Социальное содержание искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

Познание искусства, как и всякое познание, бесконечно. Пониманию искусства нельзя научиться из одной лишь теории. Но вместе с тем это понимание не может стать достаточно глубоким без теории. Углубление человека в мир искусства происходит в единстве непосредственного восприятия жизненного переживания и научного изучения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…2
1.Понятие, происхождение и функции искусства……………………….…….3
2.Социальное содержание искусства……………………………………….…..7
3.Практическое задание. Проблема прогресса в искусстве…………….…....10
Заключение……………………………………………………………………...12
Литература………………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

искусство.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2

1.Понятие, происхождение и функции искусства……………………….…….3

2.Социальное содержание искусства……………………………………….…..7

3.Практическое задание. Проблема прогресса в искусстве…………….…....10

Заключение……………………………………………………………………...12

Литература………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известно, что искусство, как принято иногда говорить, сопровождает человека от колыбели до могилы. Современный человек живет, будучи как бы погруженным в определенную художественную среду или атмосферу, складывающуюся из воздействия на него различных видов творчества, порою даже не замечая этого. Искусство непосредственно дано человеку в его жизни, при этом в разнообразных видах и формах. Оно сопровождает людей в быту, в труде, на отдыхе, в различных проявлениях повседневной индивидуальной и общественной жизни. Оно незаметно влияет на человека, участвуя в формировании его психики, мировоззрения, личности в целом.

Способность искусства постигать объективную истину и создавать целостный образ действительного мира, своего рода аналог реальной жизни, благодаря чему люди разных эпох, поколений и стран открывают все новые стороны и грани его содержания, подобно тому, как они открывают их в жизни.

Поэтому искусство не сводимо к рассудочной деятельности. Оно одно из высших проявлений творческого разума, включающего не только диалектику мысли, но и порывы чувства и воли, проявления  воображения и интуиции, стремление к идеалу и прозрение будущего.

Познание искусства, как и всякое познание, бесконечно. Пониманию искусства нельзя научиться из одной лишь теории. Но вместе с тем это понимание не может стать достаточно глубоким без теории. Углубление человека в мир искусства происходит в единстве непосредственного восприятия жизненного переживания и научного изучения.

 

 

 

1.Понятие, происхождение  и функции искусства

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии – «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

В истории эстетики можно найти сотни различных ответов на вопрос о том, что такое искусство.

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Искусство выполняет ряд общественных функций:

- эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

- социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

- компенсаторная функция позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

- гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

- познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

- прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

- воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.


Но все же главная функция искусства — эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение. Ведь в конце концов мы ходим в кино или театр не затем, чтобы нас там учили жизни или демонстрировали поучительные примеры для подражания. От произведений искусства прежде всего мы хотим получить удовольствие. Причем не просто удовольствие, а удовольствие именно эстетическое. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно исполненной работы «мастеров искусств».

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В таком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае искусство было бы не нужно обществу.

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

 

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социальное содержание  искусства

В обществе, в котором мы живем, каждый человек включен в социальную жизнь через сложную и разветвленную систему общественных связей – через семью, образование, воспитание, трудовую деятельность, общение. Обладая определенной профессией, он обладает и кругом интересов, который объединяет его с одними людьми и отличает их от других.

Искусство важно для нас прежде всего как одно из важнейших средств приобщения личности к социальной жизни и социальным проблемам всего народа, всего общества. Недаром народная мудрость говорит, что если наука делает из человека специалиста, то искусство формирует из специалиста человека.

Процесс становления человека как общественного человека, или, как говорят социологи, процесс социализации личности, в котором активное участие принимает искусство, сложен и многогранен, и роль искусства в этом процессе весьма своеобразна. Эту роль можно рассматривать и в историческом плане и в ее современном осуществлении.

Сейчас трудно представить себе человечество без искусства, а между тем прошли сотни тысяч лет со времени появления человека, прежде чем он начал создавать художественные произведения и выражать в них свои мысли и чувства, свое отношение к миру. Значит, для того чтобы прийти к созданию рисунка или песни, легенды или танца, даже простейшего украшения орудия труда или себя самого, человек должен был пройти длительный путь развития своего труда, своего сознания, своих чувств

Будучи одной из форм общественного сознания, характеризующейся отражением действительности в художественных образах, искусство предназначено для развития человека, духовного обогащения его, а через формирование человека и для влияния на прогресс общественной жизни. Опираясь на истину, оно творит добро.

