Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.
1. Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г.
Основной проблемой стала проблема отношения искусства к действительности, а также проблема роли искусства в общественной жизни. Тезис Н.А.Некрасова «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» может считаться программным заявлением русской культуры, в которой литература и искусство выступали трибуной общественно-политической мысли.
Эстетика в первой
трети XIX века стала преподаваться
в университетах как
А.Ф.Мерзляков (I) учил, что художественная ценность произведения определяется следованием законам самой природы; эстетическое объединяет прекрасное, совершенное и благое. Прекрасное – то, что сообразно и собственной своей природе, и человеческой. Искусство должно творчески отражать жизнь, на него благотворно влияет демократическое общественное устройство. В свою очередь искусство просвещает разум и возбуждает любовь к общественному благу.
Русское шеллингианство (II) – течение эстетической мысли в России, сформировавшееся под влиянием идей немецкого философа Шеллинга. Шеллинг – философ идеалист – полагал, что мир как целое складывается из мира идеального и мира реального. Искусство – высший продукт идеального мира, кроме того, оно воссоединяет идеальное и реальное в органическом единстве. Таким образом, искусство – наиболее полное выражение сущности мира. Русские шеллингианцы трактовали прекрасное как изначальную сущность, проявление абсолютной идеи безотносительное к человеческой практике. Задача искусства – не отражать действительность, а возвысить ее до идеального первообраза, «облечь высшие созерцания в зримые формы». Эти идеи оказали влияние на художественную практику русского романтизма, представителями которого являются Ф.Одоевский, М.Ю.Лермонтов, Ап. Григорьев.
Глубокий след в русской эстетике оставил В.Г.Белинский (I), разработавший такие эстетические категории как реализм и народность в искусстве. По мнению Белинского, прекрасное происходит от жизни. Эстетический идеал – не продукт абсолютной идеи (как считал Гегель), а представление о совершенном, созданное прогрессивным человечеством в историческом развитии. Искусство создает общественный идеал и является средством общественного развития. Поэтому русская литература должна быть выразительницей передовых идей и прогрессивных настроений общества.
Поскольку борьба за освобождение народа от крепостничества и его просвещение была актуальной задачей, то искусство стремилось реализовать принцип народности. Это подразумевает, что, во-первых, истоком всякого искусства является то, что создано самим народом. Как сказал потом П.И.Чайковский, «музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем ее». Во-вторых, профессиональные художники должны выражать народный дух, сущность народных чаяний. Речь идет не обязательно об изображении «картин русской жизни», но о гражданской позиции автора. Такие произведения способствуют пробуждению народного самосознания.
Социальную роль
лучше всего выполняет
В произведении «Эстетические
отношения искусства к
Задача подлинного искусства – отражать не только прекрасное, но и все «общеинтересное». По мнению Чернышевского:
Эстетизм и символизм – направления в художественном творчестве, провозгласившие самоценность искусства. Эстетизм сложился в 50-е годы XIX века как реакция на односторонность и тенденциозность революционно-демократической эстетики, представленной Белинским и Чернышевским. Боткин, Анненский и Дружинин стали авторами так называемой «артистической критики», они проповедовали «поэтически-музыкальное отношение искусства к действительности». Задача искусства – отрыв от действительности, вознесение над нею.
Символизм – широкое художественное направление конца XIX – начала XX века. Д.Мережковский и З.Гиппиус, В.Брюсов и К.Бальмонт, А.Белый и А.Блок внесли вклад в теорию и практику символизма. Все они исходили из убеждения в существовании высшей реальности, отразить которую можно лишь символически. Символизм практиковал приемы, близкие средневековому искусству: орнамент, графику, условность. Задачей искусства считалось обнаружение связи видимого и невидимого мира. Произведение подлинного искусства вневременно и самоценно, ибо только иррациональный творческий порыв позволяет постичь подлинную сущность мира. Искусство не имеет социальной функции, искусство существует для искусства.
Эстетика XIX-XX века сформировалась в условиях капитализма. Это, с одной стороны, приводит к тому, что в искусстве выражаются вкусы буржуа, а само искусство становится товаром. С другой, искусство стремится завоевать автономию от социальных процессов, утвердить свою особую роль и функции. Применительно к XIX-XX вв. мы рассмотрим некоторые художественные направления в европейском искусстве, а также несколько эстетических проблем, возникших в этот период.
Натурализм – художественный метод, сложившийся под влиянием философии позитивизма, которая провозглашала приоритет позитивного, конкретного научного знания над умозрительными философскими рассуждениями. Такие принципы позитивизма провозгласил французский философ Огюст Конт. Кроме того, под влиянием теории Ч.Дарвина социальные процессы стали сводиться к биологическим, а источником художественного творчества считаться физиология и психика человека. Искусство трактовалось как результат неотвратимого действия наследственности и материальной среды.
Главным теоретиком натурализма являлся английский философ И.Тэн. В своей «Истории английской литературы» он применил естественнонаучные методы к анализу художественной культуры и выделил три компонента, которые определяют характер искусства: раса, среда, момент. Во-первых, биология каждой расы определяет национальный характер, в соответствии с которым складываются и формы искусства. В частности, специфика культуры германских и культуры романских народов объяснялась данным компонентом. Во-вторых, географическая и климатическая среда оказывает влияние на формы искусства. В-третьих, всякая художественная культура проходит в своем развитии периоды становления, зрелости и угасания, каждому моменту этого процесса соответствуют особые явления в искусстве.
