Романский стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 23:01, реферат

Описание работы

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв. (в ряде мест — и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами.

Содержание работы

1. Возникновение
2. Характеристика стиля
3. Примеры
Список источников

Файлы: 1 файл

Романский стиль.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Скульптурный декор  подчёркивал элементы конструкции (капители, архитравы, порталы, пилястры и т.д.). Фасад романского собора, акцентированный крупными порталами, предоставлял много места скульптуре, а иллюстрирование сюжетов из Нового и Ветхого Завета выполняло также дидактическую функцию, воспитывая сознание верующих. В декоративных частях свободное обыгрывание античных мотивов чередовались с тягой к небывалому и гротескному.

Большое распространение  получили литургическая утварь, резные двери и кафедры, светильники и прочие предметы из бронзы.

Среди скульпторов выделяются такие  мастера, как Николло, который работал  в 1120-1150 гг, автор бронзовых дверей Сан-Дзено в Вероне; Вильельмо, трудившийся  в Модене ( в соборе в 1100-1110 гг); Бенедетто Антелами ( ок. 1150 - ок. 1230), работавший в Парме.

 

Живопись

 

Менее целостной представляется картина  романской живописи, так как она  развивалась автономно и этот процесс проходил до конца XIII в, запаздывая по сравнению со скульптурой; сильнее  в ней сказываются региональные различия. В Италии главное влияние оказывала Византийская культура, от которой сохранились наиболее значимые памятники (мозаики Южной Италии) и этот пласт не входит в сферу собственно романского искусства.

Главной характеристикой романской живописи является развитие фрески, о чём свидетельствуют циклы в Сант-Анджело ин Формис, Сан-Винченцо в Галлиано близ Канту (1106-1007), Цикл Книги Царств в Сан-Пьетро аль Монте (XI в ) в Чивате, фрески баптистерия в Новаре и др.

Истоки станковой живописи представлены распятиями (Христос Торжествующий мастера Гульельмо в соборе Сардзаны, Ла Специя), великолепными образцами миниатюры.

 

Главные мастерские романской Италии

 

Наиболее значительной романской архитектурной школой была ломбардская: кроме миланского исходного образца (Сант-Амброджо) необходимо упомянуть церкви Сан-Микеле и Сан-Пьетро ин Чьель д'Оро, в Павии, и церкви в районе Комо Сант-Аббондио и Сан-Феделе.

В конце XII и начале XIII в цистерцианские церкви (Кьяравалле Миланезе, Черрето Лодиджано) и дворцы городских коммун (Милан, Павия, Комо, Бреша) прокладывают путь к ломбардской готической архитектуре.

 

Базилика Сант-Амброджо в Милане

 

Раннехристианская базилика, заложенная Святым Амвросием как мартирий в 386 г, перестраивалась в течение VIII - IX вв, а в X - первой половине XI в. преобразилась в храм романского типа: восточная часть стала опытной площадкой, на которой отрабатывалась новая архитектурная система с крестовыми сводами, пучками пилястр и ритмичным чередованием небольших арок ( аркатурный пояс) и лизен. Этот опыт сыграл решающую роль в формировании ломбардского стиля и был развит в других миланских храмовых постройках того времени.

 

Собор в Парме

 

 

 

Собор был построен в романо-ломбардском стиле после землятресения 1117 года. Его интерьер образован тремя нефами, перекрытыми крестовыми сводами, с прямоугольными в плане травеями в среднем нефе и квадратными в боковых. Восточный фасад, с его тремя ярусами и выступающими абсидами, повторяет типичный для архитектуры Эмилии мотив открытых лоджий. Внутри находится мраморная скульптура Снятие с креста (1178) Бенедетто Антелами, являющегося автором проекта расположенного рядом с собором восьмиугольного баптистерия, включая его скульптурный декор. Начатый в 1196 году баптистерий выделяется снаружи своими обходными галереями по четырём уровням.

 

Собор в Модене

 

 

 

Новый собор был построен в 1099-1120 гг на месте предшествующей базилики Сан-Джеминьяно ломбардским  архитектором Ланфранко, который наделил исходные ломбардские формы (двухскатный фасад при трёхнефном внутреннем пространстве, аркатурные лоджии) острым пластическим чувством и строгим критерием целостности в понимании архитектоники. Разделение фасада выступающими столбами, подчёркивающих разную высоту нефов, показывает внутреннее членение на три нефа; контрфорсы выявляют снаружи ритм травей, оформленных пучками пилястр.

Руководителем скульптурной мастерской собора был Вильельмо, работы которого датируются концом XI - началом XII в. Ему приписываются рельефы среднего портала, Porta Maggiore - четыре крупные композиции по сторонам, со сценами Бытия , и скульптурный декор внутри перспективного портала (с фигурами пророков) и тимпана.

