Проблема сохранения национальной и культурной идентичности Англии в начале 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Современные реалии глобализирующегося мира порождают потребность в определенных обобщенных и обновленных представлениях о сути процессов, происходящих в мире, в частности, о влиянии глобализации на национально-культурную идентичность.
Глобализация представляет собой, в целом, объективный процесс, сопровождающий качественные изменения в мировом пространстве, но она также определяется и субъективными факторами, которые нередко соотносят с «навязыванием» отдельными странами тех или иных позиций («американизация», «вестернизация», «культурный колониализм» и т.д.). Такие тенденции сопровождаются как мультикультурной интеграцией, так и национально-культурной дифференциацией и поляризацией. В этих условиях многие общества, народы и индивиды испытывают кризис идентичности; национально-культурная идентичность в ходе глобализации подвергается изменению из-за усилившегося взаимодействия культур.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Проблема национальной идентичности Англии в 21 веке..doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

- 58% граждан страны  полагают, что иммиграция подрывает  британскую культуру и способствует  распаду общества, а 69% - уверены  в том, что насаждаемый властями  мультикультурализм «не работает»; причем это мнение разделяют 45% мигрантов, уже проживающих в Великобритании, и 41% - вновь прибывших;

- у 51% все чаще возникает  желание покинуть Великобританию  и переехать в другую страну  из-за того, что иммигранты, по  их оценке, оказывают серьезное негативное воздействие на британское общество (при этом среди городских жителей численность лиц, заявляющих об этом, достигает 75%).

Данные, полученные в  ходе опроса, были опубликованы в британских СМИ, и реакция последовала незамедлительно. Как резюмировал глава исследовательского центра MigrationWatch UK Эндрю Грин, «ошеломляющие результаты опроса свидетельствуют, что граждане страны выступают за немедленные решительные меры по снижению масштабов иммиграции».

Недовольство иммиграционной политикой, проводимой властями, достигло в британском обществе уже таких масштабов, что традиционная толерантность, столь свойственная британцам, начинает уходить в прошлое. Международный социологический опрос, проведенный известной исследовательской компанией Angus Reid Strategies в августе 2009г. в Великобритании, США и Канаде, показал: если в Канаде доля респондентов, считающих, что иммиграция оказывает негативное воздействие на их страну, составляет лишь 41%, а в США – 66%, то в Великобритании она превышает 72%.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон  произнес на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности речь о провале политики мультикультуризма. Выступление было также посвящено радикализму и истокам терроризма.

"Очевидно, нам надо менее придерживаться принципа пассивной толерантности последних лет, нам нужен гораздо более активный, сильный либерализм", заявил Д.Кэмерон.

По словам Д.Кэмерона, британцы нуждаются в более определенной и четкой национальной идентичности, которая помешает развитию экстремизма в обществе.

В октябре прошлого года канцлер Германии Ангела Меркель выступила с аналогичным заявлением. Она сказала, что попытки ее страны построить мультикультурное общество потерпели полное поражение, концепция мультикультурности, подразумевающая, что люди, представляющие разные культурные традиции, могут мирно сосуществовать друг с другом, не работает в Германии.

При этом она добавила, что, хотя ислам и является частью Германии, иммигрантам надо прилагать больше усилий для того, чтобы интегрироваться в немецкое общество, включая необходимость выучить немецкий.

 

«Приток цветных людей  мог бы нарушить гармонию, силу и  сплоченность нашей государственной  и общественной жизни, а также  внести в неё разлад и общее недовольство» (из письма к Клементу Эттли (в то время премьер-министр Великобритании, прим. перев.), подписанного 11 парламентариями-лейбористами 24 июня 1948, через два дня после того как пароход «Император Уиндраш» привез 417 мигрантов афро-Карибского происхождения в Великобританию. Цитируется по Р. Скеллингтон, «Расы в Великобритании», London: Sage (1992), стр. 51)

