Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: Проследить основные этапы развития вятского кружевоплетения, проследить творчество мастеров.
Задачи:
1. Изучить основные этапы развития вятского кружевоплетения, условия развития этого центра.
2. Определить художественно-технические особенности вятского кружевоплетения.
3. Рассмотреть основные технологические приемы и элементы вятского кружева.
4. Рассмотреть орнаментальные мотивы вятского кружевоплетения.
5. Рассмотреть ассортимент изделий вятских кружевниц.
6. Проследить судьбу центра Вятского кружевоплетения в дореволюционный и советский периоды.
7. Рассмотреть творчество мастеров, внесших вклад в развитие промысла.
8. Проанализировать развитие Вятского кружевоплетения в постперестроечный и современный периоды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках……........….…5
1.1 Возникновение и распространение кружевоплетения в России………..…..5
1.2 Ведущие центры кружевоплетения в России……………………………..…8
Глава II. Формирование традиций вятского кружевоплетения……………….15
2.1 История вятского кружевоплетения..……………………………………….15
2.2 Художественно-технические особенности вятского кружевоплетения….17
2.3 Вятские кружевницы, внесшие вклад в развитие промысла……..…….….23
Заключение………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………….………..30

Файлы: 1 файл

Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

Узоры сцепного кружева состоят из плотно сплетённой тесьмы – вилюшки, которая, изгибаясь, ведёт основной рисунок, выявляя формы орнамента, а также из прозрачной решётки, служащей для этих узоров фоном. Начинает свою работу кружевница с подготовки скола, который плотно прикалывают к бубну. Затем она навивает нити на коклюшки и навешивает их парами на булавки, вколотые в рисунок. Приёмы плетения основаны на переборе – перекладывании в определённом порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Плетут одновременно двумя парами коклюшек, которые кружевница держит в правой и в левой руках. Остальные, не работающие в данный момент коклюшки, раскладывают на бубне также парами. Они могут спускаться вниз, за бубен, повисать по его сторонам, часть из них накидывается на вколотые булавки по ту и другую сторону рисунка. То, о чем было сказано ранее – техническая сторона плетения кружева. Одинаковые орудие труда у мастериц, общие приёмы плетения, а вот плетут в каждой области по-своему. И поэтому различается кружево вологодское, киришское, рязанское и наше – кукарское, или советское, вятское. [5, с.66-68]

Отличаются кружева друг от друга художественными приемами. Следовательно, всем становятся интересны особенности этих художественных приемов, которые позволяют различать кружево из одной области, из одного центра плетения от других. Рассматривая вятские кружева, можно наблюдать за вилюшкой, той, которая ведет основной рисунок в сцепной технике. Она меняется даже в одном изделии. По краю, например, идет она плотной, волнистой полоской, но если в рисунке есть цветок, то вилюшка в его обрисовке будет уже совсем другой. Тут она может быть более широкой и разреженной настолько, что почти сольется с фоном. Обрисовав лепестки цветка, она продолжает свой путь дальше и может снова стать плотной и так до следующего элемента, например, до розетки или стилизованной веточки. Подойдя к ним, вилюшка может раздвоиться, снова перейти в разреженную решетку, а в конце, повторив весь путь как бы в обратном направлении, опять стать плотной.

Отличительные особенности вятского (кукарского) кружева:

  • Вилюшка (плотно сплетенная тесьма) которая ведет основной рисунок в сцепной технике;
  • Сетки-решетки, являющиеся своего рода фоном (они могут быть звездочками, ромашками, самыми разнообразными насновками (элементы украшения, которые могут быть овальной, квадратной, ромбовидной, подковообразной формы))
  • Разнообразие переплетений в одной вещи;
  • Парная техника плетения (мерное кружево);
  • Края узоров могут быть как круглыми, так и острыми;
  • Плетешки (шнурочки) с воздушными петельками;
  • Звездчатые, острозубчатые формы.

