Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:55, курсовая работа
Современные реалии глобализирующегося мира порождают потребность в определенных обобщенных и обновленных представлениях о сути процессов, происходящих в мире, в частности, о влиянии глобализации на национально-культурную идентичность.
Глобализация представляет собой, в целом, объективный процесс, сопровождающий качественные изменения в мировом пространстве, но она также определяется и субъективными факторами, которые нередко соотносят с «навязыванием» отдельными странами тех или иных позиций («американизация», «вестернизация», «культурный колониализм» и т.д.). Такие тенденции сопровождаются как мультикультурной интеграцией, так и национально-культурной дифференциацией и поляризацией. В этих условиях многие общества, народы и индивиды испытывают кризис идентичности; национально-культурная идентичность в ходе глобализации подвергается изменению из-за усилившегося взаимодействия культур.
Кризис национальной идентичности
ставится под сомнение сам смысл
слова «британственность». Что считать
«британственностью?» Очевидно, что ирландцы,
шотландцы и валлийцы имеют сильное национальное
самосознание, связанное с их народами.
Но они не всегда считают себя британцами.
Англичане, с другой стороны, оказываются
меж двух огней. Являются ли они англичанами?
Или они британцы? И как они справятся
с захватом их рабочих мест и ресурсов
цветными иммигрантами? Конечно, послевоенная
волна цветной иммиграции заставила белых
британцев, в основном англичан, задуматься
над вопросом своей национальной идентичности.
Вместе с тем, национальная идентичность
цветных иммигрантов также была поставлена
под вопрос. Кто и какие они? Разве те, кто
жил в Индии в послевоенные годы, будучи
членом Содружества, - уже англичанин?
Или он стал англичанином только после
того как иммигрировал на Британские острова?
Такие термины, как черный британец или
азиатобританец появились в современном
языке. Вырабатывается ли чувство национальной
идентичности уже у первого или только
у второго поколения мигрантов, прибывших
на острова из бывших стран империи?
Фактически, невозможно определить единую
национальную идентичность для Британии.
Согласно Спенсеру, - «национальная
идентичность предполагает четкую однородность,
общую культуру, общие ценности,
общий набор понятийных категорий...
как и каждый индивидуум не имеет
только одну черту, также и нация представляется
тысячами граней и личностей…» (Спенсер,
стр. 84).
10 октября 2000 года Комиссия по вопросам
развития многонациональной Великобритании
(КРМБ) призвала правительство сделать
официальное заявление и признать тот
факт, что Великобритания является многонациональным
обществом. Строго говоря, правительство
попросили пересмотреть основы, - что значит
быть британцем. Председатель КРМБ, господин
Бхику Парех заявил, что такая декларация
будет «заявлением о том, кто мы есть»,
так сказать способом заявить всем этническим
меньшинствам, что Великобритания ценит
и уважает свою многонациональность (BBC
News, «Что такое британственность?» 11 октября
2000 года).
В сентябре 2002 года министр внутренних дел Дэвид Бланкетт попытался создать альтернативный тест на «британственность» для потенциальных иммигрантов. Он отметил одну вещь, которая, по его мнению, точно не является частью «британственности» - это принудительные браки, распространённые у цветных мигрантов. «Сказать определённо о том, кто же такие британцы, сегодня является непростой задачей» (BBC News, «Что такое британственность?» 10 сентября 2002).
Таким образом, иммиграция привела
к недовольству белых британцев
цветными мигрантами, а также вызвала
кризис национальной идентичности. Но
почему это произошло и что может сделать
правительство, чтобы решить эти проблемы?
Спенсер утверждает, что, хотя нынешняя
иммиграционная политика и, особенно,
то, как она преподносится правительством,
наносят ущерб межнациональным отношениям,
тем не менее, иммиграционный контроль,
безусловно, не должны быть снят. В конце
концов, количество ресурсов, имеющихся
в Великобритании, весьма ограничено.
Не представляется экономически возможным
всем сразу разрешить въезд в Британию.
Вопрос не столько в том, иметь ли иммиграционный
контроль вообще, а, скорее, в том, «какой
иммиграционный контроль должна иметь
Великобритания и как добиться того, чтобы
воздействие этого контроля на межрасовые
отношения был позитивным» (Спенсер, стр.
84 - 85).
Современная иммиграционная политика
Великобритании «исполнена» в негативных
и оборонительных тонах. В заявлении, опубликованном
правительством в 1971 году, говорилось
следующее: «Иммиграционное законодательство
Британии, является главным образом средством
регулирования миграционного давления,
а не средством достижения социальной
или экономической выгоды». Проблема Британии
в том, что ни одно правительство с тех
пор не пыталось корректировать эту ситуацию,
как утверждает Спенсер, - «для очевидных
и необходимых шагов по улучшению межрасовых
отношений в стране». Иммиграционные законы
должны сосредоточить внимание на социальных
и экономических выгодах, которые иммигранты
могут привнести в британское общество,
а не на сплошном отрицании, что, собственно,
происходит сейчас.
Начиная с 60-х годов, строгие меры иммиграционного контроля, и риторика властей в этой области оказывают негативное воздействие на межэтнические отношения в Великобритании. Угроза международного терроризма и увеличение количества лиц, ищущих убежища в Британии, вызывает тревогу у общественности. Увеличение сторонников крайнеправых на последних местных выборах даёт понять - межрасовые отношения в Великобритании не становятся лучше, а только ухудшаются. Очевидно, правительство должно оказать влияние на проблему расизма в Великобритании за счет реформирования всей иммиграционной системы. Только позитивно-акцентированная иммиграционная политика, основанная на том, что цветные мигранты полезны для британского общества, может продвинуть Великобританию вперед, - в новую национальную идентичность (Спенсер, стр. 85).