Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 08:47, реферат
Анализируя специфические проблемы социодинамики отечественной культуры и ее особенности, мы уже отмечали, что для российского общества в особенно сильной степени характерны циклические изменения. Такого рода изменения имеют место в каждой культуре, хотя и в разных масштабах. Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. В качестве варианта циклических изменений следует рассматривать инверсию, при которой социокультурные изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания - от одного полюса культурных значений к другому. Инверсия может охватывать как духовные, так и политические изменения общественного бытия.
поиски "нового религиозного сознания" отражали сложность и противоречивость идейной жизни русского общества рубежа столетий;
развитие
космологизма как характерная
черта русской культуры. На почве утраты
ощущения единства человека с другим человеком
и социальной группой развивается ощущение
"внеземного" существования людей.
Космологизм становится элементом и новой
картины мира, и нового соответствующего
осмысления ее. Космологичность русской
культуры формируется как насущная необходимость
времени, как выражение общего настроения.
В философии этого периода космологизм
оформляется теоретически - он присущ
Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому.
Космическая направленность положена
в основу новых поисков русской поэзии
(В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений
русской живописи (М. Врубель) и русской
музыки (А. Скрябин);
развитие
различных объединений
деятелей культуры. Идея синтеза искусств,
широко распространенная в художественном
сознании этого времени, несомненно, способствовала
этому, соединяя в поисках новых форм художественной
деятельности представителей разных искусств.
Эти идеи находили воплощение в таких
художественных объединениях, как "Мир
искусства", журналах "Весы" (редактор
В.Я. Брюсов), "Золотое руно" (издатель
Н.П. Рябушинский), в спектаклях Художественного
театра и театра В.Ф. Комиссаржевской.
Своеобразным "опытным" полем для
синтеза искусств были художественные
кружки тех лет. Одним из главных клубов
интеллигенции в Москве стал Московский
литературно-художественный кружок, открытый
в 1899 году по инициативе писателей, артистов,
ученых. Кружок посещали М.Н. Ермолова,
А.П. Чехов, К.С. Станиславский, В.Я. Брюсов,
М.М. Ковалевский и др.;
включение отечественной науки в начале XX в. в общемировой процесс. Интенсивно шел обмен идеями и учеными. Трудами естествоиспытателя В.И. Вернадского были заложены основы биохимии и геобиохимии. Его учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, стимулировало экологические изыскания. Ученым с мировым именем, лауреатом Нобелевской премии (1904) стал академик И.П. Павлов, разработавший теорию рефлексов. Идеи Павлова развивали С.П. Боткин, И.М. Сеченов и И.И. Мечников (лауреат Нобелевской премии 1908 г.). В области квантовой теории ультразвука и астрофизики проводил изыскания П.Н. Лебедев.
Революция 1905-1907
гг. и культура. Революция 1905-1907 гг.
внесла в общественное сознание гигантскую
просветительскую струю, во многом способствовала
политическому и культурному
просвещению народа. Манифест 17 октября
1905 г., даровавший ряд политических свобод,
ликвидация цензуры и свобода печати,
несомненно, привели к некоторому росту
оптимистических настроений в обществе.
В среде либеральной интеллигенции активизировалось
обсуждение проблем развития и укрепления
гражданских основ общественной жизни.
Революция не прошла бесследно для творчества
многих деятелей культуры (А. Блок, А. Белый,
В. Серов и др.), более четко определила
идейные позиции части
художественной интеллигенции. В эти
годы Д.С. Мережковский писал: "То, что
я передумал, а главное пережил в революционные
годы 1905-1906, имело для внутреннего хода
моего развития значение решающее".
В 1918 г. А. Блок в письме к З.Н. Гиппиус писал,
что "нас разделил уже 1905 г.".
Наступившая в стране политическая реакция
после поражения революции 1905-1907 гг. способствовала
распространению консервативно-охранительных
настроений и взглядов
в обществе.
В кругах художественной интеллигенции
широкое распространение получили идеи
"нового религиозного
сознания" (богоискательство). Одним
из пропагандистов "нового христианства"
был Д.С. Мережковский. Истоки его взглядов
лежали в философской концепции Вл. Соловьева
о возможности синтеза религий, культур
и победы всемирной теократии. Новое религиозное
сознание основывалось на утопической
идее о примате духовного, религиозного
начала в нравственном обновлении человека,
о том, что новая религия должна была стать
главным фактором в нравственном обновлении
человека. Увлечение богоискательством
испытал в эти годы М. Горький.