Иногда в одном кружевном изделии можно насчитать 5-7, а то и более переходов вилюшки. Одна из кружевниц назвала как-то в разговоре вилюшку реченькой. Действительно, очень похоже. Течёт такая реченька по вятскому кружеву и становится то широкой и полноводной рекой, то, как в половодье, разливается на несколько потоков. А то вдруг соберётся в небольшую, весёлую речушку – ручеёк и весело, игриво продолжает свой путь. Нередко вилюшка украшается сканью – утолщённой, рельефно выделяющейся нитью, идущей по её средине и по краям. В некоторых кружевах, накладываясь одна на другую, вилюшка плетётся внахлест. Такого разнообразия в плетении вилюшки нет ни в одном другом кружеве. Нигде, кроме, как в вятском, не разрабатываются так богато и решетки. Они могут быть со звёздочками, ромашки, самыми разнообразными насновками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность.

Решетка во многом помогает основному рисунку – орнаменту. Он идёт то плавно и спокойно, то может строиться на динамичных, острых поворотов. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые к платьям, шарфы и пелеринки. Есть в коллекции и готовые вещи. Это, например, детское платье, привлекающее своей простотой и изяществом. Оно выплетено из простых, неотбеленных ниток. В основном выполнено в некрупную, с круглыми ячейками сетку, и только низ подола, рукавов, а также вырез горловины отделены крупным и красивым узором.

Вилюшка плавно ведёт рисунок, постепенно перетекая из низенького цветка в крупный пятилистник и снова переходя в цветок. Весь узор рисунка построен на строго выдержанном ритме. Узор не меняется на рукавах и вороте, только ширина обделочной полосы становится чуть уже. Вилюшка этой работе почти не разрежена, лишь на поворотах она как бы немного раздваивается, и это ещё больше подчёркивает ажурность рисунка. Тот же почерк, та же рука чувствуются и ещё в одной работе – женском кружевном шарфе (может быть, оба изделия были сплетены в одной мастерской). Здесь на такой же решетке с круглыми ячейками по всему полю шарфа разбросаны крупные, круглые розетки. Они чётко выделяются на этом воздушном фоне и в то же время очень органично вписываются в него. Внешние края розеток, представляющие собой лепестки цветка, то собираются в плотную тесьму – вилюшку с круглыми прорывами по центру каждого лепестка, то переходят в мелкую сеточку, и весь цветок с прозрачной сердцевиной выглядит лёгким и ажурным. Концы шарфа отделены мерной прошвой и лёгким краем, украшенным фестонами Чаще всего в сцепной технике плетения кружевницы использовали тонкую хлопчатобумажную или льняную нить, но нередко и шёлк. Рисунки разнообразнейших по форме и размерам дорожек, косынок, шарфов, покрывал построены на геометрических формах, и это придаёт всему изделию особую строгость.

Подчас эти геометрические узоры сочетаются с богатейшей орнаментикой, состоящей из растительных и цветочных мотивов, в которых, раскрывается своеобразие вятского кружева.  Вятская природа оказывает большое влияние на рисунки вятских кружевниц. Сюжетами для работы служат птицы, цветы, облака, морозные узоры на стеклах, насекомые, животные. Как часто та или иная вещь живо напоминает расцветший луг, а другую можно сравнить с садом, где есть сказочные цветы, которые сплетаются в красивые гирлянды.

