Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:17, реферат
Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королем, определявшим права сторон. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал Конституционную «Хартию», которая создавала во Франции политическое подобие английской парламентской монархии. В период ста дней временного возвращения Бонапарта (март - июнь 1815 г.) действие хартии было приостановлено. Бонапарт сделал попытку согласовать свою власть с новопровозглашенными парламентскими институтами. С этой целью он поручил известному буржуазному демократу Б.Константу видоизменить «Хартию» и представить ему на утверждение Дополнения к конституции империи, которые, однако, не вызвали интереса и не получили поддержку правящих кругов Франции. Военное поражение армии Н.Бонапарта под Ватерлоо привело к окончательному падению I империи. 6 июля 1815 года Конституционная «Хартия» Бурбонов была восстановлена.
Режим реставрации во Франции
Во Франции вплоть до 1815 г. существовала Первая Империя. Однако поражение армии Н. Бонапарта в 1812-1814 гг. предопределили конец самой I империи.
Н. Бонапарт вынужден был отречься от престола. В апреле 1814 года Сенат сформировал Временное правительство из 5 сенаторов и призвал на престол брата казненного в 1793 году короля под именем Людовика XVIII.
Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королем, определявшим права сторон. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал Конституционную «Хартию», которая создавала во Франции политическое подобие английской парламентской монархии. В период ста дней временного возвращения Бонапарта (март - июнь 1815 г.) действие хартии было приостановлено. Бонапарт сделал попытку согласовать свою власть с новопровозглашенными парламентскими институтами. С этой целью он поручил известному буржуазному демократу Б.Константу видоизменить «Хартию» и представить ему на утверждение Дополнения к конституции империи, которые, однако, не вызвали интереса и не получили поддержку правящих кругов Франции. Военное поражение армии Н.Бонапарта под Ватерлоо привело к окончательному падению I империи. 6 июля 1815 года Конституционная «Хартия» Бурбонов была восстановлена.
С 1815 г. по 1830 г. во Франции была установлена так называемая легитимная монархия. «Хартия» 1814 года объявила дореволюционный порядок единственно законным (легитимным). По форме правления Франция стала конституционной дуалистической монархией, которая олицетворяет божественный порядок и королевский суверенитет. Особа короля рассматривалась «неприкосновенной и священной». Он являлся верховным главой государства и главнокомандующим вооруженных сил. Королю предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать ордонансы. Глава государства обладал правом законодательной инициативы, издания и обнародования законов. Судьи назначались королем и были несменяемы. От имени короля осуществлялось правосудие. Он имел право верховного помилования.
«Хартия» не допускала строгого разделения и противодействия властей. Законодательный корпус (парламент) создавался по английскому образцу и на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политический союз крупной буржуазии и дворянства. Палата пэров назначалась королем. Пэрство было пожизненным и наследственным. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявление перерыва в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем.
«Хартия» устанавливает цензовое избирательное право. Участвовать в голосовании в палату могли лишь граждане старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков. От кандидата в депутаты требовались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тысячу франков.
По английскому образцу и вопреки традиций французского конституционализма Совет министров формировался королем и был перед ним ответственным. Министры могли быть членами парламента. Это должно было способствовать связи парламентской и исполнительной власти. Легитимная монархия сохраняла административную и судебную систему I империи.
«Хартия» гарантировала гражданам неприкосновенность собственности и некоторые свободы (равенство перед законом, свобода вероисповедания, слова, печати и др.). «Хартия» 1814 года задержала развитие демократической государственности во Франции и способствовала стабилизации монархического строя на основе конституционализма.
Однако относительная
стабильность режима была подорвана
в 1830 году, когда королевское
Июльская революция 1830 года
В 1830 году Карл Х издал 6 ордонансов. Разгонялась только что избранная палата еще более сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировалась свобода печати и собраний. Ответом на эту политику было июльское восстание 1830 года.
27 июля на
улицах Парижа вспыхнули
Новое царствование было обставлено новой конституцией. Перемен было, впрочем, мало. Избирательный ценз был понижен незначительно — до 200 франков; для депутатов — до 500. Поэтому и общее число голосующих выросло незначительно, составив всего 240 тыс. человек. Главное же было не в конституции, а в той ориентации, которой придерживалась Июльская монархия. Слова, произнесенные при коронации Луи Филиппа, “отныне править будем мы — банкиры”, оправдались. Наступил период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов.
Июльская революция имела воздействие на всю Европу. Либеральные течения повсеместно обрели уверенность и решимость. В некоторых государствах Германского союза начались беспорядки, вылившиеся в поправки или переиздания действующих конституций. Волнения начались и в некоторых итальянских государствах, в том числе и в Папской области. Однако наибольший эффект Июльская революция произвела на территории Польши, поделенной между Россией, Пруссией и Австрией, вызвав восстание 1830 года. Подавить это восстание российским войскам удалось лишь осенью 1831 года.
Последствия были и в непосредственном соседстве Франции. Южные Нидерланды восстали против господства севера и провозгласили себя независимым королевством Бельгия. Несмотря на монархический статус, принятая Бельгией конституция считается одной из наиболее прогрессивных конституций Европы того времени. Окончательные границы Бельгии были определены после некоторых военных операций в 1839 году.
В долгосрочном плане Июльская революция укрепила либеральные и демократические устремления во всей Европе. По мере того, как король Луи-Филипп всё больше удалялся от своих либеральных истоков и начал примыкать к Священному союзу, это привело в 1848 году к новой буржуазно-либеральной революции во Франции.
