С.Дали — иллюстратор мировой классики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:31, реферат

Описание работы

11 мая в Фигерасе рождается один из великих художников ХХ века – Сальвадор Дали. Начинал свою творческую карьеру с импрессионизма и академизма, однако, постигнув классическую живопись, приходит к новому художественному языку, и становится одним из ярчайших представителей сюрреализма в живописи - нового направления в искусстве начала 1920х годов, где главной темой творчества является идея совмещения сна и реальности.
Несмотря на то, что Сальвадор Дали работал в сюрреализме и был королем этого направления, он считал, что такие Титаны Возрождения как Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Веласкес - выше всех, именно они достигли высшей мудрости и являются эталонами, совершенством. Поэтому Дали считал, что следует, сначала научиться рисовать «академически», а потом уже выражаться как душе угодно и выдумывать, что хочешь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
I глава «Тайная жизнь Сальвадора Дали»……………....................5
II глава «С.Дали — иллюстратор мировой классики»…………....9
Заключение………………………………………………………….14
Список литературы ………………………………………………...15
Иллюстрации………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Dali2.doc

— 904.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………..3
  2. I глава «Тайная жизнь Сальвадора Дали»……………....................5
  3. II глава «С.Дали — иллюстратор мировой классики»…………....9
  4. Заключение………………………………………………………….14
  5. Список литературы ………………………………………………...15
  6. Иллюстрации………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

11 мая в Фигерасе  рождается один из великих  художников ХХ века – Сальвадор Дали. Начинал свою творческую карьеру с импрессионизма и академизма, однако, постигнув классическую живопись, приходит к новому художественному языку, и становится одним из ярчайших представителей сюрреализма в живописи - нового направления в искусстве начала 1920х годов, где главной темой творчества является идея совмещения сна и реальности.

Несмотря на то, что Сальвадор Дали работал в сюрреализме и был королем этого направления, он считал, что такие Титаны Возрождения как Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Веласкес - выше всех, именно они достигли высшей мудрости и являются эталонами, совершенством. Поэтому Дали считал, что следует, сначала научиться рисовать «академически», а потом уже выражаться как душе угодно и выдумывать, что хочешь.

Дали работал не только как живописец, но и проявлял себя в качестве режиссёра и писателя: он за свою жизнь успел написать три книги: две автобиографичные  - «Дневник одного гения» и "Моя тайная жизнь" и одну как наставление художникам – «50 магических секретов мастерства», в которых описывает свою жизнь (причем очень в нестандартной форме), своё творчество и просто свои мысли. Так же он принимает участие и в театральных постановках, рисуя декорации к спектаклям и балетам «Вакханалия», «Ромео и Джульетта», «Лабиринт», «Тристан»,  «Кафе де Чинитас». Помимо этого, Дали ещё занимался иллюстрацией некоторых книг: «Дон Кихот», «Макбет», «Алиса в стране чудес» и других[1].

За всю свою жизнь Дали написал огромное количество картин - всего 2140 творений. Самые известные из них написаны после знакомства с Галой, до их отделения друг от друга и после изгнания из клуба сюрреалистов. Дали попытался не только встать на уровень Титанов Возрождения, но и возродить само Возрождение, пусть и в преломлении современных художественных идей. Он хотел сохранить изобразительное искусство в его классическом виде и достиг в свое мастерстве такого полного совершенства, что возврат к классике в таких высоких формах уже просто невозможен. Он писал, что ему через века подает руку Леонардо Да Винчи или, что в каждом куске Вермеера или Веласкеса содержится весь авангард.

Он прекрасно понимал, что есть «время разбрасывать камни», и он сам это делал в определенный период, но осознавал так же, что «надо и собирать камни», возрождая духовность.

В конце жизни, будучи миллионером в одиночестве, (Гала уехала с любовником в собственный  замок, подаренный ей Дали, в другой город), он продолжал писать картины, но уже не такие, как раньше. Для позднего творчества художник черпает сюжеты из старых своих работ. Время Дали уходит, приходят новые направления, новые течения. В 1989 году уходит и сам Мастер.

Творчество Дали и  события его жизни тесно связаны между собой, ведь каждый художник пишет свои творения под влиянием тех или иных жизненных ситуаций. А так как жизнь Дали была вся очень яркая и полная энергии (за исключением позднего периода), так и в работах присутствует не меньше энергичности, экспрессивности и живости.

Мне давно был интересен  этот художник своим творчество и  путем становления себя, в особенности  самый пик его творчества и, так  называемое, «параноидально-критический  метод», который вырос не без воздействия  на психику автора Фрейда. В любом случае, Сальвадор Дали таит в себе множество загадок, теорий, и если подробно изучать этого человека и художника, можно многое открыть для себя, многому поразиться и что-то познать. Ведь гении не рождаются так часто, как нам бы этого хотелось.

 

 

 

I глава «Тайная жизнь Сальвадора Дали»

 

Понимание места Сальвадора Дали в истории современного искусства  сходно с восприятием его картин - ощутимые и четкие образы оказываются  одновременно полными неопределенности и двусмысленности. Судя по тому, что известно о его ранней юности, им двигало желание отличаться от своих современников, и в то же время ему хотелось быть признанным ими главенствующей личностью со своими всегда правильными взглядами.

Психологическое объяснение - самому Дали оно очень нравилось - могло бы быть таковым, что он ясно осознавал свою собственную неполноценность, которую ему нужно было как-то компенсировать. Но если все обстояло, таким образом, откуда взялись эти чувства и как они развились?

Дали, несомненно, был умным юношей, хотя он любил утверждать обратное. Он обладал природным талантом в рисовании, что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах, которые он рисовал, чтобы позабавить свою сестру. Его талант развивал Рамон Пихо, местный художник импрессионист - пуантилист и друг семьи Дали.

Когда Дали исполнилось семнадцать, он уже начал завоевывать признание  в художественных кругах Фигераса. Он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных  искусств Сан-Фернандо, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя. Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году.

Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Дали использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет.

В Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль, который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе киноавангардистов на следующие полвека. Другим большим другом Дали, оказавшим на него огромное влияние, был Федерико Гарсия Лорка, поэт, ставший вскоре одним из самых популярных драматургов Испании.

Новые идеи стимулировали  и без того радикальное мышление Дали. Это привело его к несогласию с методами Академии изящных искусств Мадрида, где он начал учиться  и откуда был исключен в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди студентов. К этому времени на его счету уже была первая персональная выставка, прошедшая в ноябре 1925 года в Галерее Делмо в Барселоне, где ее благосклонно встретили.

Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования новых течений, преобладавших тогда в художественном мире Парижа. Он попробовал себя в качестве импрессиониста в «Автопортрете с шеей в стиле Рафаэля» (1921-22). Горы в Кадакесе на втором плане картины стали типичным пейзажным мотивом работ Дали. Затем была попытка создания картины в стиле кубизма. Подражая его основателям Жоржу Браку и Пабло Пикассо, Дали написал еще один автопортрет: «Автопортрет с «Ла Публичитат» (одна из барселонских газет). В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: «Венера и моряк». Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали.

Даже до поездки Дали в Париж  в его работах проявлялись  сюрреалистические качества. На картине  «Фигура женщины у окна», написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из окна на залив в Кадакесе.

Он рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В какой-то мере это несколько походило на сюрреалистический автоматизм письма, где слова были знакомыми, так как использовались в каждодневном общении, но выстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные идеи. Впоследствии Дали назовет свой уникальный подход «параноидально - критическим методом»[4]. Как утверждал художник, он освобождался от подсознательных образов, как сумасшедший. Единственным его отличием от сумасшедшего было то, что он не был таковым.

Желание Дали быть признанным в обществе, которое, в сущности, было равнодушным  к искусству, особенно современному, вызвало в нем его естественную склонность к привлечению к себе внимания. Именно в это время, около середины 1930-х, художник начал создавать сюрреалистические объекты, ставшие его самыми известными произведениями. Из парикмахерского манекена он сделал бюст, положив на него французский батон и чернильницу. Затем последовал шокирующий и вызывающий смокинг - афродизиак, увешанный бокалами для вина. Другими его памятными работами были «Телефон – омар», созданная в 1936 году композиция, и шокирующий «Диван-губы Маэ Уэст» (1936-37): деревянная рама, обтянутая розовым атласом.

После окончания войны  в 1945 году Дали решил остаться в Соединенных  Штатах, где он готовился к своему художественному возрождению. Теперь он был, как никогда уверен, что  художники периода Возрождения  были правы, рисуя на религиозные  темы, причем так, как они это делали. Он объявил войну академическому стилю письма, предпочитаемому традиционными салонами, африканскому искусству, которое оказало глубокое влияние на такие важные фигуры в европейском искусстве, как Модильяни, Пикассо и Матисс, и декоративному плагиату художников, ставших абстракционистами потому, что им на самом деле нечего было сказать. Дали заявил, что собирается возродить испанский мистицизм и показать единство Вселенной, изобразив духовность материи.

Одной из первых картин, несущих его новое видение мира, стала «Дематериализация возле носа Нерона» (1947). На ней изображен рассеченный куб под аркой, в изгибе которой плавает бюст Нерона. Рассечение символизирует расщепление атома. Дали стал постоянно пользоваться этим приемом.

Дали не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии. Она снова проявилась в 1955 году в «Тайной вечере», где коленопреклоненные фигуры, завернутые в плащи, стоят вокруг стола в комнате с видом на залив Порт Лигат, из вод которого вырастает почти прозрачный Христос. Религиозная тема так же сильна во «Вселенском соборе» (1960), куда Дали поместил и свое изображение. В центре Гала держит крест. Позади нее - какая-то туманная сцена с фигурами, над которыми парит белый голубь, олицетворяющий Святой Дух.

Работая над своей  последней картиной, Дали однажды признался редкому гостю, что собирается написать серию картин, основанную не на чистом воображении, настроении или снах, а на реальности его болезни, существования и важных воспоминаниях. При этом нельзя иногда не подумать, что Дали представлял свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленный титанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклят естественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на его репутацию художника.

Как и большинство  художников, включая таких современных  мастеров, как Поль Сезанн и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал, что не выразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство, которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струны души многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям. Его запоминающиеся образы находятся среди символов духовного пантеона искусства и, скорее всего, останутся стойкими вехами искусства двадцатого века.

 

II глава «С.Дали – иллюстрации к мировой классике»

 

В 1934 Сальвадор Дали познакомился с Пьером Аржилле (Pierre Argilletгоду. Новый знакомый известного сюрреалиста оказался заядлым коллекционером футуристических, дадаистических и сюрреалистических работ. В 1959 Пьер и его жена Женевьева заказали у Дали первую серию иллюстраций для совместного издания.  В 1962 году Дали заключил десятилетний контракт с издателем Пьером Аржилле на создание иллюстраций. Сотрудничество, основанное на глубокой взаимной симпатии и схожести взглядов, оказалось более чем плодотворным: в результате увидели свет более 200 офортов.  Темы для работ предлагал Аржилле, он же занимался продажами. В отличие от других издателей, он добивался максимально плотного участия Дали в создании гравюр.  
В 1974 году пути Сальвадора Дали и Пьера Аржилле разошлись. Пьер настаивал на том, что нужно работать по традиционной технологии, и не разделил новую идею Дали — литографии на основе фотографий. Но, используя новую технику, Дали создал еще больше работ, к которым привлек еще более широкую публику, и на которую обрушилась еще более мощная волна критики.  
Дали не был собой, если бы не экспериментировал с привычными техниками. В «Песнях Мальдорора» он использует только один инструмент — стальную иглу, в следующих сериях использует рубиновое и алмазное острие, комбинируя их с иглой и резцом, он травил работы кислотой, работал в технике акватинты, размывая кистью асфальтовое покрытие листа меди.  
С каждым годом его приемы усложнялись: он расписывал готовые оттиски металлической пудрой и акварелью, совмещал в одной работе несколько техник гравировки. Эксперименты привели его к идее делать литографии на основе фото. Сложные техники позволяли добиваться реалистичных эффектов, с их помощью он глубоко прорабатывал тени и уточнял линии. 

 

«Дон Кихот» Сервантеса

В 1957 году именитый издатель Жозеф Форе пришел к Сальвадору Дали с внушительным грузом литографических камней и идеей создания необыкновенных иллюстраций к известнейшей после Библии книге — «Дону Кихоту». Дали, который в тот период прохладно относился к излишне, по его мнению, либеральной гравюре, принял предложение лишь потому, что оно давало возможность продолжить эксперименты с камнями и методами нанесения на них изображения. Вместо кисти и карандаша художник использовал пневматический пистолет, расстреливая основу будущей литографии специально изготовленной дробью, начиненной тушью.

Информация о работе С.Дали — иллюстратор мировой классики