Практические основы в создании объемно -пространственных композиций из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Создание пространственно – объемной композиции на тему: «Поймал старик золотую рыбку».
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- Выявить проектно – художественные особенности бумаги как материала для творчества.
- Проследить историю возникновения бумаги;
- Определить художественные особенности бумаги;
- Познакомиться с понятием «бумагопластика»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. «Проектно-художественные особенности бумаги как материала для творчества»
1.1. История возникновения бумаги…………………………………….5
1.2. Художественные возможности бумаги……………………………11
1.3. Понятие бумагопластики……………………………………………14

ГЛАВА 2. Практические основы в создании объемно -пространственных композиций из бумаги.

2.1. Материалы и инструменты …………………………………………18
2.2. Изготовление пространственно - объемной композиции в технике бумагопластика «Поймал старик золотую рыбку»…………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………22
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………… ……23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 1.60 Мб (Скачать файл)

             Модульное оригами - одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы. [2;3-5]

      Киригами. На японском языке, слово Киригами означает следующее - "резать + бумагу", таким-образом техникой Киригами, разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, мы делаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. В технике Киригами мы будем не только разрезать бумагу, но и сворачивать и сгибать ее.

               Большинство людей помнят, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тот же образец дважды. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами.

              История киригами столь же древняя, как и оригами. Дополняя друг друга, они открывают новую выразительную грань материала. В типичном случае технология изготовления киригами предусматривает разметку заготовки, раскрой, сгибание и складывание. Преобладают, как и в оригами, композиции из одной детали, выполняемые из цельного листа бумаги.

Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо».  Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В отличие от оригами, родиной  которого является Япония, искусство  бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

В 15 веке это считалось  искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета  всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Многие  педагоги  применяют её на своих занятиях.

Технология торцевания заключается  в следующем: из гофрированной цветной  бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу  вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый  на плотную  бумагу или картон, и только тогда  вынимают стержень. Каждую следующую  торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Айрис фолдинг — можно перевести как «радужное складывание». Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.[8;6-9]

ГЛАВА 2.  Практические основы использования бумаги в создании объемно - пространственных композиций.

2.1. Материалы и  инструменты.

Нашей промышленностью выпускается  большое разнообразие бумаги по толщине, фактуре, цвету, в зависимости от ее назначения. Имеются в продаже и специальные наборы для ручного труда школьников. Однако для конструирования мы рекомендуем бумагу определенного качества - плотную рисовальную или чертежную, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т. п. Работа с бумагой требует знания её текстурных особенностей. Так, например, от направления волокон она по-разному поддается сгибанию. Скручивая её поперек волокон, вместо идеально гладкой мы увидим поверхность, измельченную трещинами и надломами. Определить направление волокон несложно. Для этого следует отрезать от листа две узкие полоски произвольной длины, одну по вертикальному краю, другую - по горизонтали. С помощью шила или карандаша обе полоски скрутите в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной, другая покрыта мелкими трещинами. Лучшим клеем в работе с бумагой является клей ПВА (полихлорвинилацетатная эмульсия), в настоящее время нашедший широкое применение в промышленности и быту. Инструменты. 
Один из главных - резак. Этот простейший инструмент для резания бумаги можно изготовить из ножовочного полотна по металлу. Полотно длиною в 10-12 см на наждачном круге отрезать под углом 45 градусов и этот срез заточить как лезвие с двух сторон. Оставьте 2-3 см обнаженного металла со стороны лезвия, остальной участок обмотайте изоляционной лентой. Лезвие резака заточите на бруске, а затем на мелкой наждачной шкурке.  
Шило (канцелярское) необходимо для следующих операций: прокалывание отверстий, протяжка полосок бумаги для получения спиралевидных форм, нанесение клея в малом количестве в труднодоступные участки изделий, поддержка тех или иных элементов конструкций при склеивании.  
Спицы (вязальные) любого диаметра длиной от 15 до 25 сантиметров используются для изготовления завитков, спиралей, пружинок и т. п.  
Ножницы нужны для разрезания бумаги, выполнения различных выкроек, надрезов, просечек и т. п. В комплекте можно иметь полукруглые медицинские ножницы, удобные для вырезания криволинейных деталей. Зажимы. Конструируя любое изделие из бумаги, не обойтись без зажимов. Они необходимы как в предва-рительной примерке участков соединения деталей, так и при окончательном монтаже заготовок. В отдельных случаях можно использовать пинцет, но лучшим приспособлением здесь послужит медицинский зажим. Он надежно соединит склеивающиеся части и освободит руки мастера для других операций. Зажимы могут заменить обычные канцелярские скрепки.  
Угольники, линейки из пластмассы или дерева от соприкосновения с резаком быстро выходят из строя. Хорошо иметь линейки металлические длиной в 25- 30 см и в 50-100 см.  
Пробойники. Комплект таких приспособлений может изготовить любой токарь из качественной инструментальной стали с последующей закалкой. В наборе можно иметь три-пять пробойников диаметром от 3 до 25 мм. Они необходимы для выполнения отверстий и кружочков различного диаметра. Серийная заготовка деталей с помощью пробойников освобождает от механических операций и экономит время для творчества. Готовые кружки могут быть использованы при изготовлении различных бочек, ведерок, цилиндров, стволов деревьев и других изделий. [5;3-15]

