Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель нашего исследования: изучить профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива.
Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач:
- раскрыть сущность понятий «любительское творчество», «любительский художественный коллектив»;
- изучить особенности руководства любительским хореографическим коллективом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ….3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ»…………………………………………………………………… 5
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗЦОВОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «ФЕЙЕРВЕРК» ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ МЕТАЛЛУРГОВ Г. ЖЛОБИНА)……………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..……………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30

Файлы: 1 файл

Пример Курсовая СТАСЕВИЧ.docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Исполнитель:

студентка 211 «А» группы

Стасевич Екатерина 

Викторовна

 

Научный руководитель:

Профессор кафедры

менеджмента СКД,

кандидат педагогических наук,

доцент

Мойсейчук  С.Б.  

                                         

Допущена к защите

«____» ______________2013 г.

 

Минск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ….3

РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ»…………………………………………………………………… 5

РАЗДЕЛ  2.  ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗЦОВОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «ФЕЙЕРВЕРК» ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ МЕТАЛЛУРГОВ Г. ЖЛОБИНА)……………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..……………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в различных учреждениях культуры. Различные хореографические коллективы при Дворцах и Домах культуры, а также хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.

Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов зависят в первую очередь от квалификации руководителей, которые непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью. Они конкретизируют цели каждого занятия, определяют формы их организации, планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Руководитель показывает и объясняет танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками, организует вечера практики, конкурсы, соревнования.

Чтобы квалифицированно преподавать, руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах. Организаторская деятельность требует креативности, умения принимать решения в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда необходимо, отказываясь от готовых образцов, творчески использовать имеющийся опыт. В современных условиях изменение портрета руководителя творческого коллектива влечет за собой и изменения требований, предъявляемых к нему.

Таким образом, цель нашего исследования: изучить профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива.

Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач:

- раскрыть сущность понятий «любительское творчество», «любительский художественный коллектив»;

- изучить особенности руководства любительским хореографическим коллективом.

Объектом исследования является любительский хореографический коллектив.

Предметом исследования – личностные и профессиональные качества руководителя любительского хореографического коллектива.

Методы, использованные в ходе исследования – анализ психолого-педагогической и культурологической литературы по проблеме исследования, включенное наблюдение.

Практической базой исследования является образцовый ансамбль танца «Фейерверк».

 

 

РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ»

Изучением творчества, творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история, этнография, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь», «деятельность».

А.М.Коршунов понятие «творчество» определяет как активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей [7,c. 67].

По мнению Е.И.Смирновой: «творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного, гуманного». [13, c. 56]

Закон о культуре Республики Беларусь творческую деятельность определяет как вид культурной деятельности, включающая художественное творчество и другую интеллектуальную деятельность, которая завершается появлением нового, не существующего ранее самостоятельного продукта интеллектуальной деятельности в области культуры.

Свобода творческой деятельности складывается с право выбора сфер, направлений (школ), форм, приемов и методов, жанров, стиля создаваемых произведений искусства, а также репертуара исполняемых произведений, языка, стиля и манеры исполнения.  Она включает аутентично - фольклорную деятельность, которая осуществляется как на профессиональной, так и любительской (непрофессиональной) основе. [9, c. 2,7]

Важную роль в современном социокультурном процессе играет любительская деятельность человека. Она организовывается на добровольных началах в соответствии с принципами личного интереса и внутренними побуждениями. Формирует отношение к деятельности как к потребности. Люди сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется не только в деятельности, а в деятельности добровольной, сознательной, совпадающей с интересами личности. Поведение человека не детерминируется ничем, кроме его собственных желаний и стремлений.

Широко распространенный сегодня термин «любительское творчество» впервые появился в конце XIX века и характеризовал значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различными видами любительского искусства (театры, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные представления, частушки, народные пляски, народное инструментальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направлений деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослужения, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах,   выступления  ораторов,  проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно вплеталось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обособляет себя от повседневности. [1, c. 43]

Однако стоит отметить, что любительская деятельность – это деятельность, соответствующая оптимальным нормам функционирования организма и психики. Если в бытовых и особенно в трудовых занятиях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешними факторами, то здесь они целиком зависят от внутренней направленности и желаний человека. Столь высокий уровень свободы и самостоятельности является поистине идеальным и в современных условиях может иметь место только в области свободного времени. По этой и ряду многих причин переключение из сферы утилитарного и институционно-ограниченного поведения в сферу любительских занятий всегда связано с яркими положительными переживаниями, среди которых доминирующими являются чувства удовольствия и наслаждения. Человек получает возможность распоряжаться собой по собственному усмотрению, а это всегда приятно и очень высоко ценится.

Любительство характеризуется не только широкой возможностью свободного выбора конкретного вида занятий, но и довольно большой самостоятельностью субъекта в ходе этих занятий. По единоличному или коллективному желанию деятельность может быть приостановлена, отложена, перенесена во времени, заменена другой деятельностью. Еще больший простор имеют любители в регулировании ритма и темпа своих действий, срока выполнения намеченных заданий, в решении вопросов, связанных с самоуправлением и т.д. Возникающие здесь отношения по природе своей не приемлют категоричности; любой диктат и любое навязывание тотчас разрушают основное привлекательное качество досуга – ощущение свободы.

Любительская деятельность – это деятельность, которая в значительной мере направлена на изменение самого субъекта деятельности. Человек реализуется здесь во всей целостности своих созидательных сил. Необходимость решать в этой деятельности разнообразные и многочисленные проблемы творческого плана, стремление создавать продукты, неизмененным свойством которых является уникальность, естественно ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности.

Поскольку в условиях социокультурных центров любительство носит преимущественно совместный характер, в процессе его успешно формируется и совершенствуется коммуникативный потенциал личности. Речь идет о таком личностном свойстве, как общительность, о системе практических умений и навыков общения, о способности кооперировать свои усилия с действиями партнеров и т.д. 

Доктор педагогических наук Е.И. Смирнова, ведущий специалист по вопросам теории любительского художественного творчества,  в своей работе «Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление» выделяет две основные категории самодеятельности:

  1. самодеятельность в области потребления художественной культуры;
  2. самодеятельность в области производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И.Смирнова относит:

  1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов);
  2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова);
  3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца);
  4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства);
  5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра);
  6. Киноискусство (фото-кружки, детские любительские киностудии);
  7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.)

Необходимо отметить, что самодеятельное творчество играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. К примеру, хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца. Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра. Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.

 По мнению исследователя  Л.П.Емельяновой, художественная самодеятельность  является не только школой  собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более  важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к  активной художественной деятельности  и развивая свои способности, человек не просто утверждает  себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант  общественно необходимы и полезны. [4, c. 123]

Информация о работе Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива