Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:02, курсовая работа
Цель и задачи исследования.
Основная целью исследования является изучение изображения экстерьера, а задачами - закрепление и развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является изучение рисование экстерьера. Предметом исследования изучение законов архитектуры, изучение законов рисования объемно-пространственного изображения, развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………................ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭКСТЕРЬЕРА.. .............................................................................................. 6
1.1 Понятие об экстерьере ...……..................…………................................. 6
1.2 Факторы исполнения экстерьера…………………………..……........... 8
1.3 Этапы работы над экстерьером………………………..………............ 10
1.4Графические материалы, используемые в процессе работы над экстерьером.................................................................................................... 14
ГЛАВА 2 РИСОВАНИЕ ЭКСТЕРЬЕРА................................................. 18
2.1 Особенности рисования экстерьера…………………......…......…...… 18
2.2 Соединение экстерьера с элементами пейзажа………....…................ 21
2.3Значимость изучения работ великих мастеров изобразительного искусства для рисования экстерьера .......................................................... 24
Заключение………………………..……………....……….....…..….. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………....……….....…..……. 26
Выполняя зарисовки экстерьеров, имеется возможность изучать архитектурный стиль, ордерные системы, знакомиться с индивидуальными почерками их создателей. В работе над экстерьером необходимо уметь передавать различные материалы, фактуру камня, бетона, дерева, при этом следует учитывать способность полированных поверхностей стекла, полированного гранита, металла к отражению.
Различия в рисунках с одного объекта во многом зависят от опыта исполнителя, проявлений индивидуального ощущения натуры и других обстоятельств. Технические приемы изображения не одинаковы для всех: рисунок ведется в штриховой манере, в растушевку или комбинируется то и другое. К этому следует добавить, что штрих кладется по изгибам изображаемых плоскостей, то есть по форме. При этом не следует излишне чернить рисунок, искусственно усиливать контрасты, обводить проволочной линией контуры. Это портит рисунок, тем более, что такой линии в натуре вовсе не существует. На завершающем этапе рисунок следует привести к целостному состоянию или, как принято говорить, обобщению.
Ознакомится на практике с основными программными положениями, методической последовательностью ведения рисунка, необходимо кратко остановиться на характеристике заданий по экстерьеру, связанных с выбором более сложных объектов. В программе по рисунку предусматривается изображение архитектурных ансамблей, панорам, строительных и промышленных объектов, а также городских пейзажей. Эти задания усложняются требованиями выразительной композиции, четкого построения формы, выражения в рисунке глубокого пространства и передачи состояния природы. Большое внимание при этом уделяется соотношению архитектуры и пейзажа.
Таким образом, работа по решению композиции экстерьера вырабатывает профессионально-художественную зрелость, умение образно мыслить, правильно выбирать технику и материал для работы. Целесообразно параллельно делать короткие зарисовки с натуры наиболее интересных мест в окружающей среде, рисовать по представлению, от себя. По окончании длительного рисунка полезно воспроизвести его по памяти, ранее увиденный архитектурный объект нарисовать дома, а на месте рисунок сверить с натурой и допущенные ошибки исправить. Полезно рисовать по представлению хорошо знакомые предметы в ракурсах, аксонометрии, а также под случайным и заданным углами зрения. Вырабатывается собственный почерк, постоянно развивая его практикой рисования с натуры и без нее. Употребляя разнообразные материалы, познаются их свойства в работе. Необходимо использовать угольные, графитные, цветные карандаши, соус, сангину, пастель, рисовать шариковыми, автоматическими ручками, фломастерами, извлекая из последних различную толщину линии и штриха. Что касается бумаги, картона, то они должны быть разные по качеству и фактуре их поверхности. Выбор материала, как правило, обусловлен характером натуры и поставленной задачей. Однако руководствоваться нужно не только этим. Исполнение эскизов, рисунков с натуры, а также набросков всегда регламентируется временем. Следовательно, сроки, в свою очередь, диктуют технические приемы исполнения и материал.
2.3 Значимость изучения работ великих мастеров изобразительного искусства для рисовании экстерьера
Помимо рисования с натуры экстерьеров различной сложности, важно изучение литературы, иллюстрированного, музейного и другого материала. Изучение памятников мировой архитектуры расширяет и укрепляет знания.
