Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:02, курсовая работа
Цель и задачи исследования.
Основная целью исследования является изучение изображения экстерьера, а задачами - закрепление и развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является изучение рисование экстерьера. Предметом исследования изучение законов архитектуры, изучение законов рисования объемно-пространственного изображения, развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………................ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭКСТЕРЬЕРА.. .............................................................................................. 6
1.1 Понятие об экстерьере ...……..................…………................................. 6
1.2 Факторы исполнения экстерьера…………………………..……........... 8
1.3 Этапы работы над экстерьером………………………..………............ 10
1.4Графические материалы, используемые в процессе работы над экстерьером.................................................................................................... 14
ГЛАВА 2 РИСОВАНИЕ ЭКСТЕРЬЕРА................................................. 18
2.1 Особенности рисования экстерьера…………………......…......…...… 18
2.2 Соединение экстерьера с элементами пейзажа………....…................ 21
2.3Значимость изучения работ великих мастеров изобразительного искусства для рисования экстерьера .......................................................... 24
Заключение………………………..……………....……….....…..….. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………....……….....…..……. 26
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
направление
ФИО
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина – Академический рисунок
Рисование экстерьера
Научный руководитель
ФИО
УФА 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. |
|
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЭКСТЕРЬЕРА.. .............................. |
|
1.1 Понятие об экстерьере ...……..................…………... |
|
1.2 Факторы исполнения экстерьера…………………………..……...... |
|
1.3 Этапы работы над экстерьером………………………..………..... 1.4Графические материалы, используемые
в процессе работы над экстерьером................... |
|
ГЛАВА 2 РИСОВАНИЕ ЭКСТЕРЬЕРА.................... |
|
2.1 Особенности рисования экстерьера…………………......…...... 2.2 Соединение экстерьера с элементами
пейзажа………....…............... 2.3Значимость изучения работ
великих мастеров изобразительного искусства
для рисования экстерьера .............................. |
|
Заключение………………………..…………….... |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………....………... |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………….………. |
|
ВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В изобразительном искусстве под экстерьером понимается внешний вид архитектурных сооружений и их комплексов в окружающей среде. Рисование экстерьера - увлекательное и полезное занятие не только для художников, но, в особенности, для архитекторов, необходимое для профессиональной деятельности при совершенствовании навыков свободного рисования. Такие рисунки дают возможность работать шире, виртуозно владеть различными изобразительными средствами, главное, очень полезны при накоплении рабочих материалов для творческой работы.
Цель и задачи исследования.
Основная целью исследования является изучение изображения экстерьера, а задачами - закрепление и развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является изучение рисование экстерьера. Предметом исследования изучение законов архитектуры, изучение законов рисования объемно-пространственного изображения, развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.
Научная разработанность проблемы.
Данная тематика «рисование экстерьера» играет немало важную роль в изучении рисования объемно-пространственного изображения и архитектурных сооружений. Следовательно, данная тематика более полно раскрывается в учебно-методических пособиях для художественных учебных заведений, в книгах и литературе для специалистов в области изобразительного искусства, дизайнеров и архитекторов. Основная цель изученной литературы и материалов по данной тематике по изображению экстерьера заключается в закреплении и развитии изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде. Поэтому в процессе изучения материалов можно проследить как освещалась данная тематика, начиная от 1981 года и до нашего времени. В информационных материалах поздних времен можно заметить как в литературе для художников и архитекторов ставилась главной целью повышение идейно - художественного уровня советской архитектуры как действенного средства активации человеческого фактора, гармоничное сочетание архитектурных сооружений и природы, создание полноценной среды для всестороннего развития личности. В современных материалах, учитывая развитие особенности современного мира, технологического процесса, большую часть в изучении экстерьера занимает литература по дизайну среды, и электронные ресурсы по дизайну. Здесь рассматриваются не только основы изобразительного искусства, но и новые возможности изображения экстерьера с учетом новых художественных материалов и компьютерных возможностей, так как это играет немаловажную роль в презентации работы, проектов современных художников, дизайнеров и архитекторов.
Источниковая база исследования
При анализе источников информации данной темы были рассмотрены учебные материалы и книги для студентов художественных заведений, книги и электронные ресурсы для художников, дизайнеров, архитекторов. Изучение рисование экстерьера в литературе по изобразительному искусству отводиться значительная часть, так данная тематика играет важную роль в развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде. Глубокие знания и навыки в изучении рисования экстерьера были получены из учебников для ВУЗов: «Учебный рисунок» под редакцией Королева В.А., рассмотрены примеры рисования экстерьера из книги «Архитектурная живопись для архитекторов» автор Горбенко А.А., также были рассмотрены основы композиционно-художественных и функционально-конструктивных аспектов в архитектурной среде в книге «Архитектурный дизайн» - Ткачева В.Н. . Были рассмотрены электронные ресурсы.
Практическая значимость исследования
Рисованию экстерьера уделяется большое внимание в изобразительном искусстве, так как процесс рисования экстерьера учит понимать и рисовать архитектуру, совершенствует профессиональное мастерство, развивает объемно-пространственное мышление, изучает законы архитектуры и ее историю.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭКСТЕРЬЕРА.
1.1 Понятие об экстерьере
Экстерье́р (фр. extérieur, лат. exterior - внешний вид, антоним фр. intérieur лат. interior - внутренний вид) - художественный или архитектурный внешний вид, оформление здания, автомобиля, животных (лошадей, собак) и т.д., обеспечивающее человеку благоприятное эстетическое восприятие [9].
Экстерьер (франц. extérieur от лат. exterior - "внешний, наружный") - в архитектуре и других видах искусства - внешний вид какого-либо объекта, в частности здания, сооружения, изделия, а также изображение внешнего вида; противоположное значение - интерьер, вид изнутри (вид сверху - план, снизу - плафон, точно сбоку, спереди или сзади - фасад). Вид объекта снаружи чаще изображают "под углом", в ракурсе, в перспективе [11].
Этот вид архитектурного рисунка требует знаний основных принципов реалистического изображения и умения применять их на практике.
Рисование экстерьера является одним из разделов академического рисунка.
Выполнением этих работ закрепляются и развиваются навыки в изображении разной сложности внешних видов сооружений и комплексов с выявлением их архитектурно-композиционных особенностей, связи с природой и предметами окружающей среды. Выполнение рисунков сопровождается большой подготовительной работой на стадии эскиза. В это время изучается и осмысливается конструктивно - художественная структура сооружения, его место в архитектурном комплексе, его связь с природой. На основе этого формируется композиция изображения, подбирается соответствующий изобразительный материал. Во время эскизирования идет работа над отдельными элементами, включаемыми в композицию рисунка (зарисовки людей, машин и т. д.). В эскизе решается сложная задача - из множества точек зрения выбирается такая, которая наиболее полно отвечала бы задаче, поставленной в задании. Удачный выбор точки зрения, высоты горизонта разрешает многие композиционные вопросы. На рисунке показана степень выявления формы в зависимости от точки зрения. Наилучшим образом она выявляется в случае, когда зритель видит хорошо раскрытые две стороны сооружения. На рисунке (Приложение А, рис.1) показана зависимость высоты линии горизонта на изображении одной и той же формы. Низким горизонтом можно подчеркнуть монументальность сооружения, его берут, когда нужно показать, что сооружение большое, и, наоборот, высокий горизонт уменьшает это впечатление, его применяют, как правило, для изображения небольших сооружений. Расстояние точки зрения от объекта также существенно влияет на изображение, от этого зависит ракурс. Далекая от объекта точка зрения - спокойная перспектива, близкая - острая, искажающая форму.
При рисовании общих видов сооружений и особенно группы сооружений не всегда можно применить правила перспективных построений на одну картинную плоскость. Так же, как и при рисовании интерьеров, при изображении этих объектов порой приходится прибегать к нескольким горизонтам и увеличивать угол зрения до 100° а при рисовании панорам и больше. Освещенность объекта, характер источников света также имеют большое значение для выявления формы сооружения. Боковое освещение объекта с его полутенями и тенями лучше всего выявляет пластику архитектурного сооружения [12].