В 70-80 годы XIX века в натуралистическом искусстве были подняты общественно значимые темы. Литература натурализма подробно показывала жизнь угнетенных и указывала на необходимость изменения «среды». Романы Э.Золя и Г.Мопассана представляют собой прекрасный образец социальной критики.
Натурализм как художественный метод предполагал стремление к внешнему правдоподобию, протокольности, детальному описанию единичного (в противовес реализму, предполагающему необходимость обобщения и типизации).
В отличие от предшествующей, классической, традиции, ценившей «высокое искусство» и считавшей, что человек может и должен к нему приобщаться, в XIX веке была поставлена проблема «массового искусства». Проблема возникла тогда, когда потребителем искусства стал буржуазный обыватель, нуждавшийся не в «высоком», а в понятном.
Уже А.Шопенгауэр разделил человечество на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, и «людей пользы», ориентированных на утилитарную деятельность. Поскольку в основе бытия по Шопенгауэру лежит Мировая Воля к жизни, целью творчества является само творчество, которое предполагает постижение Мировой Воли на интуитивном уровне и воплощение ее содержания с помощью сознательных усилий и технических приемов. Поэтому художественное творчество иррационально и не имеет социального предназначения. Прекрасное существует только в искусстве, но не в действительности, поэтому уход от жизни в «чистое искусство» неизбежен. Этот тезис стал впоследствии лозунгом «искусства декаданса» («искусства упадка»).
В философии Ф.Ницше ключевой категорией также является воля. В произведении «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше выдвигает идею двух начал европейской культуры: аполлоновского и дионисийского. Аполлоновское начало в искусстве позволяет создавать стройные, упорядоченные, гармонические пластические образы. Здесь Мировая воля реализуется в создании прекрасной иллюзии. Дионисийское начало в искусстве – это проявление Мировой воли без посредства сознания человека; это страстное, опьяняющее, возбуждающее начало в искусстве. Вся культура предстает у Ницше как соперничество двух начал, в котором исторически аполлоновское взяло верх, а ныне происходит пробуждение дионисийского начала. Ницше восхищался творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера. В написанной на мифологические темы оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов» герои увлечены сильными и роковыми страстями. В этих произведениях слышен отзвук романтизма, проповедовавшего стремление к идеалу, которое должно повлиять на жизнь людей. Демократизм буржуазной культуры Ницше оценивает негативно, считает его признаком «омассовления, профанации и упадка. Право на выдвижение критериев красоты должен иметь только сверхчеловек.
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в ХХ веке продолжил линию критики массового искусства. В произведении «Дегуманизация искусства» (1925) он развивает мысль о том, что современное искусство обращено не к массе, а к элите, а потому «непонятно». Именно современное искусство разделяет публику на художников и нехудожников, это чисто «художественное искусство». Элита выделяется не социальным положением, а наличием особого органа восприятия, именно к ней обращается истинный творец прекрасного. Статья Ортеги-и-Гассета стала манифестом авангардизма как художественного направления.
Теорию «искусства для искусства» или «чистого искусства» развивал целый ряд мыслителей (тот же А.Шопенгауэр) и художественных направлений. Все они полагают, что искусство – главная, самоценная и самодовлеющая сфера деятельности, не связанная с социумом. Действительность поставляет лишь материал для выразительных задач художника, ибо важно не что, а как изображается.
Импрессионизм (impression – впечатление) сложился во Франции в 60-70 гг. XIX в. и в России в начале ХХ века. Своей задачей импрессионисты считали изобразить впечатления от мира в их мгновенности, неповторимости, случайности, изменчивости. О.Ренуар, Эдуард Мане, Клод Моне, К.Писсарро, В.Серов, К.Коровин разработали специфические приемы художественной выразительности для достижения этой цели. Импрессионизм уделял большое внимание пейзажу на пленэре, стремясь передать воздух и свет в естественной среде. Импрессионизм в музыке представлен такими именами как Морис Равéль и Клод Дебюсси, а в скульптуре – творчеством Огюста Родена.
Символизм во Франции, как и в России, стремился показать мир через призму души художника, отразить его переживания. Функция символа – дать намек на таинственное содержание поэтической души. Искусство должно запечатлеть высшую реальность, в контакте с которой находится художник, и у каждого творца есть свой оригинальный путь к ней, индивидуальный словарь художественных приемов. Символисты Поль Верлéн, Шарль Бодлéр, Артюр Рембó составили славу французской литературы.
Модернизм (modern – современный) – художественное направление ХХ века, предпринявшее попытку отказаться от традиционных методов художественного изображения и поставившее задачу создания «нового искусства».
Авангард – художественное направление, нигилистически отрицавшее традицию в искусстве. К авангарду относятся столь разнородные явления как кубизм Пабло Пикассо, супрематизм Казимира Малевича, футуризм Владимира Маяковского, такие течения как дадаизм и экспрессионизм. Все они провозглашали отказ от жизнеподобия, от предметного изображения действительности. Авангард в искусстве стал признаком кризиса самой реальности и призыв к социальному обновлению. Авангардисты относились к революции как к социальному театру, к виду художественного творчества. В области драматического искусства авангардизм стал истоком таких новых приемов как массовые театральные действа («хепенинги»), уличные представления художников («перформансы») и др.