22 июня 1948 пароход «Император  Уиндраш» привёз в порт Тилбери  (Великобритания) 417 ямайских эмигрантов  из Вест-Индии, это была первая волна из многих последующих притоков мигрантов из стран Британского Содружества. Конечно, Англия и раньше видела иммигрантов на своих берегах, но это императорское путешествие стало началом гораздо большего потока цветных иммигрантов, чем она и ее исконные жители когда-либо испытывали. К концу Второй мировой войны в Соединенном Королевстве возрос спрос на рабочую силу. Цветные иммигранты из стран Содружества бывшей Британской империи полностью соответствовали росту спроса на малоквалифицированную и неквалифицированную рабочую силу в послевоенной Великобритании. С 1948 по 1970-е годы иммигранты из бывших районов империи, таких, как страны Карибского бассейна, Индия, Пакистан, страны Африки и Дальнего Востока, продолжали приезжать в Великобританию.

Как отмечается в докладах Комиссии по расовому равенству (КРР), сегодня Великобритания является действительно  многонациональным обществом. 
Мульти-этничность, однако, не была принята многими из мигрантов, и этим зачастую объясняется нынешний кризис национальной идентичности в Великобритании. Эта статья – своего рода хроника изменений многонациональной Великобритании, начиная с высадки «Императора Уиндраша» и иммиграционных законов, принятых для контроля межрасовых отношений до нашего времени. Также мы рассмотрим влияние иммиграционной политики на межрасовые отношения и как рост этносов, проживающих в Великобритании, привел к национальному кризису идентичности: «Кто же мы - британцы?» Наконец, рассмотрим возможные пути решения проблем расизма и национализма в Великобритании.

Послевоенная нехватка неквалифицированных рабочих может  быть интерпретирована как, во-первых, потребность Великобритании в послевоенной реконструкции и, во-вторых, как толчок коренной британской рабочей силы к  освоению более квалифицированной работы. Эту потребность могло заполнить только значительное число иммигрантов, а где взять большой приток иммигрантов, как не в странах Британского Содружества? Эти страны «поставляют готовые ресурсы для работодателей». Закон о британском гражданстве (от 1948 года) дает гражданам стран Содружества специальный иммиграционный статус, что позволяет им свободно «въезжать, работать и проживать совместно с семьями» (Д. Мейсон, Расы и этносы в современной Англии, Oxford University Press (2000), стр. 23).

В 1962 году в Закон об иммиграции внутри стран Содружества была введена норма, требующая от мигранта прежде, чем покинуть родную страну и переехать в Великобританию, - получить ваучер, дающий разрешение на въезд. Существовало три вида ваучеров, которые могли получить заявители: ваучеры «Категории А» выдавались тем, кто уже имел гарантии от работодателя в Великобритании; ваучеры «Категории Б» тем, кто еще не имел работы, но, очевидно, имел специальные навыки, которые будут полезны британскому обществу; ваучеры «Категории В» выдавались впервые въезжающим, не попавшим ни в одну из предыдущих категорий людям. Ваучеры «Категории В» были отменены лейбористами после их прихода к власти в 1965 году.

В 1968 году в Закон об иммиграции внутри Содружества ввели  норму, разделяющую владельцев паспортов Соединённого Королевства на две группы – тех, кто имеет право на въезд и проживание в Великобритании и тех, у кого это право было ограничено. Владелец паспорта первой категории, должен был родиться в Соединённом Королевстве или иметь одного из родителей, который родился или натурализовался в Соединённом Королевстве, согласно принципу, известному как «национальная идентичность». Этот закон эффективно лоббировал право на въезд в Британию для граждан «старых» странах Содружества, таких, как Австралия и Канада, при ограничении этого права для «новых» граждан Содружества. Цвет кожи не упоминался в этом законе, но было очевидно, что этот закон направлен на разделение людей по расовому признаку.

