Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:24, курсовая работа
Цель: Проследить основные этапы развития вятского кружевоплетения, проследить творчество мастеров.
Задачи:
1. Изучить основные этапы развития вятского кружевоплетения, условия развития этого центра.
2. Определить художественно-технические особенности вятского кружевоплетения.
3. Рассмотреть основные технологические приемы и элементы вятского кружева.
4. Рассмотреть орнаментальные мотивы вятского кружевоплетения.
5. Рассмотреть ассортимент изделий вятских кружевниц.
6. Проследить судьбу центра Вятского кружевоплетения в дореволюционный и советский периоды.
7. Рассмотреть творчество мастеров, внесших вклад в развитие промысла.
8. Проанализировать развитие Вятского кружевоплетения в постперестроечный и современный периоды.
Введение………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках……........….…5
1.1 Возникновение и распространение кружевоплетения в России………..…..5
1.2 Ведущие центры кружевоплетения в России……………………………..…8
Глава II. Формирование традиций вятского кружевоплетения……………….15
2.1 История вятского кружевоплетения..……………………………………….15
2.2 Художественно-технические особенности вятского кружевоплетения….17
2.3 Вятские кружевницы, внесшие вклад в развитие промысла……..…….….23
Заключение………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………….………..30
Коллекция ростовского музея имеет также примеры крестьянской кружевной работы конца XVIII - первой четверти XIX вв. Это также концы льняных полотенец. Образцы эти с одной стороны являются отражением народных орнаментальных традиций, с другой носят явное влияние вкусов времени.
На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным и сцепным способом.
Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись). Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство.
Понятие "кружево" включает в себя три основных вида техники. Это шитье иглой, плетение на коклюшках и вязание на прутках и крючком. Но, не смотря на такую классификацию, кружевом может считаться только шитье и плетения. Потому что вязка, на самом деле, представляет собой отдельный технический вид, который отдаленно напоминает шитье и плетение. В России широкое распространение получило кружево, исполненное плетение на коклюшках, в последствии став новым видом декоративно-прикладного искусства. В свою очередь шитое кружево на территории России практически не применялось.[19]
Центр кружевного промысла, возникновение которого восходит к началу XIX в., - город Елец (Липецкая обл.). Елецкое кружево плетётся на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной, шёлковой (а с середины ХХ в. и синтетической) пряжи. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. С 1960 г. Елецкое кружево вырабатывается на Елецком комбинате художественных изделий (мерные кружева, воротнички, перчатки и т. д.).
Для традиционного Елецкого кружева характерна парная техника плетения. Местные жители овладели плетением кружев вначале XIX в. на частной фабрике Протасовой.
С середины века оно распространилось во многих селах и деревнях и особенно большой размах получило в конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых косынок. С 1921 г. существовало товарищество кружевниц. В 1930 г. был организован Елецкий союз кружевниц. Елецкий промысел во время Отечественной войны прекратился в связи с оккупацией и после победы пережил сложный период восстановления.
Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка Елецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки. Но иногда решетка по плотности мало отличается от вилюшки, и нет здесь такого контраста, как в вологодском кружеве. Своеобразие ряда Елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Специфика крупных Елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей Елецкого кружева. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
Особенностью Елецкого кружева является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет кружев. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в трехугольную форму вещи. Многие Елецкие кружевные изделия выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большую легкость и элегантность.
Наряду с изготовлением дополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию предметов интерьера. Чаще всего это – панно, занавески, в которых привлекают внимание не только своеобразная трактовка темы, но и само кружево, поражающее богатством приемов и тонкостью исполнения.
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы Елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале, Осаке. Лишь за последние десять лет "Елецкое чудо" экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение. А в 1994 году на выставке в Москве Елецкие кружева были удостоены золотой медали. Они традиционно реализуются как в России, странах СНГ, так и в дальнем зарубежье.[23]
Одним из известных и оригинальных центров российского кружевоплетения по праву считались Кириши. Кружевоплетение здесь известно с XVIII века. Замкнутое географическое расположение селения Захожи Петербургской губернии, бездорожье и глухие леса – все это помогло сохранению в кружевном промысле своеобразных местных, подлинно народных узоров, избавило от влияния городских образцов, спасло от произвола и плохого вкуса торговок-скупщиц.
Кружева носят название киришских по имени районного центра. В 1949 г., несмотря на разорение, принесенное немецкой оккупацией, в каждой киришской избе поражало кружевное убранство. Подзор на кровати, накидки на подушках, занавеси, полотенца – все было обшито кружевами, в сундуках же от прошлого оставалось немного. Оккупантам очень нравились здешние кружева. Они ящиками отправляли их в Германию, посылали в письмах, и все же оставшиеся в семьях старые кружева и сплетенные по окончании войны дали исследователям возможность выяснить основные темы узоров, получить довольно подробные сведения о промысле. Возникновение кружевоплетения под влиянием помещичьей рукодельной мастерской в данном случае исключалось, поскольку в этой части Петербургской губернии жили государственные крестьяне. Исследователи предполагают, что это ремесло пришло сюда из соседних северных районов: Вологды, Белозерска, Кириллова.
Местные кружева имеют
ярко выраженные особенности
в технике плетения и узорах:
в них сохранились наиболее
древние формы рисунков и
Кружева здесь плели, начиная с юного возраста. Потребность в них была вызвана необходимостью нарядно отделывать приданое, состоявшее, как правило, из не менее, чем 30-40 полотенец домашнего тканья и четырех простынь с прошивками и кружевами. Полотенцами невеста одаривала родню жениха. Самое лучшее полотенце шло в подарок священнику за венчание. Кроме того, нарядными кружевами украшали иконы, оконные занавески, домашнюю утварь и даже «жальные» рубахи, в которых убирали урожай.