Именно искусство обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом. Формирует нравственные принципы и идеалы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции.

Искусство является одним из важнейших источников наших знаний о мире. Известные горьковские слова «любите книгу – источник знания» можно было бы по-своему приложить к любому виду искусства, даже к таким его видам, где, казалось бы, никаких знаний в узком смысле слова нет, как, например, в архитектуре и музыке. Но и эти искусства дают нам знания об эпохе, их породившей, об образе жизни, мыслях и чувствах людей, об их вкусах и идеалах, о некоторых общих закономерностях окружающего мира.

Искусство  не только дает знания, оно ставит перед людьми проблемы, заставляет размышлять, осмысливать и оценивать жизнь. Поэтому огромно воздействие искусства на мысль человека. И значение искусства прямо пропорционально его идейному богатству, его роли в осмыслении жизни, в формировании мировоззрения. И дело не только в тех или иных отдельных мыслях, которые можно найти в искусстве (хотя они могут быть глубоки и важны). А в том, что произведение искусства само представляет собою как бы мысль о жизни, при этом о жизни в целом, то есть имеет философское, мировоззренческое значение. Искусство прямо или косвенно говорит нам о смысле бытия, является образным суждением о сути действительности. Оно идеологическое явление и потому всегда обогащает человека идейно. А идейное воздействие искусства порождает и нравственное значение. Идеи, воплощаемые в искусстве, связаны с идеалом художника, то есть с его представлениями о должной, совершенной, достойной человека жизни.

Воспитывая человека как человека, искусство формирует нравственность. Воздействуя на чувства людей, искусство углубляет и направляет эти чувства. Оно учит верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки. Оно помогает любить достойное и ненавидеть все, что принижает человека и тянет его назад.

Не менее велико значение искусства и в воздействии на фантазию человека, в формировании его воображения. Вымысел также коренится в самой природе искусства. Даже тогда, когда художник пишет с натуры, он незаметно многое прибавляет к ней, обогащает ее данными своего личного опыта, домысливает то, чего в ней недостает для полного выражения типичности объекта, выявляет свое отношение к нему. А это и есть работа воображения, без которой не только невозможно создание художественно полноценного произведения искусства, но и вообще немыслимо никакое творчество, никакое рождение нового.

Искусство развивает не одну какую-либо человеческую способность, а всю их совокупность. Оно всесторонне развивает человеческую личность, целостно формирует человека-творца, усиливает и укрепляет его жизненную активность в направлении, необходимом для развития общества. Именно поэтому так велика роль эстетического воспитания в осуществлении наших исторических задач, именно поэтому оно является не роскошью, а необходимостью в строительстве свободного и прекрасного мира.

 

 

 

 

 

3.Практическая  работа. Проблема прогресса в искусстве

Искусство, как и любой другой вид духовного производства, нельзя подчинять чуждым ему целям. Оно, кроме прочего, должно работать и «на себя». Только тогда-то оно и способно быть настоящим воспитателем.

Весьма своеобразный характер имеет способ развития искусства ведь его прогрессивная направленость далеко не самоочевидна. Прямое наложение любой схемы исторического прогресса на историю искусств порождает лишь недоумение: неужели современная музыка «прогрессивнее» классической, современная живопись затмила живопись эпохи Возрождения, а литература превзошла гениев прошлого столетия? Любопытно, что подобные сравнения почему-то в основном бывают в пользу минувшего.

Но, разумеется, сама постановка проблемы эстетического прогресса в таком виде не во всем корректна. Природу художественного гения, положим, во все времена можно считать одинаковой. Но эстетическая зрелость общества разная. Взрослые восхищаются наивной прелестью детей, но сами быть такими они уже не могут. В соответствии со своим историческим «возрастом» в разные эпохи искусство культивирует разные стороны человеческой жизни.

Например, общепризнанно искусство античных скульпторов. Искусство еще не осознало как следует интеллектуальной мощи человечества и любуется главным образом физическим совершенством человека, красотой его тела, грацией поз, динамикой движения и т.д. Вот и запечатлеваются в нашей памяти многочисленные обнаженные торсы, руки-ноги, изящные изгибы тел и... все. Не восхищаться совершенством античной скульптуры сегодня нельзя. Иначе вас сочтут дурно воспитанным. Но при всем уважении к античным шедеврам никто не спешит заполнять их копиями наши площади и интерьеры. Эпоха не та. И эстетические требования соответственно другие.

Информация о работе Социальное содержание искусства