Некоторые деятели из среды социал-демократов
(А.В. Луначарский, В.А. Базаров) увлеклись
богостроительством, пытаясь соединить
социализм с религией. В 1908 г. Луначарский
выпустил книгу "Религия и социализм",
в которой утверждал, что "философия
Маркса есть философия религиозная"
и научный социализм, воспринимаемый как
религия, может обрести величайшую силу.
Важнейшей проблемой общественно-культурной
жизни этих лет стали взаимоотношения
интеллигенции и народа. Многие из деятелей
культуры осознавали и глубоко переживали
тот факт, что в жизни происходило расхождение,
непонимание этих двух сил русского общества.
В общественно-культурной среде широко
обсуждался вопрос о деятельности и роли
интеллигенции в годы революции, о ее отношении
к революционным событиям.
6.5. Революция 1917 г. и культура
Культура
предоктябрьского десятилетия. Годы,
последовавшие за поражением первой буржуазно-демократической
революции в России, представляют один
из драматических периодов в истории русской
культуры прежде всего по накалу идейно-художественной
борьбы. Литература и искусство предреволюционного
десятилетия отличались большой сложностью
и противоречивостью художественных исканий,
разнообразием различных течений и групп,
каждая из которых выступала со своими
лозунгами и манифестами. Общественная
жизнь, несомненно, отражалась в многообразии
и сущности историко-культурного процесса
этого времени.
Наступившая в стране политическая реакция,
столыпинщина, расправа с революционерами,
черносотенные погромы и волна великодержавного
шовинизма, прокатившаяся накануне и в
годы первой мировой войны, укрепляли
в общественном сознании консервативно-реакционные,
охранительные настроения.
В годы реакции усилилось идейное размежевание,
вновь остро был поставлен вопрос о роли
интеллигенции в общественной борьбе,
ее связи с народом, исторических перспективах.
Во многих произведениях того времени
присутствовал пафос отрицания старых
социальных отношений, и вместе с тем звучала
гуманистическая вера в человека, содержалась
надежда на обновление общества.
1917 г. в судьбе русской
культуры. 1917 г. для России стал революционным.
Некоторые историки, пытаясь уйти от догматизированных
и политизированных оценок российской
действительности переломного периода,
характеризуют его как единый революционный
цикл, исключительно сложный по своим
компонентам, динамике и самореализации.
Как бы ни оценивать период революций
1917 г., невозможно отрицать их громадного
влияния на судьбу России и все сферы жизни
общества. В культуре это влияние проявилось
не сразу. Ведь в 1917 г. контуры будущего
советского строя были еще едва обозначены,
особый международный статус России как
"осажденной крепости" только намечался,
задачи формирования "нового человека
коммунистического общества, свободного
от пережитков прошлого", созревали
пока только в головах революционных теоретиков.
А именно эти факторы определяли особые
условия развития отечественной культуры
на протяжении многих десятилетий.
Каково же непосредственное воздействие
революционных потрясений на культурную
жизнь российского общества?
Историческое предназначение любой революции
- разрушить устаревший порядок и расчистить
дорогу новым формам общественной жизни.
Другое дело, что результаты революционного
обновления часто оказываются весьма
далекими от провозглашенных целей, поэтому
отношение к революции в обществе и оценки
историков со временем изменяются в зависимости
от угла зрения и исторической дистанции.
Свержение монархии в феврале 1917 г. вызвало
громадный духовный подъем, сплотивший
общество. Большинство интеллигенции
с воодушевлением встретили начало революции
как очистительной бури, которая должна
смести все прогнившее и омертвевшее в
жизни и искусстве и открыть путь созидательной
работе. Вдохновленная идеей служения
народу, интеллигенция готова была трудиться
для его просвещения и блага. Но октябрьские
события 1917 г. многими представителями
культуры были восприняты как узурпация
власти со стороны одной партии - большевиков.
Последовавший вследствие этого отказ
части интеллигенции от профессионального
сотрудничества с советской властью, особенно
в первые месяцы ее существования, привел
к тяжелым последствиям для многих отраслей
культуры России.
В результате революционных событий и
последовавших военных действий российская
культура понесла и материальные, и духовные
потери. Стихия народного бунта, разбуженная
революцией, не щадила ни человеческих
жизней, ни тем более ценностей культуры.
