Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.
1. Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г.
В искусстве ХХ века нашли выражение идеи психоанализа, выдвинутые З.Фрейдом и К.Г.Юнгом, согласно которым в основе культурных процессов лежат бессознательные инстинкты. Социум и культура подавляют их, а искусство, напротив, является способом их удовлетворения. Подобные представления положены в основу развития массового искусства, которое апеллирует к самым сильным животным инстинктам человека: страху, агрессивности и сексу. В результате триллер, боевик и порно оказались самыми востребованными жанрами массового кино. Еще одной реализацией психоаналитической программы в искусстве стал сюрреализм.
Сюрреализм («сверхреализм») видел главную цель искусства в изображении сферы бессознательного. Произведение искусства представлялось «грезой» или «сном», творчество должно отражать галлюцинации, бред, мистические видения, а не обыденную реальность, в этом и состоит «сверхреализм» изображения. Жизнь и творчество Сальвадора Дали стало манифестом сюрреализма. Живописным приемом Дали стало соединение на полотне несоединимых, но фотографически достоверных объектов («Горящие жирафы»).
Постмодернизм стал следствием разочарования в современности, прогрессе, творчестве и стал новым, радикальным пересмотром всех установок художественного творчества и восприятия. Постмодернизм не отвергает наследия культуры, но обращается к нему как к предмету игры, а не серьезной священной традиции. Иронизирование над художественными программами прошлого стало обязательной установкой эстетического сознания. Постмодернизм отличает стилевой плюрализм, эклектичность, «анархизм стилей», возводимый в принцип. Произведения постмодернистов отличает «цитатность»: фрагменты чужих творений вставляются в авторский текст, более того, любой текст содержит отсылки к наследию прошлого. Поэтому художник переориентируется с творчества на компиляцию и создание коллажей (предполагается, что «все уже создано», «все слова уже сказаны», любая фраза – это цитата). Главным эстетическим отношением становится не отношение «художник – произведение», а отношение «произведение – зритель», таким образом, смысл художественного произведения рождается не в момент создания, а в момент восприятия. Соответственно, у каждого зрителя он свой. Более того, постмодернистские произведения заведомо содержат «двойное кодирование»: одно и то же произведение может быть прочтено и как элитарное, и как массовое. Обывателя интересует сюжет, а профессиональная среда любуется своеобразием художественных приемов и утонченностью «цитат».
Предметом эстетики в широком смысле слова является эстетическое отношение к действительности и искусство как высшая форма эстетической деятельности. Эстетическое отношение проявляется через эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Эстетическое сознание складывается из таких феноменов как:
Эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность – искусство.
Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным отношением к действительности.
1. «Трудовая» теория происхождения прекрасного была разработана в русской, а затем в марксистско-ленинской эстетике, которая опиралась на широкую предшествующую традицию. В ней утверждается, что труд, а не созерцание, поставлял людям первичные представления о том, что в мире есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность. Прекрасным называлось то копье, которое хорошо выполняет свою функцию. В соответствии с этой древней традицией Сократ отождествлял прекрасное и целесообразное, считал эстетическое отношение разновидностью прочих отношений к благу.
При этом ни Сократ, ни Маркс не отождествляли эстетическое и утилитарное. Если прекрасное и полезное сближались, что говорилось о том, что прекрасное полезно «в высшем смысле», «в общечеловеческих интересах», «в перспективе человеческого развития».
2. В эстетике И.Канта, у романтиков, в теории «искусства для искусства» развивалась идея о полной противоположности прекрасного и полезного. И.Кант полагал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».
Эстетическое отношение демонстрирует свободу человеческого духа по отношению к материи, индивида по отношению к социуму, единичного и неповторимого по отношению к типовому. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением, необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.
Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности – видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления – это не утилитарная, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность для человеческого рода в целом. Красота – признак «очеловеченности» мира и развитости самого человека, а эстетическое отношение – специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) – это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.