Не менее интересны кружева парной техники плетения – мерные. Здесь основной узор располагается в центральной части кружева, ограничиваясь с одной стороны кромкой, с другой – волнистым краем – «фестоном», наибольшей разработке подвергается центральная часть. Она состоит из различных геометрических фигур – квадрат, кружков, овалов, треугольников, зигзагообразной ленты. Если плетётся комплект – прошва, край, уголки, то рисунок центральной части повторяется во всём комплекте. По виду рисунки орнамента напоминают предметы реальной жизни. Не случайно некоторые из них называют «цыпочка», «денежка», «мушка». Сохранились в вятском мерном кружке название, в которых слышится своеобразный мастер говор: «околенки», «меленки», «трактовые дорожки», «рюмочки», «червончики», «кудрявые круги», «косые лепёшки», «мелкорыбчатые», «часовенки» и т. д. Вслушиваешься в эти определения, и невольно приходят на память слова писателя В. Осетрова: « в орнаменте душа народа, его меткий наблюдательный глаз, неистощимая фантазия, его характерная символика». Богатейшая коллекция мерного вятского кружева конца XIX -начала ХХ века – отдельные прошвы и такого же рисунка края к ним, целые комплекты отделки постельного белья, включающие в себя уголки к подушкам, кружево на подзоры – находится в собрании Кировского художественного музея. Немало также образцов кружева, выработанного для отделки платьев, блузок, тонкого белья, различных по форме салфеток и носовых платочков. [3,с.23-26]

Для создания новых форм в кружевоплетении сначала зарисовывают цветок с натуры, потом перерабатывают его в декоративную форму. Цветок изображается в плоскости листа как бы распластавшимся по поверхности бумаги. Для этого используются устоявшиеся в кружевоплетении мотивы. Далее цветок изображается в виде тени или силуэта. Теперь все зависит от Фантазии художника, как он изобразит цветок в кружеве. Композиция является основой рисунка кружева. Для этого нужно выбрать режим движения ветки или цветка. И найти режим пятен у цветов. После этого делается набросок эскиза будущего изделия. Оно предстает перед нами в общем виде, вилюшка (основной рисунок) показана тонкой линией. Потом выкройка наносится на миллиметровую бумагу, и обводятся точные линии рисунка, дополненного решеткой. И, наконец, изделие, точнее его сколок, копируется на кальку и можно плести.

Кировские кружева отличаются большим изяществом, легкостью, прозрачностью. В кировских кружевах встречаются мотивы, близкие к вологодским и Елецким, но здесь они приобретают особый, местный колорит. Для кировских кружевных изделий характерно разнообразие узоров, переходящих из плотного плетения в сетку, паучки, узорную тесьму с ажурным рисунком. Узоры кружев кировских мастериц отличаются легкостью и носят растительный характер, часто цветы и листья имеют остроконечные формы. Ассортимент кировских кружевных изделий сходен с ассортиментом вологодских и Елецких изделий.[12,с. 35]

 

2.3 Вятские кружевницы, внесшие вклад в развитие промысла

 

Развитию кружевного производства производство по губерниям способствовали и основанная в 1883 году Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге. Она была создана стараниями С. А. Давыдовой, обстоятельно изучившей кружевное дело почти по всей России. По материалам своих поездок она издала один из первых альбомов «Кружево и русские кружевницы», где были репродуцированы рисунки и сколки кружев из разных мест, даны краткие описания их характерных особенностей. Были показаны в нем и кукарские кружева. Альбом этот получил золотую медаль и почётный отзыв Российской Академии наук.

Создавались они, прежде всего в тех местах, где и раньше женщины плели кружева Белой и Чёрной Холуницах Слободского уезда, в Воткинске Сарапульского, в Залазне Глазовского, а также в Уржуме, Малмыже, и рядом со слободой Кукаркой в селе Ильинском. Но были случаи, как например, в белой Холунице, когда искусству кружевоплетения начали обучать совершенно не знакомых с ним людей. Вятское губернское земство для обучения приглашало в школы выпускниц из Петербурга, иногда на местах оставляли лучших из окончивших школы.

Учиться обычно начинали охотно, причём не только дети, но и взрослые. Но очень немногие проходили полный курс. В крестьянских семьях трудно было выдержать трёхгодичный срок обучения – постоянно отвлекали домашние сезонные работы. Получив определённые навыки, а вместе с тем и возможность прирабатывать и помогать семье, многие девушки уходили из школы и плели кружева на дому. Но всё же число обучавшихся в школах росло постоянно. Так, в Кукарской кружевной школе к концу первого учебного года было 70 человек, и это оказалось настолько большим числом, что администрации пришлось на некоторое время прекратить приём. Единых условий для всех не было. В основном школы открывались за счёт уездных земств. Но их субсидирования были невелики.

