Развитие художественного творчества школьников в процессе обучения основам декоративной композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Для современного урока изобразительного искусства характерно слияние познавательной и художественной сторон творческого процесса. Он помогает не только постичь культурный уровень своей страны, но и формирует вкус: обостряет художественное зрение, воспитывает чувство цвета, ритма и т.п.
Курс на обновление социального и экономического развития общества ставит сложные задачи кардинальной перестройки общественного сознания, нравственного очищения духовной атмосферы жизни, коренного улучшения психологического климата в общении людей. К решению этих задач в определенной мере призвано и изобразительное искусство, представляющее собой одно из наиболее универсальных средств духовного, нравственного и интеллектуального становления подрастающего поколения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
Глава I. Средства развития художественного творчества детей среднего школьного возраста……………………………………………………………..
Понятие художественного творчества………………………………….
Особенности развития художественного творчества у детей среднего школьного возраста………………………………………………………
Развитие личности ребенка на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………..

Глава II. Обучение школьников основам декоративной композиции……………………………………………………………………..
Понятие «декоративная композиция» и ее особенности…………………..…………………………………………..
Реализация творческого потенциала при обучении основам декоративной композиции…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая методика.docx

— 77.88 Кб (Скачать файл)

Современные представления об организации и развитии творческой деятельности подростков основываются на использовании в учебном процессе нестандартных заданий, создании для учащихся ситуаций затруднения, преодолеть которые можно только путём поиска новых решений. 
Выполнение необычных, неожиданных заданий можно систематически применять на занятиях изобразительного искусства. Так, необычность заданию может придать использование нетрадиционных технологий изображения, например: рисование пальцем, палочкой, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т. д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. 
Применение проблемных ситуаций (ситуаций затруднения) в учебном процессе обеспечивает включение подростков в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение специально созданных учителем проблем. Однако не всякая проблемная ситуация содержит творческую задачу. Например, ситуация выбора из двух или более известных ученику способов решения относится к проблемным, хотя не предполагает решения творческих задач. Творческая задача возникает только тогда, когда ученику необходимо найти новый для него способ, сформулировать новое знание, применить что-то уже известное в принципиально новых условиях.

Глава II. Обучение школьников основам декоративной композиции.

  1. Понятие «декоративная композиция» и ее особенности.

Декоративная композиция – это композиция, имеющая  высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является  достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.  

В первую очередь, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки.

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции(рис.1). Для таких  художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев – рис.2) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит  сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация  реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объектов. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение нескольких разных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо объекта природы или объекта окружающей жизни и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создаётся формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветкам и других растений с одновременным «отбрасыванием» второстепенных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клёна изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника.

 

  1. Развитие личности ребенка посредством использования декоративной композиции на уроках изобразительного искусства.

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» человеческой души. Он пробуждает в сердцах нашего подрастающего поколения всё самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Занятия изобразительной деятельностью необходимо как воздух для нормального развития ребёнка. Приобщаясь к искусству, ребёнок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно – прикладного творчества – рисование, лепка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов. Для детей, с какими-либо нарушениями развития, с неустойчивой психикой изобразительная деятельность наиболее необходима. Она помогает само выражаться, раскрываться. Благодаря творчеству исчезает тревога, психическое напряжение. Каждому человеку необходимо в какой-либо форме выплёскивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие теми или иными событиями, тем самым позволяя стать добре и чище.

Огромную роль в развитии личности школьника играет приобщение к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре. Сейчас это важнейшая задача для всех образовательных учреждений. Воспитать детей культурными, талантливыми, духовно красивыми невозможно без знаний истоков родной культуры, обычаев своего народа. Каждый должен знать, что народное творчество учит самовыражению чувств, раскрывает потребности души, заставляет искать прекрасные формы, помогает фантазировать, подсказывать пути к раскрытию творческих способностей, приводит к гармонии с природой. Развитие личности ребёнка через приобщение к народной культуре - основа, фундамент для любого образовательного учреждения, так как это необходимо каждому ребёнку для развития чувства национального самосознания, закрепления его нравственного стержня, который не даёт пропасть в этом непростом, постоянно меняющемся мире. Всего этого можно достичь, увлекая детей творчеством на занятиях изобразительной деятельности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, рассматривая, прослушивая) – это, прежде всего, информация для ума. Более того, никаким другим путём, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. Только на базе этого опыта может возникнуть мышление. Общеразвивающие возможности изобразительного искусства известны давно. Именно уроки декоративного рисования представляют для этого исключительные, уникальные возможности. Они знакомят детей с народными художественными промыслами, развивает изобразительные способности, логическое мышление, чувство ритма и цвета, даёт представление о закономерности и совершенстве формы, способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитывает интерес к народному творчеству и чувство гордости за национальную культуру. Из года в год обогащается опыт учащихся. Большое внимание уделяется практическим занятиям – лепке, росписи. Эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые тесно связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учёбе и других видах интеллектуальной деятельности. Воспитание личности ребёнка через фольклор, традиции и обычаи народа ведёт к тому, что у школьников развиваются такие качества, как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Всё это благотворно влияет на формирование человека будущего. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно развивать.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребёнка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребёнке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребёнка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью. В. А. Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Этим требованиям отвечают занятия декоративно – прикладным искусством. Декоративно искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Своей целью ставлю развитие способностей детей через творческие задания. Достижение цели вижу через осуществление следующих задач: - овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно – прикладной работы; - ознакомление с особенностями работы декоративно – прикладного искусства и народного искусства лепки, росписи; - развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления; - воспитание интереса и любви к искусству. Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию. Постигая народное творчество, дошкольники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей в процессе изучения народного творчества воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласна с тем, что «самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено то, что народ пронёс через столетия». Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве: в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни каждого человека, особенно для нашего подрастающего поколения, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся национальная культура. Характерной чертой русской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в вещественной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи дети постигают истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видят душу народа. С этой точки зрения забота о развитии ребёнка посредством народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры. Работа по декоративному рисованию достигает нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать детей к таким предметам, как расписная посуда, народные вышивки, русские народные игрушки и пр. В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам, родной природе и родному краю, воспитать настоящего гражданина своей страны, который будет гордиться тем, что он родился и вырос.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок №1

 

 

Рисунок №2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.-Воронеж, 1996
  • Бахтин М.М. К философии поступка. – М., 1986
  • Борев Ю. Психология художественного творчества. – М., 1999
  • Борев Ю. Эстетика. – М., 1988
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991
  • Декоративное искусство. Изд. Академии художеств СССР, М., 1972.
  • Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. Просвещение, М., 1989.
  • Шорохов Е.В. Основы композиции. Просвещение, М., 1979.
  • Шорохов Е.В. Композиция. Просвещение, М., 1986.

 


Информация о работе Развитие художественного творчества школьников в процессе обучения основам декоративной композиции