 

 

 

 

 

2.2. Изготовление пространственно - объемной композиции в технике бумагопластика «Поймал старик золотую рыбку»

           Создание объемно - пространственной композиции начинается с предварительных набросков, зарисовок, эскизов. Хорошо продуманная композиционная схема — основа создания художественного произведения, тем более если по замыслу в композиции используется фигура человека. Создание фигуры человека из бумаги требует, пожалуй еще большей степени стилизации чем это допускается в других пластических материалах. Это послужило мотивом, почему я выбрала темой моего эскиза – «Поймал старик золотую рыбку», можно поэкспериментировать с образом и интересно стилизовать фигуру человека.

Фигура старика. Стержневой основой фигуры служит рубаха – усеченный конус. Укрепляем конструкцию за счет приклеенного воротника. Руки выполняются из цилиндров- трубочек в которых также делаются подгибы с прорезами. Эти детали  монтируются к рубахе и воротнику каплей клея. Голова состоит из нескольких составных элементов. Лицевая часть сделана в виде маски в миниатюре, волосы- закрученные полоски бумаги, цилиндр на который крепится лицо и волосы. Монтаж головы с туловищем производится поэтапно: сначала определяется диаметр соединительного элемента, который скручивается в форме воронки, вставляется вовнутрь верхней части рубахи и приклеивается. Заготовка головы монтируется в эту воронку. Далее приклеивается борода, она также усиливает крепление головы с туловищем. Кисти рук выполняются по следующему принципу: для начала берётся кусок бумаги в форме трапеции, делаются дугообразные надрезы с двух сторон и по ним формируется кисть. Сапог конструируется из двух частей: голенище и стопа. Монтаж деталей в единую фигуру производится поочерёдно: заготовки вставляются в голенища сапог, соединяются вместе и закрепляются изнутри нижней части камзола. [4;26]                  При закреплении ног учитывается, какую осанку будет иметь герой-всё это предусмотрено заранее и за счёт расположения рук и ног по отношению к туловищу определяются конструкции фигуры. Последней приклеивается шапка.

Выполнение фигурки рыбы. Сгибается лист бумаги по двум дугообразным надрезам, пересекаются в хвостовой  линии. Хвост прокручивается с помощью спиц. Подставка под композицию выполнена из тёмной бумаги, чтобы более чётко и контрастно читались фигуры, с помощью надрезов сгибаю волны, которые идут от рыбки. Сеть выполняется из целого листа бумаги, с помощью просечек, для этого предварительно с левой стороны лист бумаги расчерчивается, и с помощью металлической линейки и резака выполняются просечки, затем заготовка лёгкими движениями растягивается. В конце работы из всех выполненных персонажей создаётся композиция. Сетка служит объединяющим звеном двух фигур.