Успешнее всего шли дела в тех школах, где находились добровольные покровители. В слободе Кукарке такой покровительницей стала жена местного земского врача А.Г. Афанасьева. Она не только предложила губернской управе бесплатно свои услуги по организации школы, но впоследствии взяла на себя заведование ею. Десять лет отдала эта женщина Кукарской кружевной школе, немало тратя на содержание её своих средств. Нужно было платить педагогам. Например, для улучшения техники плетения в Кукарку из Мариинской кружевной школы пригласили опытную мастерицу Бердникову, кстати, уроженку Вятской губернии. Черчение и рисование вёл педагог из местного двухклассного училища Волкович. Для учениц выписывались из столицы альбомы с образцами кружев и рисунками сколков.

Немало денег тратилось и на бытовые нужды учащихся. Для учениц из окрестных сёл и деревень был открыт интернат, для неграмотных на средства уездного земства организованы вечерние занятия (в 1901году открыта начальная школа). Часть учениц вместо годового содержания получала за свой труд плату с аршина, и на это многие шли охотно. По отчётам школы за 1901год, из общей суммы 887 рублей, вырученной от продажи сработанного ученицами и мастерицами кружева, было выдано на руки 770 рублей. А всего на содержание школы в этот год израсходовано 957 рублей 99 копеек.

В Белой Холунице дело обстояло по-другому. Здесь содержание школы взяло на себя управление местным металлургическим заводом. Правда, для владельцев завода это был вынужденный шаг: нужно было дать занятие женам рабочих. Школа в Белой Холунице была открыта в 1898 году. Уездное земство обязалось отпускать пособие на её содержание в сумме 100рублей ежегодно. Заводоуправление должно было предоставить помещение для школы, а губернское земство оплачивало расходы по содержанию учительницы.

За первые пять лет Белохолуницкая кружевная школа выпустила 19 учениц, прошедших полный курс обучения. Выпускницы получали бубен, сколки рисунков, коклюшки и прочие принадлежности кружевоплетения. Деятельность этих двух школ была настолько плодотворной, что уже в первые годы их существования кружева, выходящие из рук мастериц и учениц, завоевают признание на самых различных конкурсах.[14]

Вот только некоторые сведения о Кукарской кружевной школе менее чем за двадцатилетний период:

  1894 год – награда  на выставке Северо - Американских  штатов в г. Атланте;

  1896 год – золотая  медаль на Всероссийской торгово-промышленной  выставке в Нижнем Новгороде;

  1900 год – золотая  медаль на Всемирной выставке  в Париже;

  1907; 1908; 1909 – годы две  золотые медали и одна большая  серебряная на кустарной выставке  в Петербурге;

В 1912 году – на Всероссийской промышленно-кустарной выставке школа была отмечена почётным дипломом «за изящество рисунков и превосходное исполнение, а также за широкую организацию кружевного промысла». Этот диплом в то время ценился выше золотой медали. Белохолуницкая школа через два года после своего открытия получает золотую медаль на Парижской выставке, а ещё через два года, на упоминавшейся уже на Всероссийской выставке, - бронзовую. Эту выставку помнили и ещё по одному событию: на изящные кружевные изделия учениц из Белой Холуницы обратила внимание императрица и приобрела часть для себя. Подобный образец кружева, который подошёл бы и для царского двора, можно увидеть в экспозиции краеведческого музея г. Советска. В одной из витрин здесь лежит удивительная по красоте и мастерству исполнения церковная пелена. На тёмно-красном бархате особенно чётко виден узор кружева, сплетённого из чёрного шёлка с добавлением серебряной нити. Кружево пелены очень тонкое и нежное.

Информация о работе Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках