Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:47, реферат
Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов
1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов
1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни
2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Социаоьная политика в отношении детей-инвалидов.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов
1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов
1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни
2.1.Семья как основной
фактор адаптации детей-
2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Число детей-инвалидов
год от года только увеличивается. Этому
способствует множество не до конца
изученных факторов. Важнейшими среди
которых следует признать экологический,
социальные и экономические неурядицы,
невысокий уровень
Очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может – он ее просто еще не имеет. Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»1.
А «инвалидность» в
детском возрасте можно определить,
как «состояние стойкой социальной
дезадаптации, обусловленное хроническими
заболеваниями или
Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами.
Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемы любой человек с ограниченными возможностями так или иначе обдумывает. Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом, и конкретных «чужих» людей, в частности.
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов
1.1.Социальная
адаптация как цель социальной
политики в отношении детей-
Мировая тенденция
– утверждать и охранять институт
детства. На протяжении 20- го века несколько
раз принимались важнейшие
Признавая особенные нужды ребенка-инвалида, государства-участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляет собой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Российское государство
также признает детство важным этапом
жизни человека и исходит из принципов
приоритетности подготовки детей к
полноценной жизни в обществе,
развития у них общественно значимой
и творческой активности, воспитания
в них высоких нравственных качеств,
патриотизма и
Основным документом,
регулирующими социальную политику
в отношении ребенка-инвалида, является
Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральных
законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 21.12.2004 N 170-ФЗ). Именно в этом законе
дети-инвалиды определяются как «дети,
находящиеся в трудной
Реабилитация и
адаптация ребенка с
Закон «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
формирует общественные установки
отношения к инвалидам. Социальная
работа с детьми-инвалидами строится
на основе положений Федерального закона
«О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181. Именно
в этом законе определяется понятие
«ребенок-инвалид» как лицо с ограничениями
жизнедеятельности, возможностей до 18
лет. Этот закон рассматривает адаптацию
детей-инвалидов как цель реабилитации.
«Реабилитация инвалидов
Большинство детей-инвалидов когда-нибудь станут взрослыми людьми. В условиях современной рыночной экономики этот закон обеспечивает социальные гарантии детям-инвалидам. Статьи этого закона касаются социального и материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, продолжительности рабочего дня инвалидов, создания общественных объединений инвалидами, ответственности и льгот работодателям для инвалидов. Этот закон, с одной стороны стимулирует инвалидов к производительному труду и общественной активности, а с другой - дает социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей и тем, кто не может работать, защищает о произвола, предусматривает улучшение общественной обстановки в отношении инвалида.
В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая любому ребенку среда, в которой он может овладеть человеческими формами поведения, развить душевные качества, интеллектуальные способности. Основное направление государственной политики в отношении детей-инвалидов – это адаптация ребенка к социуму через семью. Никто лучше родителей не сможет удовлетворить потребности ребенка.
Т.А.Добровольская и Н.Б.Шабалина9 приводят данные о среднедушевом доходе семей, в том числе и с детьми-инвалидами. (таблица 1).
Таблица 1. Распределение среднедушевого дохода в различных типах семей
Тип семьи (распределение в %) | ||||||||
Среднедушевой доход |
С ребенком - инвалидом |
Со взрослым инвалидом до 60 лет |
Со взрослым инвалидом и ребенком-инвалидом |
С пенсионером по возрасту |
С пенсионером по возрасту и ребенком-инвалидом |
С пенсионером по возрасту и взрослым инвалидом |
С инвалидом старше 60 лет |
Всего |
0,5 продовольственного минимума |
4,5 |
7,1 |
8,6 |
1,7 |
12,0 |
21,0 |
4,8 |
16,2 |
0,5—1,0 |
42,2 |
45.4 |
38,0 |
54,7 |
48,0 |
45,9 |
33,0 |
44,1 |
1,0—1,5- |
27,3 |
16,8 |
23,8 |
22,9 |
36,0 |
21,0 |
35,7 |
25,2 |
1,5—2,0 |
10,4 |
6,7 |
4,8 |
7,9 |
2,7 |
8,3 |
13,6 |
9,0 |
Более 2,0 |
5,6 |
3,9 |
4,8 |
2,8 |
1,3 |
3,8 |
12,9 |
5,5 |
Как следует из таблицы,
имеют от половины до полутора среднедушевого
дохода. В семьях, где кроме ребенка-инвалида
есть другие инвалиды или престарелые,
живут и того хуже. Материальное
положение семей с инвалидами
очень тяжелое. Поэтому этот федеральный
закон предусматривает
1.2.Ребенок-инвалид
как субъект социальной
Если понимать ребенка-инвалида
как субъекта социальной адаптации,
предпринимающего намеренные усилия,
овладевающего специфическими навыками,
стремящегося как можно полнее влиться
в социальную жизнь, преодолеть трудную
жизненную ситуация, то удобнее всего
помогать ему, выстраивая социальную работу
в русле
Информация о работе Социаоьная политика в отношении детей-инвалидов