Площадь чудес в Пизе

 

 

 

С XI в в Пизе шло строительство собора, компанилы, баптистерия и кладбища. Собор - это образец романо-пизанской архитектуры: в 1063 г. его начал строить архитектор Бускето, а закончил между 1150 и 1160 гг. зодчий Райнальдо, автор монументального и элегантного фасада с четырьмя рядами лоджий. Здание с латинским крестом в плане и пятью нефами выделяется овальным в плане куполом (XII в) и наружной облицовкой в виде чередующихся горизонтальных полос белого и чёрного мрамора, что станет отличительной чертой романской архитектуры в Тоскане. Величественное, круглое в плане здание баптистерия, начатое в 1153 году архитектором Диотисальви (законченное в течение XIV в), снаружи украшено аркатурным поясом и ажурной лоджией.

Компанила, или Падающая башня (накренившаяся ещё в процессе строительства из-за осадки грунта), была начата в 1174 году по проекту архитектора Бонанно Пизано и окончена в течение XIV в. Цилиндрическое тело колокольни состоит из восьми ярусов, и шесть из них имеют обходные галереи в виде ажурных аркад.

Пизанская романика в XII-XIII вв. получила широкое распространение в других городах Тосканы, таких как Пистойя (собор, церковь Сан-Бартоломео ин Пантано и Сант-Андреа), Лукка (церковь Сан-Фредиано, 1112 - 1147, и собор Сан-Мартино, XIII в), Ареццо ( приходская церковь Санта-Мария).

 

Сан-Миниато аль Монте  и баптистерий Сан-Джованни во Флоренции

 

Одним из ярчайших примеров романской архитектуры во Флоренции  являются церковь Сан-Миниато аль  Монте и баптистерий Сан-Джованни. Они отличаются облицовкой с геометризованным орнаментом из чередующихся полос белого и зелёного мрамора и воздействием раннехристианской и классической традиций. Баптистерий, освящённый в 1059 году, представляет собой октагон с аркатурными поясами, а капители пилястров демонстрируют прямые цитаты из античного искусства; три двери из золочёной бронзы позже сделает Андреа Пизано и Лоренцо Гиберти.

Сан-Миниато аль Монте (XII в) выделяется великолепным фасадом  с арочным членением, оконным  проёмом в тимпане и классическим антаблементом; внутреннее пространство базиликального типа перекрыто деревянным потолком на стропилах.

Первое здание базилики IX в. (828 г), повреждённое пожаром 976 года, реконструировано в XI в по образцу  церкви Святых Апостолов в Константинополе, которая была разрушена. Отсюда - византийское решение с греческим крестом в плане, пятью куполами на парусах и широких подпружных арках. Каждый рукав креста делится на три нефа с колоннадами, поддерживающими галереи. Алтарная часть, приподнятая из-за наличия крипты, выделяется богатым киворием, поддерживаемым колоннами с сюжетными композициями (возможно XIII в). Поверхности куполов, верхних частей стен, подпружных арок нефов полностью покрыты мозаиками (большей частью XII - XIII вв, с позднейшими переделками), образуя масштабную программу византийской иконографии.

Перед основной частью базилики идёт нартекс, распространяющийся вдоль  всего западного фасада, завершённого в период готики. В XV в Нартекс  разделён стрельчатыми арками на травеи и увенчан небольшими куполами, декорированными  великолепными мозаиками в венецианско-византийском вкусе (1220-1250) с Историей Ветхого Завета. Снаружи, в нижней части фасада, имеются пять глубоких арочных ниш с помещёнными внутри них порталами, украшенными скульптурными рельефами в византийском духе. По горизонтали фасад членится террасой с балконом; на террасе помещены четыре статуи коней из золочёной меди, привезённые из Константинополя, произведения эллинической эпохи (III в). Примечательные скульптурные работы имеются и на других фасадах базилики; так, с южной стороны находится группа из египетского порфира, изображающая тетрархов ( начало IV в).

 

Базилика Сан-Никола в  Бари

 

 

Здание базилики Святого  Николая, строившееся с 1087 года и  освящённое в 1197 году, имеет три нефа и трансепт. В ней сочетаются влияние византийского искусства (то, что алтарную часть от нефов отделяет иконостас), опыт ломбардской романики (членение фасада плоскими пилястрами и объёмными аркатурным поясом) и собственные интерпретации романского стиля, с сохранением галерей и возведением двух башен, фланкирующих фасад, что придаёт церкви облик крепостного сооружения. Внутри сохранился резной беломраморный трон XI в. (1098), сделанный для епископа Илии.

Базилика Сан-Никола стала  образцом для целого ряда романских  церквей в Апулии, например собора Сан-Сабино (1170-1178) в том же Бари и собора в Битонто (1175-1200).

 

Собор в Монреале

 

 

Около Палермо расположен собор в Монреале. Его фасад  выделяется орнаментом из пересекающихся арок, расположенном в верхней  части, и двумя фланкирующими  башнями, служащими колокольнями. Внутри собор представляет собой трёхнефную базилику, украшенную циклами мозаик (История Ветхого и Нового Завета), выполненных местными мастерами (XII-XIII вв) по византийским образцам. Напротив, печать арабского влияния проступает в пристроенном внутреннем дворе бенедиктинского монастыря (XII в).

 

Романика во Франции

 

В конце X в. начался этап художественного обновления, продлившийся два столетия, начался этап полной зрелости. Во Франции это вызвало  большое разнообразие местных вариантов романского стиля. Наиболее важные из них сформировались в следующих областях: Нормандия, Пуату, Аквитания, Прованс, Овернь. Чем же каждая из них характеризуется? Нормандия (Жюмьеж, Кан) - характеризуется галереями, деревянными перекрытиями, системой чередующихся столбов, окружённых пучками пилястр, и колонн; Пуату (Сен-Савен в Пуатье) - "зальными " храмами без прямого света; Аквитания (Ангулем, Сен-Фрон в Перигё) - единственным нефом, перекрытым куполом; Прованс (Арль, Сен-Жиль) - очень высокими нефами, без галерей, перекрытыми цилиндрическими сводами; Овернь (Клермон-Ферран) и паломнические церкви, расположенные на путях в Сантьяго де Компостела (Сен-Марсиаль в Лиможе, Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Фуа а Конке), - галереями, цилиндрическими сводами и абсидами с венцом капелл.

В Бургундии выделяются три группы сооружений романского периода: производные от комплекса Клюни III, с цилиндрическими сводами  на подпружных арках ланцетовидной  формы (Отэн); имеющие прототипом Везле, с крестовыми сводами; цистерцианская группа (Фонтенэ), отличающаяся прямоугольной абсидой и отсутствием декора. Среди ведущих школ в скульптуре представлены лангедокская (Муассак, Суйяк, Каор, Конк) и бургундская (Клюни), отмеченная фантастическим и визионерским характером. Также отличные школы сложились в Пуату и Сентонже (Сент, Ольней, Ангулем, Пуатье). Во второй половине XII в становится известной школа Прованса, выделяющаяся ориентацией на классику (статуи в клуатре Сен-Трофим в Арле и на фасаде Сен-Жиль дю Гар).

 

Романика в Германии

 

Центром немецкой романики была долина Рейна, где процветала сильная  архитектурная школа, выделяющаяся сложными пространственными решениями (двойные хоры, двойные трансепты, крипты, башни над средокрестием  и лестничные башни, галереи), вертикальным соотношением объёмов и богатым архитектурным декором ломбардского типа (аркатурные пояса, карликовые лоджии, лизены). Наиболее известные сооружения немецкой романики это:

1. собор в Шпейере (самый большой романский собор в Европе, перекрытый сводом в 1080 г );

2. собор в Трире (1080 г);

3. собор в Констанце (1089 г);

4. собор в Майнце (1081-1137 и 1209-1237 гг);

5. собор в Вормсе (1171-1220 г);

6. церковь Святого Михаила в Хилььдесхайме в Нижней Саксонии (1010-1033г);

7. церковь в аббатстве Мария Лаах близ Кобленца (1093-1230 г);

8. позднероманские соборные церкви в Кёльне и Бонне.

Чрезвычайно интересна  скульптура из камня, дерева и бронзы (порталы, капители, надалтарные кресты, кафедры, светильники) и фресковая  живопись. В романскую эпоху продолжается расцвет художественной жизни в монастырях, оставивший замечательные памятники книжной живописи, церковного ювелирного искусства (для алтарей, порталов, золотых реликвариев и т.д.), станковой живописи и ковроткачества.

 

Софийский собор (Константинополь)

 

Купол на парусах. В парусах - мозаики с изображением шестикрылых серафимов. За центральной аркой следующий свод - конха (полукупол), в свою очередь, имеющая три меньшие конхи.

 

 

 

Альгамбра: руинированный  декоративный цилиндрический свод даёт возможность увидеть, как он опирается на стены.

Элементы сводов:

В зависимости от типа свода он может иметь следующие  элементы:

" Замок, , ключ свода - средний клинчатый камень в щелыге арки или свода. Иногда подчёркивается декором.

" Зеркало - горизонтальная, плоская плоскость зеркального свода, потолочный плафон (изначально - любая гладкая поверхность плит в каменной кладке).

" Лотки - криволинейная плоскость свода, одним концом опирающаяся на стену, а другими - смыкающаяся с остальными лотками, то есть часть свода, имеющая форму отрезка полуцилиндрической поверхности, рассечённой двумя взаимно пересекающимися плоскостями.

" Паддуги (падуги) - боковые цилиндрические части сомкнутого свода, в зеркальном своде - находятся под зеркалом. Изначально - большая выкружка над карнизом, служащая переходом от стены к потолку.

Информация о работе Романский стиль