Специфика эстетического отношения может быть выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания.
1. Многие учения объединяли красоту и науку. Так у пифагорейцев музыка понималась как математическая дисциплина, ибо приятные созвучия подчиняются простым математическим законам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах.
2. В других эстетических концепциях научное знание и эстетическое отношение противопоставлялись. Средневековая философия, Шеллинг, романтики, символисты полагали, что эстетическое – это высшее знание, знание о высшем. Оно идет не от разума, а от чувства, т.е. более гармонично. Кроме того, это образное, а не понятийное постижение действительности, поэтому в отличие от холодного и антиномичного (противоречивого) рационального знания, эстетическое познание обладает целостностью. Поскольку эстетическое отношение дает знание ценностей, а не просто информацию об объектах, оно более значимо для человека, чем научное.
Научное отношение к действительности
характеризуется
Итак, эстетическое отношение к действительности представляет собой бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте – всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов.
Прекрасное – эстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цветосветовых отношениях, характеризующая внешний облик явлений. На предложенной выше схеме прекрасное выступает как гармония духа и материи, содержания и формы, разумного и чувственного, объективного и субъективного, упорядочивание хаоса, свободное выражение необходимости. Эти определения прекрасного можно продолжить. Главный же вопрос, волновавший мыслителей, это – какова природа прекрасного? Ответить на этот вопрос означает ответить на вопрос о сущности эстетического в целом.
Основные трактовки прекрасного
1. Прекрасное есть воплощение Бога или абсолютной идеи в конечных вещах и явлениях, как считали Платон, Гегель и христианские философы средневековья.
2. Прекрасное – объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в древнегреческой космоцентрической эстетике, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космоса. Такая трактовка в той или иной форме воспроизводится во всей материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для нее прекрасное – естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и т.д.
3. Действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. Красота – результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, «суждений вкуса», «чувствования», «проецирования духовного богатства на действительность», как полагали многие субъективистские направления в эстетике (романтики, модернизм).
4. Прекрасное есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасной жизни. Так полагали Сократ, Аристотель, Н.Г.Чернышевский. При таком подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. С позиций этого подхода прекрасное – это эстетический образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его до совершенства. В этом плане прекрасное есть построенная воображением модель предмета, гармонические черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.
5. Эстетические разработки на основе учения К.Маркса утверждают, что прекрасное – это результат того, что объективные явления с их естественными свойствами втягиваются общественно-исторической практикой в сферу интересов человека и приобретают положительную ценность для человечества как рода, «одухотворяются», очеловечиваются трудом и становятся сферой свободы. В рамках этой позиции красота объективна, так как зависит не от восприятия того или иного индивида, а от реальной ценности предмета для человечества. Это эстетическое свойство имеет общественную сущность и формируется исторически. Наконец, прекрасное – сфера свободы человека, свидетельство того, что человечество овладело данным аспектом реальности.
Безобразное – категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова, безобразное значит без-образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами – хаос. На приведенной схеме безобразное характеризуется как распад формы, утрата содержания, бездуховность, бесчувственность, неразумие, хаотичность материи, господство необходимости.
В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно истолковывалось как исключительная художественная ценность.
Безобразное – антипод прекрасного. Однако эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.
Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями.
Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве. Создавая произведения, соответствующие категории возвышенного, человек тем самым роднится с вечностью, обретает бессмертие посредством творчества. Грандиозность, масштабность, монументальность – типичные формы отражения возвышенного в искусстве. Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды – не только по причине их «возвышенности» над пустыней, а потому, что они утверждали сопоставимость фараона с бесконечностью и вечностью. Образ возвышенного в средневековом искусстве запечатлен, прежде всего, в готических соборах, проникнутых пафосом порыва к абсолютному и почти недостижимому бытию – Богу. В терминах возвышенного может быть охарактеризована Библия и другая литература героического содержания.