Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:17, реферат
Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королем, определявшим права сторон. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал Конституционную «Хартию», которая создавала во Франции политическое подобие английской парламентской монархии. В период ста дней временного возвращения Бонапарта (март - июнь 1815 г.) действие хартии было приостановлено. Бонапарт сделал попытку согласовать свою власть с новопровозглашенными парламентскими институтами. С этой целью он поручил известному буржуазному демократу Б.Константу видоизменить «Хартию» и представить ему на утверждение Дополнения к конституции империи, которые, однако, не вызвали интереса и не получили поддержку правящих кругов Франции. Военное поражение армии Н.Бонапарта под Ватерлоо привело к окончательному падению I империи. 6 июля 1815 года Конституционная «Хартия» Бурбонов была восстановлена.
Восстание проходило под лозунгом «Жить работая или умереть сражаясь!». В восстании участвовало около 30 тыс. человек. Правительственные войска вынуждены были покинуть город, Лион оказался в руках рабочих. Однако воспользоваться своей победой рабочий класс не смог. Он не имел еще самостоятельной классовой организации, не выдвинул никаких политических лозунгов. Рабочие Лиона не взяли в свои руки власть, в городе оставался лионский префект. К Лиону была подведена 20-тысячная армия и 3 декабря войска вступили в город. Восстание было подавлено.
В апреле 1834 г. вновь вспыхнуло восстание в Лионе. Если первое лионское восстание не имело политической окраски, то второе было явно республиканским. Рабочие выдвинули лозунги: «Республика или смерть!», «Свобода, равенство, братство или смерть!». Прокламации звали к борьбе за демократическую республику, против запрещения рабочих союзов. На подавление восстания была поднята 30-тысячная армия. Шесть дней рабочие Лиона вели неравную борьбу с войсками. Восстание было потоплено в крови. Второе лионское восстание дало толчок революционным выступлениям в 1834 г. в Париже, Сент-Эть-енне и других городах.
Выступления французского рабочего класса в 30-х годах XIX в. ясно показали, что на арену самостоятельной общественно-политической борьбы выступила новая сила — рабочий класс. В 40-е годы XIX в. выросло количество рабочих организаций профессионального характера в форме обществ взаимопомощи, ширилось стачечное движение. За период с 1830 по 1847 г. во Франции произошло 382 стачки. Стачки 40-х годов часто принимали политическую окраску.
Борясь за свои классовые интересы, рабочий класс выступал и как активный борец за демократические права и свободы. Передовые рабочие активно участвовали в республиканском движении; они включились в общественное движение за избирательную реформу во Франции.
Коммунистическое движение. Важной новой чертой рабочего движения в 40-е годы стало все более широкое проникновение в среду рабочих коммунистических и социалистических идей. Пропагандой этих идей сопровождались даже некоторые стачки: забастовка шахтеров Рив-де-Жье в 1844 г., в угольных районах Сент-Этьенна и в Туре в 1846 г. Этому способствовала возникшая в этот период во Франции коммунистическая и социалистическая печать (были даже попытки издания журналов самими рабочими).
Получившие распространение во Франции идеи «рабочего коммунизма»21 более отчетливо, нежели критически-утопический социализм Сен-Симона и Фурье, отражали чаяния и уровень общественного сознания находившегося в процессе формирования рабочего класса. Но «рабочий коммунизм» оставался утопическим, он не мог научно объяснить место пролетариата и его классовой борьбы в истории общества. Теоретически он восходил к идеям рационалистического коммунизма XVIII в., прежде всего Бабёфа. Коммунистические теории во Франции 40-х годов XIX в. последовательно отстаивали уничтожение частной собственности, установление «строя общности» и полного социального равенства. В противовес сен-симонистскому принципу распределения они выдвинули новый принцип: «от каждого — по способности, каждому — по потребности».
Наряду с О. Бланки виднейшим представителем революционного крыла французского утопического коммунизма того времени был также Т. Дезами (1803— 1850). Школьный учитель, член «Общества времен года», Дезами доказывал в своем главном сочинении «Кодекс общности» необходимость создания коммунистического общества, в котором принцип равенства будет проведен до конца, труд станет естественной потребностью человека, все люди «будут жить как братья, независимо от цвета кожи, расы, страны». Средство установления «строя общности» он видел в революции, главной ее силой считал пролетариат. Но под пролетариатом Дезами имел в виду наряду с рабочими всех вообще бедняков, в том числе и крестьян.
Большой популярностью в рабочей среде 40-х годов пользовались идеи «икарий-ского» «мирного коммунизма» Э. Кабе. В духе утопистов XVIII в. Кабе полагал, что строй общности отвечает самой природе человека, а потому в конечном счете соответствует интересам и трудящихся, и буржуазии. Отсюда возможность мирного установления коммунизма путем убеждения. В утопическом романе «Путешествие в Икарию» Кабе изобразил коммунистическое общество, построенное на основе социального и политического равенства, братства и демократии. Несмотря на иллюзии Кабе о примирении классов, нарисованная им яркая картина несправедливостей буржуазного мира и страданий трудящихся масс имела большое значение в политическом просвещении рабочих.