В 1971 году в Закон об иммиграции были внесены изменения ещё больше ограничивающие возможности иммигрантов. Тем, кто не соответствует требованиям Закона об иммиграции от 1968 года, теперь было необходимо получать разрешение на работу через каждые 12 месяцев, чтобы остаться в Великобритании. Эти изменения ограничили почти всю первичную иммиграцию из «новых», цветных стран Содружества. Воссоединение семей теперь стало основной причиной переезда иммигрантов на постоянное жительство в Британию из этих стран («Полная хронология изменений иммиграционного законодательства» Д. Мейсон, стр. 26-28).

В 1981 году в Закон о гражданстве  были внесены изменения, согласно которым  все, кто имел право на проживания в Британии в соответствии с иммиграционными  законами 1968 и 1971 годов, автоматически  признавались британскими гражданами. Только граждане Великобритании и граждане Европейского Союза были свободны от иммиграционного контроля. Д. Мейсон отмечает, что «дети, рожденные в Великобритании и не являющихся гражданами Великобритании не получали британское гражданство, если не удовлетворяли принципу «национальной идентичности»». Такие дети становились лицами без гражданства» (Д. Мейсон, стр. 28). Относительно недавно, в 1996 году, в иммиграционное законодательство внесли дополнительные ограничения для тех, кто желает получить убежище в Великобритании.

До тех пор, пока правительство  поддерживало позицию невмешательства, 1948 по 1962 год, Британия приняла несколько  волн иммиграции из государств Содружества. Почему в 1962 году правительство начинает вводить ограничения на иммиграцию? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно посмотреть на последствия массовой и неограниченной иммиграции граждан Содружества в британское общество. Большой приток цветных рабочих в преимущественно белые английские города в конце концов начал приводить к социальной напряженности: «приток большого числа мигрантов, особенно в городские районы с острыми жилищными проблемами, неизбежно усугубляет уже и так непростую ситуацию и, вместе с тем, предоставляет готовых козлов отпущения для коренного населения…» (Д. Мейсон, стр. 28)

По мнению многих белых, прибытие цветных  мигрантов вызвало нехватку ресурсов, и в конце концов мигранты после  того как спрос на неквалифицированную  рабочую силу в 50-е годы стал падать, стали занимать их рабочие места. Журналисты Майк и Тревор Филлипсы подчеркивали, что «коренные жители Британских островов видели себя во главе иерархии британцев, на этом основывалась и вся теория расового превосходства белых в Великобритании» и теория того, что «англичане господствовали над судьбами «младших рас»» (Майк и Тревор Филлипс, «Уиндраш: мультирассовая Великобритания», Harper Collins Publishers, 1998). Письмо от 11 парламентариев-лейбористов к премьер-министру Клементу Эттли, цитируемое в начале статьи, является еще одним свидетельством расистской атмосферы, царящей в послевоенной Британии.

Интеграция мигрантов из «новых»  государств Содружества имела очень  важное значение. Вместе с тем, Артур  Марвик, профессор истории в Открытом университете, отмечает, что: «Англичане во все времена были ксенофобами, учитывая и то, что иммигранты зачастую приезжали со своими культурными и религиозными традициями и не очень-то стремились от них отказываться. Рассчитывать на скорую интеграцию иммигрантов, не говоря уже об их ассимиляции, было бы совершенно напрасным делом» (А. Марвик, Послевоенное британское общество, Лондон: Penguin Books (1990), стр. 164).

Возросшие нагрузки на ресурсы общества в конечном итоге привели к  нарастанию враждебности белого населения  по отношению к цветным иммигрантам, что привело в 1958 году к беспорядкам в Ноттинг Хилл на западе Лондона. После этого консерваторы начали кампанию по ужесточению иммиграционного контроля в Великобритании. По мнению консерваторов и ещё более радикальных правых националистов, межрасовые отношения могли улучшиться только на основе строгой иммиграционной политики. Иными словами, Великобритания больше не будет иметь проблем в межрасовых отношениях, если больше ни один из цветных иммигрантов не приедет в Британию. Таким образом, в 1962 году закончилась политика невмешательства британского правительство в дела иммиграции из стран Содружества. Известная речь настоятеля англиканской церкви Пауэлла, более известная как «Речь «реки крови»», только обострила общественное негодование по отношению к иммигрантам.

