Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 08:47, реферат
Анализируя специфические проблемы социодинамики отечественной культуры и ее особенности, мы уже отмечали, что для российского общества в особенно сильной степени характерны циклические изменения. Такого рода изменения имеют место в каждой культуре, хотя и в разных масштабах. Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. В качестве варианта циклических изменений следует рассматривать инверсию, при которой социокультурные изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания - от одного полюса культурных значений к другому. Инверсия может охватывать как духовные, так и политические изменения общественного бытия.
отношение к традициям русской литературы,
определение новизны содержания и формы,
определение общего эстетического мировоззрения.
Формировалась
необходимость, говоря словами Валерия
Брюсова, "найти путеводную звезду
в тумане". Каждое из направлений
модернизма выдвигало свою эстетическую
программу, но все они сходились
в главном - в отрицании философско-эстетических
принципов реалистического искусства.
В этом смысле модернистское искусство
в целом всегда противостояло реализму.
В модернистских группах и направлениях
объединились писатели и поэты, разные
по своему идейно-художественному облику,
дальнейшей судьбе в литературе. Если
для одних (А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А. Белый,
В.В. Маяковский, А.А. Ахматова) принадлежность
к символизму, акмеизму,
футуризму (см. Терминологический
словарь) означала лишь начало их творческих
исканий и впоследствии они нашли путь
в литературу большого общественного
звучания, то для других (Д.С. Мережковский,
3.Н. Гиппиус, А. Крученых) идеи модернистского
искусства означали суть их творчества. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
Символизм был закономерным этапом художественного
развития, через который прошли и литература,
и изобразительное искусство, и театр.
Для всех этих областей культуры символизм
стал мировоззренческой основой. Он сформировался
в 90-е гг. и получил преобладающее распространение
в первом десятилетии XX в. В это время вышли
книга Д.С. Мережковского "О причинах
упадка и о новых течениях современной
русской литературы" (1893), сборники "Русские
символисты" (1894-1895), в издании которых
активно участвовал В.Я. Брюсов, с первых
лет своей литературной деятельности
ставший главой русского символизма.
Главную причину упадка литературы Д.
Мережковский усматривал в преобладании
реализма, будущее же ее он связывал с
"божественным идеализмом". Основами
нового искусства Мережковский провозгласил
"мистическое содержание", "символы"
и "расширение художественной впечатлительности".
Символизм получил развитие в творчестве
таких поэтов, как В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт,
Ф.К. Соллогуб, Д.С. Мережковский, 3.Н. Гиппиус,
А. Белый. В кругу символистов начался
творческий путь А.А. Блока (1880-1921).
Поэтов-символистов объединяли общие
черты миропонимания и поэтического языка.
Наряду с требованиями "чистого",
"свободного" искусства символисты
подчеркивали индивидуализм, доходящий
до самолюбования, воспевали таинственный
мир, им близка тема "стихийного гения",
близкого по духу к ницшеанскому "сверхчеловеку".
Образы маски, маскарада постоянно мелькают
в поэзии и прозе символистов. Материальный
мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное,
как низшая реальность по сравнению с
миром идей и сущностей.
Символизм расширил, обогатил поэтические
возможности стиха, что вызывалось стремлением
поэтов передать необычность своего мироощущения
"одними звуками, одними образами, одними
рифмами" (В. Брюсов). Несомненен вклад
поэзии символизма в развитие русского
стихосложения.
Последнее предоктябрьское десятилетие
было отмечено дальнейшими исканиями
в модернистском искусстве. Происходившая
в 1910 г. в среде художественной интеллигенции
полемика вокруг символизма выявила его
кризис. Как выразился в одной из своих
статей Н.С. Гумилев, "символизм закончил
свой круг развития и теперь падает".
На смену ему пришел акмеизм (от греч. "акме"
- высшая степень чего-либо, цветущая пора).
Основоположниками акмеизма считаются
Н.С. Гумилев (1886-1921) и С.М. Городецкий (1884-1967).
В новую поэтическую группу вошли А.А.
Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич,
М.А. Кузмин и др.
Акмеисты в отличие от символистской туманности
провозгласили культ реального земного
бытия, "мужественно твердый и ясный
взгляд на жизнь". Но вместе с тем они
пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую
функцию искусства, уклоняясь от социальных
проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма
отчетливо выражались декадентские тенденции,
а теоретической основой его оставался
философский идеализм. Однако среди акмеистов
были поэты, которые в своем творчестве
смогли обрести новые идейно-художественные
качества (А.А. Ахматова, С.М. Городецкий,
М.А. Зенкевич).
Одновременно с акмеизмом в 1910-1912 гг. возник
футуризм. Как и другие модернистские
течения, он был внутренне противоречивым.