Однако в Захожах издавна плели кружева не только для себя, но и на продажу, и по заказам. Ассортимент кружевных изделий был необычайно разнообразен: помимо крупных вещей плели косынки и шарфы из шелковых ниток черного, белого и золотистого цвета, выполняли заказы из Петербурга на платья и блузки. Выкройки для, одежды привозила облюбовавшая этот отдаленный угол для своих торговых операций одна-единственная скупщица. Она не стесняла кружевниц в творчестве, предоставляя им полную свободу в заполнении узорами выкроек. Очевидно, мастерство кружевниц было настолько велико, что создававшиеся узоры своей гармоничностью и красотой вполне удовлетворяли петербургских модниц, и скупщица не вмешивалась в художественное выполнение заказов. В результате самобытное народное узоротворчество сохранилось здесь во всем его своеобразии. В его истоках лежат впечатления от окружающей природы, передаваемые в тех обобщенных формах, которые свойственны каждому виду народного искусства. Любовно храня традиции искусства, бесконечно варьируя старинные узоры, кружевницы запечатлели в своем творчестве все многообразие окружающего их мира. [10]
Глава II. Вятское кружево – как один из народных промыслов России.
2.1. История Вятского кружевоплетения
Вятские кружева появились в начале XVIII века. Первое упоминание о Вятском кружеве относится к 1849 году. Действительно, в фондах краеведческого музея г. Советска в рукописи Императорского географического общества за 1849 год, есть запись, в которой указывается на широкое распространение и хорошее качество кукарского кружева.
Но рождение вятского кружева относят к более ранним срокам. М.Н. Шатров в книге «Кировские кустари» приводит бытовавшее предание: «В начале 18 века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра l был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеж. Здесь за какую-то провинность попал в немилость, и чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотничьему делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки...». Далее автор замечает, что, как в каждом предании, здесь есть и правда, и вымысел, но подчёркивает, обращаясь уже к своему времени: «…Плетёные кружева выработки артелей Советского района не уступают всемирно известным голландским и бельгийским кружевам…». [2, с. 23-26]
Как бы в подтверждение приведённого выше предания в 8-м томе «Истории русского искусства» в главе «Народное искусства первой половины XIX века», написанной известным искусствоведом, знатоком народных промыслов В.М. Василенко, есть упоминание о том, что в конце XVIII – начале XIX века существовало на Вятской земле кружево крестьянское, которое плелось из домашней пряжи без сколков (оно называлось «численное») простым рисунком. Окрашивали его чаще всего в синий, или, как тогда называли, кубовый цвет, отсюда и пошло название «кубовое». Раскупалось такое кружево в основном местным населением для украшения полотенец, для свадебных подарков. Отдельные образцы подобного кружева сохранились в собрании Кировского художественного музея. Например, край и прошва, которые использовались для украшения полотенец.[4, с. 144]
Долгое время единственным районом кружевоплетения в губернии была слобода Кукарка, поэтому и кружево получило название «кукарское». Слобода Кукарка издавна сложилась как один из главных торговых центров юга Вятской губернии изделиями народных промыслов. Более трети населения Кукарки было отнесено к категории кустарей. Земли здесь малоплодородные, и крестьяне постоянно искали дополнительный заработок. Мужчины занимались скорняжным и валяльным делом. Многие добывали известняк – опоку, как его здесь называли. Женщины в Кукарке в основном плели кружева. Отсюда увозили изделия во многие уголки России и за границу, отсюда шла слава о вятском кружеве.
Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в окружающих её селениях, например, в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга.
Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население. К 80-м годам XIX столетия здесь плели кружево более 500 человек. Женщины в основном работали по готовым сколкам. Самостоятельно составлять рисунки могли лишь немногие. Но уже в 90-е годы кружевоплетение на Вятской земле, как и по всей России, получает широчайшее распространение. Стремясь помочь кустарям, его берёт под свою опеку Вятское земство. Отчасти это было продиктовано общими действиями многих губернских земств в России, пытавшихся как-то поправить пошатнувшееся из-за неурожаев 1891-1892 годов положение крестьян. В этот период почти повсеместно не только поддерживались старые центры кустарных промыслов, но нередко насаждались ремесла среди крестьянского населения.
В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой», опирались на её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем, в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений. Формы изделий разнообразны и порой необычны, не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии. Кукарская земская школа кружевниц способствовала расширению промысла.[22]
В середине XIX века кружевом начали украшать свою одежду представители дворянства и состоятельные горожане. Вполне вероятно, что кукарские кружевницы видели образцы из других центров, что-то заимствовали для себя. Но в целом мастерицы вносили в новые образцы изменения сообразно своему вкусу и пониманию сложившихся традиций.
2.2 Художественно-технические особенности Вятского кружевоплетения
Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.
Плетут кружева коклюшками – маленькими деревянными палочками попарно. Про кружево говорят, что оно сплетено из 8, 12, 20, 40 и более пар.
Создаются все кружева в основном двумя способами – парной и цепной техниками плетения. Парной исполняются мерные кружева – прошва, край, различные оплеты, мелкие узоры, или, как говорят мастерицы, мотивы. Своё название эта техника получила оттого, что кружева выплетаются на ней многими парами коклюшек. Узор парного кружева состоит из простейших геометрических фигур разной плотности, которые ритмически повторяются. Покрывала, скатерти, занавески, накидки, салфеточки, дорожки, подстаканники, воротнички, отделки к платью – так называемые штучные изделия – выплетаются сцепной техникой. Плетутся они тоже парами коклюшек, но все изделия ещё при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком. Так и плетётся оно по частям и соединяется потом в целое при помощи сцепления вязальным крючком. Также крючок используется в процессе плетения отдельных частей.
Информация о работе Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках