Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:31, реферат
11 мая в Фигерасе рождается один из великих художников ХХ века – Сальвадор Дали. Начинал свою творческую карьеру с импрессионизма и академизма, однако, постигнув классическую живопись, приходит к новому художественному языку, и становится одним из ярчайших представителей сюрреализма в живописи - нового направления в искусстве начала 1920х годов, где главной темой творчества является идея совмещения сна и реальности.
Несмотря на то, что Сальвадор Дали работал в сюрреализме и был королем этого направления, он считал, что такие Титаны Возрождения как Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Веласкес - выше всех, именно они достигли высшей мудрости и являются эталонами, совершенством. Поэтому Дали считал, что следует, сначала научиться рисовать «академически», а потом уже выражаться как душе угодно и выдумывать, что хочешь.
Введение……………………………………………………………..3
I глава «Тайная жизнь Сальвадора Дали»……………....................5
II глава «С.Дали — иллюстратор мировой классики»…………....9
Заключение………………………………………………………….14
Список литературы ………………………………………………...15
Иллюстрации………………………………………………………..16
Иллюстрация 1
«Божественная комедия» Данте
Иллюстрации Дали «Божественной
комедии» признаны лучшими произведениями
художника в области книжной
графики. Гравюры отличаются превосходным
цветом, свойственным скорее живописи, чем графике.
В 1951 году Сальвадор Дали получил заказ
итальянского правительства на создание
серии иллюстраций к «Божественной комедии»
Данте Алигьери и изготовление на их основе
гравюр. За несколько лет маэстро нарисовал
100 акварелей: по одной к каждой из 100 песен
«Комедии», по-своему интерпретировав
наиболее важный момент.
Узнав о том, что творение великого итальянца
иллюстрирует испанец, общественность
Италии выступила с протестом, и заказ
был отменен. Но Дали, с детства влюбленный
в произведение Данте, не остановил работу.
Жозеф Форе, с которым Дали работал над
«Доном Кихотом», познакомил художника
с Ле Эюром Клером, чье издательство, в
конечном итоге, занялось реализацией
проекта. Дали лично контролировал процесс
создания пластин, проверяя и утверждая
каждую из них. Работа над ксилографиями
была окончена в 1963-м году, а годом позже
«Божественная комедия» с иллюстрациями
Дали была сдана в печать.
Иллюстрация 2
«Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла
«Алиса в стране чудес»
с иллюстрациями Сальвадора Дали входит
в число самых необычных и ярких книг.
И это неудивительно, ведь на ее страницах
встретились два великих сюрреалиста:
мастер словесных фантазий, Льюис Кэрролл
и художник, заявивший, что он и есть сюрреализм.
Эта необычная книга с фронтисписом-гравюрой
Дали была выпущена в 1969 году нью-йоркским
издательским домом Press-Random House. К каждой
из 12-ти глав художник нарисовал гуашевый
рисунок. На основе этих рисунков затем
были созданы 12 необыкновенно красочных
и экзотичных гелиогравюр. Девочка Алиса,
занесшая над головой скакалку, «прыгает»
с рисунка на рисунок, уносясь все дальше,
вглубь фантастической страны или своих
фантазий.
Иллюстрация 3
«Фауст» Гёте
Серия офортов, иллюстрирующих
«Фауста» Гёте, по праву входит в
золотой фонд гравюры двадцатого столетия.
Великий разрушитель стандартов, Дали
остается верен себе и в офортах. Внимательно
изучивший существующие техники гравировки,
Дали приручает их с непринужденной легкостью
и трансформирует в нечто своеобразное
и, тем не менее, узнаваемое. Сложнейшие
наслоения цвета, для каждого из которых
требуется отдельная прорисовка, отдельное
травление металлической пластины мастер
заменил гениально простым действием:
он просто взял акварель, и раскрасил ею
гравюры, а некоторые украсил и распыленной
серебряной или золотой красками.
Художник пробует разные техники, нанося
изображение на металл рубиновым и алмазным
острием, добавляя тени и уточняя линии
с помощью стальной иглы и резца. Инструменты,
изготовленные из материалов с разной
твердостью, дают возможность получать
штрихи различной глубины и резкости.
Иллюстрация 4
«Потерянный рай» Мильтона
«Потерянный Рай» — выдающееся произведение мировой литературы, один из ярчайших образцов литературного эпоса, творение исключительно многообразное по содержанию и вместе с тем чрезвычайно сложное и противоречивое, что сказалось на его судьбе у разных поколений читателей...