Новая власть пыталась противостоять
варварским проявлениям народного гнева.
Чтобы спасти от разграбления книжные
собрания, находившиеся в бывших помещичьих
усадьбах, монастырях и буржуазных особняках,
они были национализированы. К концу гражданской
войны была создана единая библиотечная
сеть РСФСР, национализированы дворцы,
музеи, художественные собрания, кинодело,
объединено театральное дело.
Велики были психологические и нравственные
последствия революции и войны для российского
общества. Страна непрерывно воевала в
течение семи лет. Кровавая бойня первой
мировой войны, сменившаяся братоубийственной
гражданской войной с громадными человеческими
жертвами, обесценила человеческую жизнь.
Миллионы людей были вырваны из привычных
условий существования, потеряли близких.
Традиционные нравственные ценности,
веками освещаемые религией, были поколеблены.
Новая власть взяла на себя миссию духовного
лидерства и энергично начала восстановление
отраслей культуры, разрушенных в результате
революции и гражданской войны. Первые
мероприятия, проведенные советской властью
в области культуры, обеспечивали ей поддержку
социальных низов и способствовали привлечению
к сотрудничеству части интеллигенции,
вдохновленной идеей служения народу.
6.6. Социокультурная сущность революции 1917 г.
Революция 1917
г.: некоторые оценки. Советская эпоха
в истории отечественной культуры, открытая
Октябрем 1917 г., несет на себе ни с чем не
сравнимый отпечаток трагичности и противоречивости,
столь свойственный всем общественно-историческим
явлениям XX в. Социальные катастрофы серией
нараставших волн прокатились по России,
исчерпали меру устойчивости старого
мира и в конце концов разрушили его до
основания. Как писал Н.О. Лосский: "Большевистская
революция есть яркое подтверждение того,
до каких крайностей могут дойти русские
люди в своем смелом искании новых форм
жизни и безжалостном истреблении ценностей
прошлого" [1].
Другой талантливый русский философ-эмигрант
Г.П. Федотов в статье "Правда побежденных"
(Париж, 1933) попытался проанализировать
причины, почему наиболее свирепый и кровавый
этап революции "был воспет самыми тонкими
лириками и декорирован самыми передовыми
художниками". Он писал: "Большинство
русских поэтов приняли коммунизм из женственного
преклонения перед силой, из жертвенного
слияния с народом, из отвращения к старому
гибнущему миру. У поэтов перевешивает
музыка революции, у левых художников
- радость разрушения и возможность творить
из ничего, мнимо даруемая революцией"
[2].
Большевики в России были единственной
влиятельной политической силой, не только
не боявшейся социального хаоса и террора,
но, наоборот, использовавшей их как таран
для разрушения старого мира. В статье
"Интеллигенция и революция" (1918)
А. Блок писал: "Горе тем, кто думает
найти в революции исполнение только своих
мечтаний, как бы высоки и благородны они
ни были. Революция, как грозовой вихрь,
как снежный буран, всегда несет новое
и неожиданное; она жестоко обманывает
многих; она легко калечит в своем водовороте
достойного; она часто выносит на сушу
невредимыми недостойных... Но это ее частности,
это не меняет ни общего направления потока,
ни того грозного и оглушительного гула,
который издает поток".
Культурное и нравственное развитие человечества
не достигло в XX в. уровня, при котором
оно выработало бы иной тип общественной
консолидации, нежели посредством цементирующего
принципа государственного насилия. Именно
XX столетие становится классической эпохой
господства тоталитарных государственных
режимов, подчинивших своему регламентирующему
влиянию все сферы жизни общества и личности.
Революция 1917 г.: современные
дискуссии. Несомненен тот факт, что
революция 1917 г. в России - ключевое событие
для понимания истории страны и мира за
последние 100-150 лет. Оценок этому событию
достаточно много, они разноречивы, часто
полярно противоположны. Разберем наиболее
распространенные. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
1. В октябре 1917
г. произошла межформационная
социалистическая революция,
которая открыла эпоху
перехода от капитализма
к социализму (коммунизму)
во всем мире.
Еще недавно эта оценка революции имела
государственно утвержденный характер
и не могла быть не только оспорена, но
даже в какой-либо мере подвергнута сомнению.
В настоящее время ее монополия в значительной
мере разрушена, но она остается преобладающей,
особенно в массовом сознании среднего
и старшего поколения. Это понятно: вся
система гуманитарного образования в
советское время была построена на такой
оценке революции, как ключевой, для понимания
современного мира.
Подобный подход основан на том, что события
1917 г., так же как предыдущие и последующие,
рассматривались исключительно через
призму деятельности партии большевиков,
ее лидеров, прежде всего В.И. Ленина, партийной
доктрины, которая опиралась на идеи марксистского
рабочего социализма. Есть и конкретно-исторические
аргументы в подтверждение такой оценки.
В результате вооруженного восстания
в октябре 1917 г. к власти пришла партия
большевиков, которая верила в победу
мировой пролетарской революции, вырабатывала
программы перехода к социализму, пыталась
их реализовать, стимулировала революционные
процессы во всем мире всеми доступными
средствами, включая военные.
Однако подобная оценка революции скорее
всего уйдет в прошлое вместе с эпохой,
которая ее породила. Жизнь сложна, многогранна,
она не сводима только к деятельности
партии большевиков.
2. В октябре 1917
г. произошла рабоче-крестьянская,
демократическая революция.
Эта точка зрения основывается также на
теории формаций и большевистской доктрине.
Отказываясь характеризовать революцию
как прямо социалистическую, ее выразители
тем не менее считают, что она открыла
путь для перехода в будущем к социализму
в России. Задача после революции заключалась
в том, чтобы формировать предпосылки
для этого перехода. Однако большевики,
как утверждается, не сразу это поняли,
стали форсировать переход к социализму.
Таким образом, при этой точке зрения в
иерархии большевистских ценностей ранг
революции несколько снижен: она не социалистическая,
а демократическая. Движущими силами предлагается
считать не только пролетариат и беднейшее
крестьянство, но и все крестьянство в
целом. Следовательно, революция не пролетарская,
а народная. При этом социализм признается
конечной целью развития общества, хотя
и в исторической перспективе. В итоге,
фактически, получается первая позиция,
но слегка осовремененная с учетом реалий.
Эта оценка также вряд ли надолго задержится
в исторической науке.
3. Революция - военный
переворот, совершенный
большевиками с опорой
на революционную часть
армии и флота.
Такая оценка появилась давно. Впервые
она была высказана сразу после восстания
большевиков, в том числе марксистами.
Известный в прошлом деятель большевистской
партии А. Богданов (Малиновский) назвал
в письме к А. Луначарскому вооруженное
восстание "солдатским восстанием".
Эта позиция опирается на реальные факты:
роль армии и флота в момент взятия власти
большевиками была велика. Однако продержаться
сколько-нибудь долго в 170-миллионной стране
на штыках было невозможно. Значит, были
другие факторы, обусловившие ход событий,
которые эта точка зрения не учитывает.
4. Октябрьская
революция - это заговор,
захват власти кучкой
большевистских лидеров,
которые навязали стране
трагический путь развития.
Подобная точка зрения распространена
в публицистике, хотя появилась также
сразу после октябрьских событий. Она
имела широкое распространение в зарубежной
исторической литературе и именно оттуда
пришла к нам в годы перестройки.
Похожее утверждение находим в книге известного
американского политолога 3. Бжезинского:
"Именно из-за отсталости России ни
общество в целом, ни относительно малочисленный
класс промышленных рабочих не считались
готовыми к социализму. Следовательно,
историю надо было подстегнуть при помощи
военизированного "авангарда" преданных
революционеров, точно знающих, в чем суть
наказа истории, и готовых посвятить себя
служению ей" [3].
Разбирая эту позицию, следует отметить,
что Россия действительно не была готова
к социализму, как и любая другая страна,
потому что нельзя подготовиться к жизни
в государстве всеобщего благоденствия.
Сам вопрос о предпосылках социализма
не имеет смысла. В.И. Ленин действительно
тщательно готовил, отбирал, консолидировал
круг революционеров-профессионалов,
которые должны были взять власть. Действительно,
в момент вооруженного восстания элементы
заговора были налицо: разработан план
восстания, созданы вооруженные силы из
революционных солдат, матросов и отрядов
рабочей Красной гвардии, распределены
силы и т.п. Но элементы заговора, сговора
есть в любой революции в момент взятия
власти. Власть никогда не падает в руки
случайно, ее берут: вооруженным ли путем
или мирным - другой вопрос.