Режим июльской монархии. Внутренняя и внешняя политика
По своему устройству Июльская монархия имела много общего с режимом Реставрации. В основе ее конституции лежали те же либеральные принципы законности, разделения властей, политической свободы, выборности представительных учреждений, ограниченного избирательного права, которые были провозглашены в «Хартии» 1814 г., принятой во время возвращения Людовика XVIII на королевский трон. Символично, что вопреки многочисленным прецедентам Июльская монархия даже не отменила старую конституцию, ограничившись внесением в нее отдельных поправок.
Однако эти
поправки, принятые в условиях революции
1830 г., имели существенный характер.
Они свидетельствовали о
9 августа 1830
г. герцог Орлеанский поклялся
соблюдать конституцию и
Некоторые из радикально
настроенных либералов
В начале правления Луи-Филиппа министерский кабинет во главе с известным деятелем либеральной оппозиции время Реставрации банкиром Лаффитом действительно провел важные политические реформы. В 1831 г. был принят муниципальный закон, восстановивший выборность муниципальных советников, которые со времен Наполеона назначались правительством. Вместо королевской гвардии была образована национальная гвардия, членами которой могли стать все граждане, платившие налоги и на свои средства приобретавшие обмундирование. Национальные гвардейцы сами выбирали офицеров; только высшие командиры назначались королем. Тогда же был принят и новый закон о выборах палаты депутатов. Он снизил имущественный ценз для избирателей и кандидатов в палату депутатов соответственно с 300 до 200 фр. и с 1 тыс. до 500 фр. Эта мера приблизительно вдвое (со 100 до 200 тыс.) расширила корпус избирателей. Однако после отставки кабинета Лаффита, последовавшей в том же 1831 г., темп реформ замедлился. Лишь в 1833 г. был принят закон о выборности членов генеральных советов департаментов и окружных советов. К выборам генеральных и окружных советов наряду с цензовыми избирателями были допущены так называемые «таланты», или «способности», т.е. небогатые дипломированные специалисты (врачи, адвокаты, нотариусы), отставные чиновники и пр., а к муниципальным выборам, кроме того, - и гораздо более широкие слои средней и мелкой буржуазии. В результате корпус муниципальных избирателей увеличился до 2,9 млн человек.
Замедление темпа реформ, носивших к тому же весьма ограниченный характер, привело к росту оппозиционных настроений в обществе. В начале 30-х годов возникли тайные общества, народные по составу и республиканские по своим целям, которые пытались силой свергнуть Июльскую монархию. В 1832 и 1834 гг. они организовали восстания в Париже, подавленные правительственными войсками. В 1835-1836 гг. на жизнь короля было совершено несколько покушений. Республиканские лозунги звучали и во время восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. Последним в этой серии было республиканское восстание в Париже в 1839г.
Особая трудность для Июльской монархии заключалась в том, что она была вынуждена бороться не только с республиканцами, но и с легитимистами (сторонниками свергнутой династии), а также с бонапартистами. Луи-Филипп принял вызов, брошенный ему противниками трона. Об обрушил на заговорщиков и участников восстаний суровые преследования. Их десятками заключали в тюрьмы, высылали за границу. Полиция и войска применяли порой неоправданную жестокость при подавлении народных волнений. Так, например, 14 апреля 1834 г. в Париже солдаты в отместку за ранение одного из своих офицеров перебили жителей дома № 12 по улице Транснонен. В сентябре 1835 г. правительство добилось издания серии репрессивных законов, которые несколько ограничивали свободу печати и полномочия судов присяжных заседателей, а также передали политические дела в ведение простых уголовных судов, получивших право рассматривать их даже в отсутствие обвиняемых. К концу 30-х годов Июльская монархия сумела отбить прямые атаки ее противников и стабилизировать политическое положение.
К этому времени
в основном сложились и своеобразные
формы парламентаризма, характерные
именно для Июльской монархии. Законодательные
палаты, в особенности палата депутатов,
приобрели большой вес в
Правительственная система Луи-Филиппа заключалась в том, чтобы управлять Францией с помощью, а не посредством палат. Он хотел превратить законодательную власть в послушный инструмент своей политики. Добиться этого ему было тем легче, что его непримиримые, бескомпромиссные противники составляли в палатах ничтожное меньшинство (в назначаемой королем палате пэров их практически не было). В 1840 г. антидинастическая оппозиция была представлена в палате депутатов крохотной, в несколько человек, группой республиканцев, которые со времени принятия репрессивных законов в 1835 г. именовались радикалами, и 22 легитимистами. Остальные депутаты принадлежали к различным династическим группировкам. Консервативное орлеанистское большинство, или «правый центр», во главе с Гизо насчитывало 253 депутата. Другие орлеанистские группировки – «третья партия» (Дюпен), «левый центр» (Тьер), «левая династическая» (Одилон Барро) численностью соответственно 22, 43 и 104 депутата - составляли династическую оппозицию. Кроме радикалов и легитимистов, сколько-нибудь четкую политическую альтернативу правительству выдвигала только «левая династическая» группировка. Остальные готовы были поддержать любой кабинет в обмен на министерские портфели, административные должности, удовлетворение каких-либо требований их избирателей и т.д. Учитывая эти настроения, Луи-Филипп широко прибегал к прикармливанию и даже прямому подкупу депутатов, в частности путем предоставления хорошо оплачиваемых государственных должностей.