Поэма развивает сюжет
книги Бытия, с христианскими
элементами. Большую роль играет падший
ангел, он же Сатана. Он организует вооруженную борьбу против ангелов
и является причиной грехопадения человека.
В поэме Адам и Ева вели супружескую жизнь
и до грехопадения, но после него половая
любовь стала носить иной характер. Ева
в поэме очень красива и независима от
Адама. После того, как она съела запретный
плод, Ева дает Адаму съесть плод во имя
их любви, тот слушается, несмотря на то,
что ангел Рафаэль предупреждал его не
есть.
В конце поэмы Адаму показывают будущее
потомство и все будущее вплоть до прихода
Мессии.
Иллюстрация 5
«Ромео и Джельетта» Шекспира
Трагедия «Ромео и Джельетта» была написана Уильямом Шекспиром в 1595 году. В основе ее сюжета лежит старинная итальянская народная легенда в которую великий английский драматург вдохнул новую жизнь. События, описанные в пьесе, длятся всего около двух недель, но для Ромео и Джульетты - это целая жизнь. Трагизм их судьбы - не в простой случайности событий. Злая судьба Ромео и Джульетты - окружающий их жестокий мир. И своей трагедией У. Шекспир выразил вечное противоречие между гуманистическими идеалами и действительностью.
Иллюстрация 6
Заключение
Одной из самых выдающихся, колоритных, великих фигур в искусстве XX века был, безусловно, Сальвадор Дали. Этому испанскому гению сюрреалистической живописи, кажется, нет равных во всём мире. Конечно, не один он творил в сюрреализме, но один затмил всех. Благодаря его расстроенной психике, стремлению к живописи, высокой самооценке появились на свет шедевры, которые никто не берется разгадать, так как они полны огромного смысла, и понять их может, разве что, сам только автор. Хотя и автор отзывался так о своих творениях: «Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства» [5].
Дали творил под разными впечатлениями, создал свою собственную теорию и сделал огромный шаг в современном искусстве. Экспериментируя с импрессионизмом, кубизмом, дадаизмом, написав несколько книг о себе и своем творчестве, сняв два фильма, мне кажется, он находился в вечных поисках себя, так как даже для самого себя был непонятен, неразгадан.
Он неподражаем в своей манере письма. Все его душевные переживания, терзания в поисках, увлечения, например, марксизмом, находили отражение, прежде всего, на его картинах. Именно это мне видится в первую очередь, когда я смотрю его работы. И завораживает Дали тем, что если рассматривать его работы всё более и более подробно, в конечном итоге либо познаешь какую-то грань себя, либо же найдешь ответ на свой вопрос. Его картины затягивают, от них невозможно оторваться. Увидев какую-нибудь картину Дали хоть раз в жизни, не забудешь её никогда.
«Я – декадент. В искусстве я нечто вроде сыра камамбер: чуть переберёшь, и всё. Я – последний отголосок античности – стою на самой грани»[3] – так говорил о себе Сальвадор Дали. Что ж, это высказывание достойно Гения.
Список литературы:
Сальвадор Дали. Божественный и многоликий. – Спб.: Питер, 2008. – 220 с.: ил.
с.: ил
Мысли и анекдоты / Сальвадор Дали; Пер. с фр. О.Поляк. – М.: Текст, 2010. – 173 [3] c.
Дневник одного гения / Пер. с фр. О.Г.Сокольник, Т.А. Ждан; Худ. Обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 336 с.:ил.
Моя тайная жизнь / Пер. с фр. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 640 с
Иллюстрации
Иллюстрация 1
Сальвадора Дали: иллюстрация к «Дону Кихоту» Сервантеса.
Иллюстрация 2
Сальвадора Дали: иллюстрация к «Божественная комедия» Данте.
Иллюстрация 3
Сальвадора Дали: иллюстрация к «Алиса в стране чудес» Л.Кэррол
Иллюстрация 4
Сальвадора Дали: иллюстрация к «Фауст» Гёте.
Иллюстрация 5
Сальвадора Дали: иллюстрация к «Потерянный Рай» Мильтона.
Иллюстрация 6
Сальвадора Дали: иллюстрация к «Ромео и Джульетта» Шекспира.