Однако заговор, захват власти узким кругом
лиц может быть успешным лишь в условиях
стабильности общественной системы, или
при наличии широкой массовой поддержки
(но тогда это уже не заговор). Об этом свидетельствует
исторический опыт. В условиях нестабильности
заговор обречен на поражение, так как
заговорщики, не имея прочной массовой
базы, не смогут обеспечить переход к стабильности.
Следовательно, отражая определенные
реалии 1917 г., эта точка зрения не объясняет
в целом крутого поворота в судьбе страны.
5. Революция представляла
собой анархический
бунт, революцию люмпенов,
поэтому она носила
разрушительный характер
и отбросила страну
далеко назад.
Такая оценка встречается у радикальных
западников. Действительно, революция
1917 г. многое разрушила, и активное участие
в ней принимали люмпенские элементы.
Надо сказать, в любой стране в моменты
кризисов, революций люмпенизированные
элементы играют активную роль, прежде
всего разрушительную. Это понятно: во
время кризиса люмпены стремятся обрести
социальный статус и благополучие за счет
общества, без труда. Но приписывать решающую
роль люмпенам в судьбе 170-миллионной страны,
которая являлась великой державой, нет
никаких оснований. Люмпены способны разрушать,
но не способны создавать. Однако после
1917 г. идет созидание, и общество было создано
очень прочное и устойчивое. Если встать
на предлагаемую точку зрения, то необходимо
объяснить: откуда в мирового значения
державе такое количество люмпенов, что
они изменили не только судьбу страны,
но в значительной мере и мира?
Таковы наиболее часто встречающиеся
оценки революции 1917 г. Какую предпочесть?
Ни одна из них не отражает всей сложности
и противоречивости как самой революции,
так и последовавших за ней исторических
событий. Во всех оценках явно просматривается
присущий нашему обществу синдром гражданской
войны. Каждая из этих оценок ставит человека
перед необходимостью однозначного выбора
между "белыми" и "красными".
Между тем уже то, что революция 1917 г. продемонстрировала
стремление общества к демократии, может
быть предметом гордости сегодня. Наше
прошлое необходимо воспринимать в его
трудной и трагической целостности. В
этом, как видится, - условие будущего гражданского
согласия, консолидации общества и начало
пути к его истинной демократизации, утверждению
подлинного гуманизма.
Революция 1917 г. как
переход к новому типу
культуры. Октябрьская революция 1917
г. выступила не только против прежней
политической системы, но и против основных
духовных ценностей прежнего общества.
Ослабление самодержавного государства
под влиянием длительной мировой войны,
развернувшийся процесс демократизации
России, выразившийся в пробуждении к
активности и вступлении в общественно-политическую
жизнь рабочего класса, крестьянства и
близко примыкающих к нему слоев населения,
способствовали революционной смене старой
российской государственности.
Русские народные массы никогда не понимали
объективных оснований господства над
ними помещика, барина, хозяина, ненавидели
его и чувствовали себя обделенными.
Это вызывалось несколькими обстоятельствами, и прежде всего:
экономическими причинами (экономическое принуждение рабочего, крестьянина; различная степень обладания собственностью и т.д.);
культурно-бытовыми причинами (для русского мужика или рабочего барин, хозяин всегда был не только эксплуататором, но и "чужаком" со своей культурой и жизненными навыками, вплоть до платья и внешнего обличья. Поэтому зависимость от него ощущалась всегда как бремя, которое приходится терпеть, но не принималась как осмысленный порядок жизни. Отсюда частые крестьянские бунты, наивная вера в "доброго царя" и т.д.).
Подлинным фундаментом
русской государственности, таким
образом, был не общественно-политический,
сословный слой, и не господствовавшая
бытовая культура, а ее политическая форма
- монархия. В народном сознании считалась
законной по существу только власть царя,
все остальное: сословные отношения, местное
самоуправление, суд, администрация, крупная
промышленность, банки, вся утонченная
культура образованных классов, литература
и искусство, университеты, консерватории,
академии, - все это в том или ином отношении
держалось лишь косвенно, силой церковной
власти и не имело непосредственных корней
в народном сознании. Вся правовая, общественная,
бытовая и духовная культура произрастала
из могучего древа государства и держалась
только им.
Являясь демократическим движением народных
масс, русская революция руководствовалась
смутным, политически не оформленным,
по существу, скорее, психологически-бытовым
идеалом самочинности и самостоятельности.