Сегодня крайне правая Британская национальная партия (БНП) находится на подъеме, так  как угроза международного терроризма вызвала новые опасения общественности по поводу эффективности иммиграционной политики Великобритании. Растущее разочарование  малообеспеченных белых из когда-то промышленных районов Англии привело к кампании против расового равенства (из доклада Комиссии по расовому равенству (КРР), 15 апреля 2003). 
В ответ на рост националистических настроений государство стало менять миграционное законодательство и подзаконные акты, регламентирующие межэтнические отношения в Британии. Первый «Закон о расовых отношениях», принятый в 1965 году, начинал работать в совершенно новых условиях высокой расовой напряженности на всей территории Соединенного Королевства. Сам Закон, однако, был проработан не настолько глубоко, чтобы внести коренные изменения в межрасовые отношения. Версия Закона от 1968 года также не принесла каких-либо существенных изменений в правоприменительной деятельности.

В 1976 году этот закон был снова обновлён и, как утверждает Энтони Лестер, специалист в области прав человека, - «была создана законодательная база, которая затрагивала широкий круг вопросов и являлась уникальной для Европы. Однако многие нормы в Законе были прописаны слишком сухо и технически и содержали ненужные исключения и ограничения» (А. Лестер «От законодательства к интеграции», London: Routledge (1998), стр. 25). Эта поправка к Закону о расовых отношениях, тем не менее, создала Комиссию по расовому равенству (КРР), «финансируемую государством, неправительственную организацию, созданную для борьбы с расовой дискриминацией и расовым неравенством» (www.cre.gov.uk). Сегодня КРР несет ответственность за межэтнические отношения в Великобритании, а также помогает в проведении расследований фактов расовой дискриминации и неравенства.В 2000 году в Закон о расовых отношениях были внесены изменения, обеспечивающие дополнительную защиту иммигрантов от чьих-либо дискриминационных действий. Благодаря работе КРР, «Закон о расовых отношениях 2000 года ставит вне закона дискриминацию против кого-либо по признаку цвета кожи, национальности (в том числе гражданства), этнического или национального происхождения» (КРР «Закон о расовых отношениях», www.cre.gov.uk).

Однако остаётся много противоречий между политикой межрасовых отношений и иммиграционной политикой. Пока иммиграционный контроль утверждает, что цветные мигранты должны быть депортированы из Великобритании, политика межрасовых отношений утверждает, что они могут стать членами британского общества. К этому противоречию, добавляется ещё и кризис национальной идентичности. Бывший генеральный секретарь Национального совета по гражданским свободам, Сара Спенсер утверждает, что: 
Послевоенная иммиграция в Великобританию, по-видимому, спровоцировала кризис национальной идентичности. Потеряв свою имперскую, военную, экономическую и спортивную доблесть, Британия уже не уверена в своей главенствующей роли и особой культурной самобытности. Некоторые британцы, или, точнее англичане, сомневаются в том, насколько их культура устойчива к такому разбавлению другими культурами, насколько прочны их обычаи под угрозой иммигрантов, которые везут с собой свои обычаи и ценности, и примут ли иммигранты национальную команду Англии по крикету как свою собственную» (С. Спенсер, «Влияние иммиграционной политики на межрасовые отношения», Блэкстон, Стр. 83). Лорд Тебит предложил использовать «крикет тест» для определения «британственности» человека. Иммигрантские общины должны поддерживать сборную Англии по крикету даже тогда, когда она играет с их родной страной. Это будет, по словам Тебита, «не испытание «британственностью», но тест на интеграцию» (BBC News).

Информация о работе Проблема сохранения национальной и культурной идентичности Англии в начале 21 века