Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 23:01, реферат
Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв. (в ряде мест — и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами.
1. Возникновение
2. Характеристика стиля
3. Примеры
Список источников
Содержание
1. Возникновение
2. Характеристика стиля
3. Примеры
Список источников
Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв. (в ряде мест — и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.
Романский
стиль впитал многочисленные элементы
раннехристианского искусства, меровингского
искусства, культуры «
2. Характеристика стиля.
Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек Романского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Архитектура в романском стиле играла доминирующую (определяющую) роль. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Романские соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).
Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Он изображает завоевание Англии норманнами. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.
Центральный неф отличался большими размерами. Храм был очень светлым (источник света — окна). Боковые нефы также хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа. Части собора заполнялись согласно иерархии: за трансептом — духовенство, далее — привилегированная часть общества, остальные — в боковых нефах.
Скульптура романского стиля была тесно связана с архитектурой. Самостоятельности она не имела. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) прежде всего внушают страх. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140) в Отене. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу — черти, влекущие грешников. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков.
Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой.
Если в раннем Романском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций.
В
романской живописи и скульптуре центральное
место занимали темы, связанные с представлением
о безграничном и грозном могуществе божьем
(Христос во славе, «страшный суд» и т.
д.). В строго симметричных композициях
безраздельно доминировала фигура Христа,
значительно превосходящая по размерам
остальные фигуры. Более свободный и динамичный
характер принимали повествовательные
циклы изображений (на библейские и евангельские,
житийные, изредка — исторические сюжеты).
Для Р. с. характерны многочисленные отклонения
от реальных пропорций (головы непропорционально
велики, одежды трактуются орнаментально,
тела подчинены абстрактным схемам), благодаря
которым человеческий образ становится
носителем преувеличенно экспрессивного
жеста или частью орнамента, нередко не
утрачивая при этом напряжённой духовной
выразительности. Во всех видах романского
искусства часто существеннейшую роль
играли узоры, геометрические или составленные
из мотивов флоры и фауны (типологически
восходящей к произведениям звериного стиля и
непосредственно отражающей дух языческого
прошлого европейских народов). Общая
система образов Романского стиля, на
зрелой стадии тяготевшего к универсальному
художественному воплощению средневековой
картины мира, подготовила свойственное готике представле
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
романский стиль готика архитектура живопись
Зарождение и развитие романского стиля
Впервые термин " Романский, romanico " ввёл французский учёный Де Комон в 1824 году для характеристики искусства XI-XII вв. в центральной Европе.
Хронологические рамки романского искусства охватывают период 1000-1150 гг. для Франции, а для других европейских стран продлеваются до первых десятилетий XIII в.
Наиболее значимой особенностью романики является невероятное оживление строительной деятельности, охватившее всю Европу и ставшее возможным из-за демографического и экономического роста, начавшегося после 1000 г.
Соборы
Именно городская среда
Собор имеет свои характерные элементы в составе полуциркульной арки, сводчатого перекрытия, крестового или полуцилиндрического по конструкции, чёткое распределение нагрузки по мощным столбам, подпружным аркам и стенам в качестве контрфорсов. Практически одновременно в начале XI в. в Ломбардии и континентальной зоне под норманским влиянием были выстроены первые большие церкви со сводчатыми перекрытиями. Далее романика распространяется, обогащаясь местными элементами, по всей Европе. Мастерство ломбардцев обеспечило им повсеместный приём, и на родину они принесли разнообразный опыт, полученный в Нормандии и Провансе.
Монастыри
В развитии романской архитектуры определяющую роль сыграло сильно выросшее могущество бенедиктинского и клюнийского монашеских орденов. Монастырь включал, кроме храма, целый комплекс построек, предназначенных для молитвы и повседневной жизни. Если настоятелем монастыря был аббат, он назывался аббатством. К югу от церкви обычно находился внутренний двор с общим колодцем и садиком, вокруг которого располагались зал капитула, где проходили важнейшие совещания; покои настоятеля; общая спальня монахов - дормиторий; трапезная - рефлекторий и кухня. Также имелись помещения для послушников, гостей, больных и хозяйственные службы. Многие монастыри помогали паломникам, идущим в Сантьяго де Компостелу и Рим, а вдоль паломнических маршрутов строились церкви сходного типа - с кольцевым обходом позади алтаря в абсиде и радиально расположенными капеллами.
Наиболее значимыми являются знаменитое
аббатство Клюни в Бургундии,
цистерцианское аббатство Фонтенэ
(1130) и итальянские аббатства Сант-
Скульптура
Скульптура романского стиля возродила использование камня и оригинальную переработку в монументальном масштабе образцов, взятых из позднеантичного искусства (искусства римских провинций) и искусства малых форм, вроде предметов из металла и книжной миниатюры.