуемой. Роль бумагопластики как основного
метода моделирования в творческих мастерских
невозможно переоценить. Обладая многими
преимуществами перед прочими листовыми
материалами – удобством в работе, низкой
себестоимостью, широким ассортиментом,
– бумага способствует непредвзятому
контакту проектируемых моделей и творческого
«я». Недолговечность бумажных макетов
снимает излишний пафос в работе. Условность
подачи проекта из материала-заменителя
придает макетам абстрактность, уводит
от натурализма. Архитектоника бумажных
конструкций задает особое звучание формальному
языку проектов, что подспудно влияет
на формируемый художниками, архитекторами,
скульпторами, инженерами мир реальных
вещей. Бумажные композиции раскрывают
особую логику конструирования из листовых
материалов, поэтому, помимо художественного,
развивает также техническое мышление.
Также важной чертой бумажных конструкций
является то, что они позволяют формировать
пустотелый объем с помощью создания оболочки,
что отвечает современному экономически
оправданному принципу дизайна: минимум
средств, максимум эффекта. Бумагопластика
является на сегодняшний день достойной
альтернативой классической скульптуре,
так как именно пластическое конструирование
имеет значительные возможности реализации
в современном мире.[4;3]
1.3. Понятие бумагопластики.
Слово «бумага» произошедшее от итальянского «bambagia»,— означает хлопок, материал из листов различной формы, изготовленный с применением целлюлозы или растений.
Пластика - (греч. plastike) - 1) то же, что скульптура; в узком смысле -лепка скульптуры из пластичных, вязких материалов. 2)Пластичность, выразительность объемной формы; в широком смысле – эмоциональнаях удожественная выразительность, гармония, изящество. 3) В танце -плавность, изящество.[1;83]
Бумагопластика позволяет создавать
полуобъемные и объемные бумажные композиции,
схожие внешне с барельефом и скульптурой.
Цветы, животные, сказочные герои, выполненные
в этой технике, за счет объема выглядят
как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов,
каждому из которых специальными инструментами
придается нужные форма и объем. Затем
элементы собираются в композицию, образуя
целостный образ.
Несмотря на то, что художники и дизайнеры России создают объемные формы из бумаги не один десяток лет, непосредственного употребления термина «бумагопластика» в отечественной литературе не встречается. Обычно в теории дизайна использовались следующие термины: «бумажная пластика», «орнаментальная структура», «бумажная конструкция», «структурное пространство с направляющими поверхностями», «транс-формация плоского листа» и т.д.
Можно сказать, что термин «бумагопластика» отражает как особенности бумаги, так и специфику самого жанра, он шире, чем просто «использование складчатых или прочих структур из бумаги в графическом дизайне». Рассмотрим эволюцию бумаги как материала моделирования, развитие приемов и техник работы с бумагой. К возникновению одному из первых видов конструирования из бумаги можно отнести оригами.
Оригами (с японского буквально: "сложенная бумага") — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Традиционным, классическим способом оригамного дела по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами.
В настоящее время, когда утрачено первоначальное храмовое значение оригами, в этот древний вид искусства приходят новые веяния. Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей (сборных). Есть элементы и вырезания и надрезания бумаги. Оригами, как и любой другой вид искусства, не избежало проникновения в него компьютерной графики. И здесь первенство снова принадлежит японцам. В конце прошлого столетия Иссей Йошино начал чертить схемы для складывания бумажных фигур при помощи компьютерной графики. Так появились сложные бумажные скелеты динозавров. В XXI в. этот способ и техника составления схем оригами пользуются большим успехом у нового поколения оригамистов.
Информация о работе Практические основы в создании объемно -пространственных композиций из бумаги