Наиболее значительная из футуристических
группировок, получившая впоследствии
название кубофутуризма, объединяла таких
поэтов, как Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский.
Разновидностью футуризма был эгофутуризм
И. Северянина, пропагандирующего "вселенский
эгоизм" как "единственную и правдивую
жизненную интуицию".
Футуризм провозглашал революцию формы,
независимой от содержания, абсолютную
свободу поэтического слова. Футуристы
отказывались от литературных традиций.
Они разрушали границу между искусством
и жизнью, между образом и бытом, ориентировались
на язык улицы, лубок, рекламу, городской
фольклор и плакат.
В изобразительном
искусстве предоктябрьских десятилетий
происходили аналогичные процессы. Появляются
новые объединения: "Голубая роза"
(1907), "Бубновый валет" (1911). Творчество
художников, участвовавших в этих группах,
несло в той или иной степени черты модернистского
искусства, близость к романтизму и символизму,
экспериментаторство в области цвета
и формы.
К 1913 г. относится возникновение русского
авангардизма (см. Терминологический
словарь), сыгравшего огромную роль в развитии
мировой живописи. К. Малевич (1878-1935), создатель
этого направления, определил его как
искусство чистых форм, беспредметности.
В авангарде нашли выражение творческие
искания таких художников, как Р. Фальк,
М. Шагал, К. Петров-Водкин, П. Филонов. Они
искали в окружающем мире воплощение идеи
мирового устройства. В искусстве авангарда
воплощалось смелое экспериментаторство,
раздвинувшее рамки традиционного понимания
живописи.
В реализме (см. Терминологический
словарь) этого времени также появляются
новые художественно-эстетические качества:
расширяются "рамки" реалистического
видения жизни, идет поиск путей самовыражения
личности в литературе и искусстве. Характерными
чертами искусства становятся синтез,
опосредованное отражение жизни в отличие
от критического реализма XIX столетия
с присущим ему конкретным отображением
действительности. С этой особенностью
искусства связаны широкое распространение
неоромантизма в литературе, живописи,
музыке, рождение нового сценического
реализма.
Одним из новых явлений литературы XX столетия
была пролетарская
поэзия, в которой в полный голос зазвучала
тема борьбы рабочего класса. Особенностью
ее были социальный оптимизм и романтический
пафос. Это массовая поэзия, близкая городским
низам. Стихи понятны и конкретны - своеобразный
отклик на реальные события.
Пролетарская поэзия пронизана революционными
призывами, и это тоже соответствует духу
русского пролетариата. Стихи печатались
во многих журналах, в частности, в журнале
легального марксизма "Жизнь", который
стал массовым и достиг тринадцатитысячного
тиража.
В русскую литературу приходит целая плеяда
крестьянских поэтов (С. Есенин, Н.
Клюев и др.).
Таким образом, отечественная художественная
культура в эпоху революций в России отразила
всю сложность и противоречивость переживаемого
исторического периода. Россия пыталась
найти ответ на вопрос о судьбах своей
культуры.
В этот период Россия обладала богатейшим
культурным наследием, культурными ценностями
мирового уровня. Но отсутствие в российском
обществе достаточно широкого среднего
культурного слоя, который являлся основой
многих цивилизационных процессов, определило
одну из серьезных особенностей культурной
ситуации в России начала XX в. Она выражалась
в существовавшем разрыве между духовным
ренессансом и бушевавшей реальностью
жизни, в которую вовлекались широкие
народные массы. Эта особенность общественно-культурной
жизни России была одной из причин, определившей
отношение к культуре пролетарской власти
после Октября 1917 г.
В качестве общего вывода можно отметить,
что период русских революций в начале
ХХ в. кардинально повлиял на судьбу страны
и мира, явился тем поворотным рубежом,
который обозначил новый исторический
путь для России. Революционный процесс,
началом которого явилось падение самодержавия,
сложен, многогранен, включает разные
этапы. Здесь и мощные стихийные движения,
и верхушечная борьба за власть, и тайные
интриги, и перевороты, удавшиеся и неудавшиеся.
Есть все, как в любой другой революции.
Революция 1917 г. была русской революцией,
революцией разных народов, воспитанных
в традициях русской культуры. Она несет
на себе яркий отпечаток менталитета народа,
демонстрирует трагическую роль расколотости
российского общества со времен Петра
I. Главное содержание революции - стремление
России к демократии, социальному прогрессу.
Страна в трудной борьбе искала формы
демократической организации. В сложной
и быстро меняющейся социокультурной
обстановке рубежа веков культурно исторический
процесс характеризовался сомнениями,
противоречивыми философскими и религиозно-мистическими
исканиями, борьбой в различных сферах