Таким образом, в основе понятия экстерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме.
1.2 Факторы исполнения экстерьера
На передачу правдивого масштаба сооружения влияют и такие факторы, как изображение деталей сооружения и окружающей среды, людей, окружаю щей природы, машин и т. д. Их размер может подчеркнуть, например, грандиозность сооружения или, наоборот, погасить это впечатление.
Композиционному решению должны соответствовать и характер исполнения рисунка, материал и технические средства.
В учебном рисовании архитектуры наиболее часто и широко применяются следующие изобразительные манеры: линейные рисунки различными материалами и выявляющие форму в перспективном, ортогональном и изометрическом изображении; тональные рисунки с выявлением светотеневых отношений; смешанная техника - линейный рисунок с условной прокладкой тона тушью, акварелью, введением цвета.
Исполнение эскизов с учетом техники и манеры исполнения позволяет приступить к исполнению окончательного рисунка и вести его уверенно по намеченному плану (эскизу).
Объектами наиболее интересными, полезными для изучения и решения заданий по экстерьеру следует считать памятники классической архитектуры, сооружения дворцового типа, пейзажи с садово-парковой архитектурой, жилые, общественные здания, промышленные и другие объекты.
Для лучшей передачи художественного облика всякого сооружения следует составить правильное представление о его плане по наружным объемам.
В классических памятниках интересный силуэт, архитектурные формы отличаются художественной простотой. Их внешние объемы соответствуют внутренней планировке, у них выразительный, запоминающийся силуэт.
При выборе композиции экстерьера можно рисовать здание целиком или его часть фрагмент. Важно только, чтобы они просматривались наилучшим образом. При этом необходимо соблюдать условие нормального расстояния от натуры до исполнителя. На таком расстоянии избранный объект будет виден целиком, а угол зрения явится наиболее благоприятным. Вблизи из-за широкого угла охвата сооружение видно в чрезмерном сокращении, что затрудняет правильное изображение.
1.3 Этапы работы над экстерьером
Приступив к работе над экстерьером следует пройти несколько этапов создания изображения:
1-й этап - компоновка на листе бумаги изображения, пометка общих форм, линии горизонта, основных перспективных направлений. Все это делается по эскизу и выверяется на натуре. Сложные архитектурные формы приводятся на этом этапе работы к соответственным геометрическим объемам.
2-й этап - выявление в рисунке соотношения основных частей здания, его членения. При работе над архитектурной постройкой необходимо помнить об окружающем пространстве, которое также должно быть передано в рисунках. Рисунок на этой стадии - основа для его дальнейшего развития и должен быть по возможности точным, выверенным по натуре. Следует еще и еще раз проверить правильность взятых пропорций, перспективных сокращений, соотношения целого к крупным членениям.
3-й этап - прорисовка деталей сооружения и окружения с учетом перспективы и тоновых решений. Степень проработки деталей определяется в зависимости от задачи. В рисунке панорамы, например, они могут обозначаться обобщенно, в рисунке же, где стоит задача раскрытия конструктивно-пластической структуры экстерьера, они прорисовываются более точно. Передний план прорабатывается более подробно, чем в глубине пространства. При тональном разборе изображения, можно достигнуть глубины пространства варьированием силы нажима на карандаш и расстояния между штрихами. Также не стоит забывать и об источнике освещения (солнце, луна, фонарь), т.е. следует правильно построить тени от объектов изображения. Основной особенностью пленэрного изображения является изменение локального цвета предметов. Основными причинами являются:
1) «Степень освещенности
предмета, зависящая от силы источника ос
2) окрашенность этого луча;
3) степень удаленности предмета, или так называемая «воздушная перспектива»;
4) тоновые и цветовые контрасты;
5) солнечные лучи, отраженные от окрашенных предметов, то есть рефлексы» [2, с. 3-4].
Моделировка светотенью объектов пейзажа должна быть различной на выбранных планах изображения. Передний план – четкая прорисовка формы предметов с учетом всех градаций светотени, средний план - обозначение только света и тени, задний план - слабая светотень. «Воздушная перспектива в рисунке пейзажа имеет определенные законы: