Режиссёрская экспликация литературно-музыкальной композиции «Холмы у памяти покаты …»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом является воспитание патриотизма, уважение к ветеранам, память о годах Великой Отечественной войны играет, и будет играть особое значение в этом вопросе.
Президент России В.В.Путин убежден, что «единство Росси скрепляет присуще нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. В обществе растет интерес к отечественной истории, к тому, что дорога всем, а это начало нового духовного подъема».

Содержание работы

Обоснование выбора ……………………………………………...……. 3
Сведения об авторе ………………………………………………....….. 4-6
Тема ………………………………………………………………...……... 7
Идея ………………………………………………………………...……... 8
Конфликт ……………………………………………………………........ 9
Событийный ряд …………………………………………………...….… 10
Сверхзадача ………………………………………………….…...……... .11
ДХО ……………………………………………….………….…..….. 12-15
Атмосфера ………………………………………….…………...….... 16-17
Мизансцены ………………………………………….………………. 18-20
Характеристики действующих лиц ………………….………….….. 21-22
Сценарий этюда ……………………………………….……..……… 23-28
Список использованной литературы ………………..………………… 29

Файлы: 1 файл

режиссёрская экспликация 1.docx

— 217.18 Кб (Скачать файл)
  1. Исходное событие – зарождение конфликта.
  2. Основное событие – суть конфликта.
  3. Главное событие – разрешение конфликта.

1. Исходное событие – Василий исправляет документы и уходит в райвоенкомат, чтобы записаться добровольцем.

2. Основное событие – Василий сообщает о своём поступке матери (Евдокии) и сестре (Марии).

3. Главное событие – смерть Василия, с одной стороны трагичная и непоправимая, а с другой такая же как и миллионы других, благодаря которым мы живём и радуемся. 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сверхзадача

   Сверхзадача – это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, зрителей, то к чему художник стремится – это самое заветное, самое дорогое его желание, это активность и целеустремлённость режиссёра.

Главная цель моего произведения, конечно же, заключается в том. Чтобы люди не просто помнили об этой величайшей трагедии, но самое  главное чувствовали её сердцем, ведь как только мы забываем историю, она непременно напоминает о себе. 

Также это формирование верного  взгляда на события тех времён. К сожалению, ни один современный  фильм не может передать ту атмосферу  то состояние духа. Всё как то слишком наиграно, слишком неправдоподобно. Нет той изящной и трагедийной  простоты, которая сопровождает все  работы советских режиссёров и актёров. И этому нам нужно очень  упорно учиться, пытаться раскрыть секрет этого волшебства.

Нужно проще относится  к людям, к материалу, к событиям – не знать, а чувствовать, не представлять невероятных смельчаков, а суметь разглядеть за словами нечеловеческую силу духа, веру в себя, в свой народ, в непременную победу над теми, кто унижает не нацию, не страну, а самое главное человека, победу над тем для кого нет ничего святого, ничего настоящего, человеческого.

И нам современным людям  так часто жалующимся на свою жизнь  нужно вспоминать те времена и  понимать, что мы живём в абсолютно  прекрасном, счастливом мире, а все  неурядицы смешны и преходящи.

 

 

 

 

 

 

  1. Декоративно-художественное оформление

Сцена представляет собой  бедный деревенский двор времён Великой  Отечественной войны. На задних кулисах  расположен экран для проектора.

Посередине сцены стоит  старый, хромой стол без скатерти, за ним стоит стул. На столе тетрадь  и перьевая ручка, папка с документами, старый радиоприёмник.  Чуть впереди  ещё один стул.

Костюмов как таковых  нет. У двух девушек белые рубашки  с длинными рукавами и чёрные юбки в пол, у юноши белая рубаха, чёрные брюки. Деталью определяющей время является косынки на голове девушек, а также  фартук у исполнительницы  роли матери. Деталью почтальонши  является только сумка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эскизы костюмов

 

 

 

 

Шляпы нет, вместо этого на Евдокии платок и фартук, на Марии  платок

 

 

 

 

 

 

 

Костюм Василия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эскиз сцены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Атмосфера

   Атмосфера – это воздух времени, места, в котором живут и действуют актёры. В жизни каждому месту, делу присуща своя атмосфера. Нахождение верной атмосферы непременное условие создания выразительности представления. Она должна подчёркивать основную мысль и действие на сцене. Атмосфера взаимосвязана с идеей спектакля, она выражает зерно, суть представления. Атмосфера возникает через выявление взаимодействия человека с окружающей средой, людьми, обстановкой. Атмосфера – это как бы материальная среда, в которой живёт, существует актёр. 

 

Место действия – деревенский  двор. Вся обстановка создаёт атмосферу  бедности, напряжённости, военного времени, волнения и ожидания гибели, но в  то же время крепость и силу русского духа.  Это помогает создать простой, живой образ людей, которые выстояли – они не обладают особой силой, бесстрашием или сверхъестественными  способностями – они простые  русские люди. Но у них есть самое  главное – глубокое чувство патриотизма, непреодолимая вера в победу, сила духа и любви, способной пережить и вынести все невзгоды и тяготы той поры.

    Музыка, использованная  в литературно-музыкальной композиции:

  1. Марш «Прощание Славянки» (слова Агапкина) – это лейтмотив всей постановки. Это гимн всех, кто когда либо воевал, кто просто помнит о тех страшных событиях, чувствует их.
  2. Музыкальную основу составляют различные композиции группы «Escala». Они создают атмосферу плача и горя, силы и надежды, непоколебимой веры в себя, своего солдата, свою страну.

Также используется отрывок  из видеозаписи обращения Сталина  на параде в 1944 году и отсканированные  листы из дневника моего двоюродного  деда Нехаева Василия.

Реквизит:

  1. Старый стол
  2. 2 кривоногих стула
  3. Папка с документами
  4. Древний радиоприёмник
  5. Чашка с тестом
  6. Таз с бельём
  7. Почтальонная сумка
  8. Извещение «пропал без вести»
  9. Большая свеча
  10. Экран
  11. Проектор
  12. Личный дневник
  13. Перьевая ручка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Мизансцены

    Мизансцена – это расположение действующих лиц на сцене. Мизансцена – концентрирует действие на сцене. Композиционное построение мизансцены – это сложное режиссёрское искусство. Мизансцена – это язык режиссёра. Мизансцена возникает не из требования внешнего порядка на сцене, а из необходимости пластического выражения идеи пьесы, замысла режиссёра, событий, совершающихся на сцене. Мизансцена одно из могущественных средств выражения замысла режиссёра, его чувств и мыслей, порождённых пьесой и жизнью, отражённой в пьесе.

Виды мизансцен:

  1. Плоскостные
  2. Глубинные
  3. Мизансцены построенные по горизонтали,
  4. Вертикальные
  5. Диагональные
  6. Фронтальные
  7. Прямолинейные
  8. Параллельные
  9. Перекрестные
  10. Построенные по спирали
  11. Симметричные
  12. Асимметричные
  13. Мизансцена – круг
  14. Мизансцена – спираль

Мизансцены:


        - Василий –  главный герой


       - Евдокия  –  мать Василия 


      - Мария – сестра  Василия


      - почтальонша

Эпизод 1. (Мизансцена одиночная , горизонтальная, подвижная)



 

Эпизод 2. Мизансцена парная, диагональная, плоскостная, неподвижная

 



 


 

 

Эпизод 2. Мизансцена подвижная, горизонтальная, глубинная, асимметричная




 

 

Эпизод 3. Мизансцена симметричная, неподвижная, горизонтальная


 



 

 

Эпизод 4. Мизансцена неподвижная, параллельная, горизонтальная, спинная

 



 


Эпизод 5. Мизансцена массовая, статичная, симметричная


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика действующих лиц

Нехаев Василий  Севастьянович – обыкновенный деревенский паренёк 16-ти лет, такой же как и сотни других. Закончил на отлично 8 классов, собирался поступать в техникум очень хорошо писал вполне могло случиться, что стал бы прекрасным рассказчиком. Но после известия о смерти отца не смог оставаться дома, отсиживаться в стороне и ушёл добровольцем приписав себе  2 года. Ему не чужды и боязнь, и нерешительность. Он не глуп и прекрасно понимает, что он последняя опора для матери и сестры, которых очень сильно любит. Но в нём сильно чувство долга, любви к Родине, ответственность за судьбу не только свою, но и целого советского народа. 

Евдокия Нехаева – мать семейства, почти сутками работает в колхозе, дети предоставлены сами себе. Муж воюет – он разведчик. От него регулярно приходят письма, но в последний раз давно не было, она чувствует что-то неладное. И когда приходит извещение «пропал без вести» у неё как будто землю из под ног выбили, она ничего не хочет, ничего не чувствует, ничего не понимает. А позже сын говорит, что уходит на фронт – горе её невыразимо, но в этом и заключается великая сила русского народа. Ведь женщина не менее патриотична чем мужчина, ради мира и победы она готова вынести все невзгоды, все тяготы и удары судьбы. Поэтому в отрывке В. Астафьева, где он показывает как раз такую женщину – действует именно Евдокия.

Мария – младшая сестра Василия, по настоящему ей было 9-10 лет, но на сцене ей лет 14-15. Она во всём помогает маме, поддерживает Василия, именно благодаря ей боль матери немного утихает после трагичных писем с фронта. Мария обладает незаурядной силой духа, никогда не показывает свои слёзы и боль. Она как раз та ради кого мужчины уходят на фронт, женщины роют окопы, чтобы когда она выросла, она могла жить счастливо и мирно.

Почтальонша – такая же как все. Подвергается общему мнению о том, что без вести пропасть нельзя, что так только предатели могли  поступить. Из-за этого относится к Евдокии и детям очень недоброжелательно, можно сказать «сыпет соль» на и так незаживающую рану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Холмы у памяти покаты…»

Действующие лица и исполнители:

Евдокия – мать, жена и  вдова – Толстопятова Елена

Василий – сын – Муртазинов Назир.

Мария – младшая дочь – Шевченко Александра

Почтальон – Егунова Мария

Эпизод 1.

   На сцене полумрак. Двор деревенского дома. За столом сидит Василий, горит свеча, он пишет что-то в дневник. Ему это очень трудно даётся. Он бросает. Берёт радиоприёмник – пытается найти какую-нибудь волну. Долго ищет. Наконец поймал. Звучит «Марш Славянки» (1 куплет и припев). Потом снова шум. Он выключает радио. Достаёт из папки свои документы. Исправляет. Кладёт дневник в папку. Берёт документы, слышны женские голоса, рассветает, он гасит свечу, уходит.

 

Эпизод 2.

   Выходят Мария и Евдокия. Мария со стиркой, Евдокия с тестом.

Евд.: Хорошо то как, в колхозе сегодня муки дали, хлеба напеку….

Мар.: Да это хорошо!

Евд.: За отца я волуюсь.. не пишет что-то давно…

Мар.: Мам, ну ты же знаешь как это бывает, там задержали, тут что-то случилось, придёт скоро, всё с ним в порядке..

Евд.: Ну не знаю…что-то тяжело мне на душе…

Мар.: Да что ты (во двор входит почтальон)

Почтальон: Евдокия Нехаева?

Евд.: Да..

Почтальон достаёт  из сумки какой-то документ, протягивает  Евдокии.

Евд. берёт его, тихо читает «Пропал без вести»…

Почтальон: Ну да… как же… де вот он? Погиб так, что никто не увидел и остался лежать в окопе, когда войсковая часть отступала с линии фронта? А может быть, перешел к немцам или дезертировал? На войне-то всякое случается.

Евд.: Не мог он!

Почтальон: Ну как же… не знаем мы…

Евд. (перебивает его): Сказала не мог! Уходи!

Почтальон уходит. Евд садится на скамью, перечитывает оповещение, Мария подходит сзади, приобнимает, тоже пытается прочитать. Евд не в  силах сдержать чувств убегает, Мария  взяв воды, бежит за ней. Возвращается Василий, в руках у него ватман, краски. Садится за стол зажигает свечу. Видит «оповещение». Читает. Резко  встаёт, потом садится. Записывает что-то в дневник. Выходит Мария, хочет  подойти, он встаёт и отходит на другой край сцены.

Мар.: Прочитал уже…

Вас.: Да..

Информация о работе Режиссёрская экспликация литературно-музыкальной композиции «Холмы у памяти покаты …»