 В бумагопластике присутствуют свои требования и стандарты которые диктуют свойства бумаги. Выполняя пространственно объёмный образ дедушки и рыбки, не пытаюсь изобрести новые способы работы с бумагой, однако используя уже известные методы просечек и сгибов, добиваюсь создания авторской композиции.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всем в детстве доводилось, да и взрослым нередко приходится выполнять различные изделия  из картона, бумаги: конверты, упаковки, коробочки, несложные елочные игрушки  и т. п. Однако не все знают, что  из обычной чертежной бумаги можно  выполнять и сложные объемные конструкции, как например: фигурки  зверей, птиц, животных, людей, модели машин, элементы архитектуры и т. п.. Такой вид творчества близок к скульптуре. Но в отличие от скульптуры, где форма создается за счет постепенного наращивания объема, в бумагопластике все изделия пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого предмета. Такой вид творчества нисколько не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу.

Технология поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических  особенностей. Создается изделие  на основе конструкции. Она представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа  по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера, которые выполняют только с помощью резака. Прорезав плотную  чертежную бумагу на половину толщины, ее нетрудно согнуть. В зависимости  от характера криволинейного надреза  бумага, сгибаясь, порой дает неожиданные  пластические формы. Объекты изображения  в технике бумажной пластики - все, что лепится из пластилина: архитектура, цветы и фрукты, фигурки птиц, рыб, животных, зверей и человека.

Цели и задачи исследования можно считать выполненными, так  как в процессе написания работы было изучено большое количество научной и публицистической литературы , освоены приемы конструирования в технике бумагопластика. Творческий подход раскрыт в создании пространственно - объёмной композиции «Поймал старик золотую рыбку».

ГЛОССАРИЙ

Композиция - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии какой-либо идеи.

Композиционный  центр- это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему.

Приемы композиции - ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Айрис Фолдинг ( Iris Folding) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.

Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо».  Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Бумага, произошедшее от итальянского «bambagia»,— означает хлопок, материал из листов различной формы, изготовленный с применением целлюлозы или растений.

Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. А. М. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. – 736
  2. Афонькин С.Ю., Афонькин Е.Ю. Игрушки из бумаги. - М.: Литера,1999. - 96с.
  3. Цапенко Н.П., Косенко Н.М., Грабова Т.А.  Как оформить праздник, концерт, дискотеку.- М.: Феникс .Серия: Все обо всем .,2004 . – 176с.
  4. Конструирование из бумаги : Справочник / Б. Г. Гагарин, Ташкент Изд-во ЦК КП Узбекистана 1988. ,29,[4] с. ил.
  5. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона /Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Университет»,2000. – 80с.:ил.
  6. Современная Энциклопедия. Мир вещей. Составители: М. Аксенов, Т. Евсеева, А. Чернова и др.- М.: "Мир энциклопедий Аванта+.", 2007.- 440с .:ил.
  7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: 4 ч.Краткий словарь художественных терменов.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. ил.
  8. Черныш И.В. Удивительная бумага. - М. : АСТ-Пресс, 2000.- 160 с. : ил.
  9. Юный художник. //Бумажная пластика.// -М., 1987/10, с.42- 43.
  10. Школа и производство. //Цветы из бумаги. //-М., 2005/8, с.55- 58.

 

 

 

 

 

Приложение1

Схема выполнения фигуры человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Схема выполнения лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Схема выполнения завитков и прогибов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Схема выполнения рыбок.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Композиционный поиск  пространственно - объемной композиции в технике бумагопластика «Поймал старик золотую рыбку».

Информация о работе Практические основы в создании объемно -пространственных композиций из бумаги