Работая над архитектурным рисунком, следует постоянно обращаться к рисункам больших мастеров, копировать и анализировать их, изучать и овладевать разнообразными техническими приемами исполнения. Образцами для копирования могут служить рисунки самых разных мастеров. Например, рисунки Рембрандта (смешанная техника - перо, тушь или акварельная краска, штриховые рисунки) (Приложение А, рис.3), архитектурные рисунки Каналетто, Гонзаго (Приложение А, рис.4), Ноаковского (перо, кисть, акварель). Следует обращаться и к рисункам архитекторов Кваренги, Казакова, Баженова, Щусева, Жолтовского, Фомина и др.
В подлинниках эти рисунки есть в наших музеях, в том числе и в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве. Эти рисунки опубликованы во многих изданиях по истории искусства.
В рисунках выдающихся мастеров прошлого мы встречаем зрелость профессионального мастерства, свободное умение выражать мысль, идею в своих произведениях. Внимательно изучая их творчество, видно, что эта высокая зрелость – результат их общей большой культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рисование экстерьера увлекательное и полезное занятие не только для художников, но, в особенности, для архитекторов, необходимое для профессиональной деятельности при совершенствовании навыков свободного рисования. Такие рисунки дают возможность работать шире, виртуозно владеть различными изобразительными средствами, главное, очень полезны при накоплении рабочих материалов для творческой работы. Вырабатывается профессионально-художественную зрелость, умение образно мыслить, правильно выбирать технику и материал для работы. В отличие от рисования интерьера экстерьерные рисунки позволяют свободнее и шире решать пространственную среду в картинной плоскости, следовательно, возникает необходимость в передаче воздушной перспективы. Воздушной перспективой называют иллюзию пространственной глубины, когда предметы, по мере удаления от рисующего, изменяются не только в размерах, но и по цветовой и тоновой контрастности, т.е. они становятся все менее контрастными, как по цвету, так и по тону.
Экстерьер зданий постоянно претерпевает изменения. Некоторые детали экстерьера бывают типичными для некоторой территории или эпохи, так про экстерьер некоторых зданий можно с уверенностью сказать, что это готика, ампир, классицизм и т. д. В то же время экстерьер может быть сугубо индивидуален и неповторим. Современный экстерьерный дизайн характерен различными, внешне даже противоречивыми тенденциями: с одной стороны, стремлением максимально насытить экстерьер техническими устройствами, специальным оборудованием (системы кондиционирования, компьютерная техника, энергонакопительные элементы и т. п.), с другой - «приближением» к природе, включением в экстерьер естественно - природных компонентов (зелень, бассейны, фрагменты рельефа, прозрачные покрытия и стены).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архитектура
и основы рисования, уроки рисования [Электр.
ресурс] // URL: http://portal-1.ru/arxit/
2. Алехин А., Ларионов В. и др. Пленэр. Советы начинающим / Вып. 7-8. – М.: Юный художник, 1994. – 32 с.: ил.
3. Горбенко А.А., Акварельная живопись для архитекторов. – Киев: Изадельство «Будивэльник», 1991. – 104с.
4. Евтых С.Ш, Асаев Р.Я. Рисунок экстерьерного и интерьерного пространства в архитектуре: методические указания к практическим занятиям. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 19 с.
5. Учебный рисунок / Под ред. В. А. Королева. – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 125с.
6. Прохожев О.А. Практическая перспектива. - М.:Академический проект, 2004. – 202с.
7. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов ХГФ пединститутов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 239 с.: ил.
8. Словарь иностранных слов. – 15-е изд. испр. – М.: Рус. яз., 1988. – 608с.
9. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн – М.: Архитектура – С, 2006. – 352с.
10. Янес М.Д., Домингес Э. Р. Рисунок для архитекторов – М.: Арт-Родник, 2005. – 192 с.
11. www.wikipedia.org
12. http://shedevrs.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Примеры рисунков экстерьера
Рисунок 1 - Фонарь. Учебный рисунок
Рисунок 2 - Здание. Учебный рисунок
Рисунок 3 - Графика Рембрандта в Пушкинском музее В ГМИИ имени А.С. Пушкина
Рисунок 4 - Вид эрмитажного театра и набережной Невы 1800-е гг. Пьетроди Готтардо Гонзага Перо, кисть, тушь, карандаш.