По объективному содержанию это был процесс
проникновения низших слоев во все области
государственно-общественной жизни и
культуры и переход их из состояния пассивного
объекта воздействия в состояние активного
субъекта строительства жизни. Начался
он не в 1917 г., а гораздо раньше. Демократизация
средней и высшей школы, литературы, чиновничества,
были характерными явлениями в жизни России,
начиная со второй половины XIX в. Шаг за
шагом надвигалась повсюду крестьянская
Россия, заставляя отступать дворянскую.
В период революции 1917 г. этот процесс
демократизации из состояния постепенного
просачивания перешел в состояние бурного
наводнения. Таким образом, 1917 г. в истории
России явился годом не только слома прежней
системы общественных отношений, но и
годом перехода к новому типу культуры,
к новым отношениям.
Идеи творческого
преображения жизни
в большевизме. Роль стабилизирующего
фактора культурно-исторического развития
может играть государственная политика
при условии, если лидеры государства
поощряют созидательные силы в народе,
обращаются к лучшим достижениям прошлого,
учитывают сложившийся тип национального
самосознания.
Социокультурное творчество большевиков
в годы революции учитывало особенности
русского менталитета. Он и определил
в конечном итоге социальный идеал большевизма
- светлое земное будущее всего человечества.
При этом веру в бога заменил атеизм, на
смену патриотизму пришел интернационализм,
упование на царя-батюшку превратилось
в преклонение перед вождями революции.
При этом все трансформации окрашивались
страстностью. Большевики затронули главный
нерв души русского человека, что и привело
в движение силу народного энтузиазма,
позволило России не только выжить, но
и прирасти в национально-государственном
могуществе. Неискореняемое национальное
стремление к активному обретению царства
абсолютного добра было простимулировано
подчеркнуто уважительным отношением
власти к интересам и нуждам рядовых тружеников.
Таким образом, на долю России в ХХ столетии
пришлось наибольшее напряжение сил в
борьбе за национально-государственное
и духовно-нравственное выживание.
6.7. Своеобразие художественной культуры в эпоху русских революций
Отношение к
приближавшейся революции и сама
эпоха революций стали главным
историческим содержанием в первые десятилетия
ХХ в., а в культуре - основой поляризации
идейно-художественных сил. "Актом великого
культурного значения" назвал революцию
1905-1907 гг. М. Горький. Революционные события
повлияли на творчество многих русских
писателей, композиторов, художников России.
Тема революции, впечатления, связанные
с ее восприятием, присутствуют во многих
художественных произведениях этих лет.
Революционный взрыв в России вызвал у
русской художественной интеллигенции
различные оценки, но при всей противоречивости
их нельзя не признать особого влияния
революции на русскую художественную
культуру.
Художественная культура рубежа веков
- важная страница в культурном наследии
России. В ней отразилась социальная и
идейная острота эпохи, возросший интерес
к личности, ее духовному миру, снижение
интереса к проблеме социальности в искусстве.
Общественно-политическая обстановка
в стране, идейно-нравственная атмосфера
оказывали несомненное влияние на художественную
жизнь, творческие искания. Идейная противоречивость,
неоднозначность были присущи не только
художественным направлениям и течениям,
но и творчеству отдельных писателей,
художников, композиторов. Это был период
обновления разнообразных видов и жанров
художественного творчества, период переосмысления.
В русской художественной культуре конца
XIX - начала XX вв. получило распространение
декадентство, обозначающее такие
явления в искусстве, как отказ от гражданских
идеалов и веры в разум, погружение в сферу
индивидуалистических переживаний. Эти
идеи были выражением социальной позиции
части художественной интеллигенции,
которая пыталась уйти от сложностей жизни
в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики.
Подобным образом она отражала в своем
творчестве кризисные явления тогдашней
общественной жизни.
Декадентские настроения захватили деятелей
различных художественных направлений,
в том числе и реалистического. Однако
чаще эти идеи были присущи модернистским
течениям.
Понятие "модернизм" (см. Терминологический
словарь) включало многие явления литературы
и искусства XX в., рожденные в его начале,
новые по сравнению с реализмом предшествующего
столетия.
Русский модернизм - явление закономерное,
вызванное глубинными процессами русской
культуры.
В первые десятилетия ХХ в. зрели вопросы дальнейшего развития русской литературы, принципиально сконцентрированные на трех проблемах: