Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:47, реферат
Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов
1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов
1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни
2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения. Принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.
Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил11:
«Существенная черта этой модели социальной работы - недирективный подход к решению проблем клиента»12. Большая практика психологов-гуманистов доказала, что человек лучше растет и развивается, если к нему доброжелательное внимательное отношение. Это приводит не только к душевному равновесию, но и к существенным положительным сдвигам в психике человека. Гуманистическое отношение к ребенку-инвалиду противостоит развитию социального иждивенчества и деструктивных жизненных установок, воспитывает у него уверенность в себе и способность противостоять ударам судьбы.
Главные направления – это развитие у детей
Результаты опроса, выполненного Н.И.Скок,13 показали, что в самом тяжелом социально-экономическом положении находится инвалиды с детства: у них самый низкий уровень образования и среднедушевого дохода; среди них самый высокий процент лиц, не имеющих профессии, семьи, собственного жилья; большая часть из них проживает в сельской местности, где слабо развита социальная инфраструктура; подавляющее большинство не имеет постоянной и даже временной работы. Полученные ею данные наглядно демонстрируют неадекватную первичную социализацию инвалидов с детства, приведшую в конечном итоге к формированию дефектного биосоциального потенциала. Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни взрослого инвалида. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Все это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью». Отношение к себе как к объекту, оценка своих жизненных сил как минимальных, порождает неспособность и нежелание трудиться, быть занятым, а, следовательно, включенным в социальную жизнь.
Как отмечают исследователи, оптимизм и пессимизм - не просто умонастроение личности, но представляют собой совершенно разнонаправленную практическую ориентацию личности в мире. «Экспериментально доказано, что оптимисты, фокусирующие свое внимание на положительной стороне жизни, видят желаемые цели как достижимые и продолжают прилагать усилия ради их реализации, порой вопреки общим тенденциям функционирования окружающей среды. Пессимисты, акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают свои желаемые цели недостижимыми и отказываются заранее предпринимать какие-либо усилия»14. Социально-психологическое самочувствие ребенка-инвалида определяет динамику, темпы успешной реабилитации и адаптации.
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни
2.1.Семья
как основной фактор адаптации
детей-инвалидов в условиях
И.П. Подласый выделяет Следующие воспитательные функции семьи15:
Дети являются «зеркальным»
отражением своих родителей. И, если
семьи со здоровыми детьми социально
и экономически активны, т.е. родители
имеют возможность работать, то в
семье с ребенком-инвалидом
Основное бремя
заботы о детях-инвалидах ложится
на семьи, поэтому для успешной адаптации
им необходима поддержка общества и
государства. Масштабное вовлечение членов
семей в процессы ухода за детьми-инвалидами
связано с несформированностью
социальной инфраструктуры обслуживания
людей с ограниченными
Реабилитация и
адаптация должна осуществляться с
учетом таких факторов, как демографический
состав семей, возраст и реабилитационный
потенциал детей-инвалидов. Адаптационные
возможности семьи с детьми-
Реабилитационный
потенциал характеризует
При учете затрат
времени по уходу за ребенком-инвалидом,
обнаружилось, что матери тратят на
это до 10 часов в день, отцы до
4 часов. Следует особо отметить,
что в семье, где есть ребенок-инвалид
в процесс ухода, реабилитации и
адаптации втянуты все члены
семьи. Ограниченность возможностей ребенка
– это беда всей семьи. В воспитании
ребенка принимают участие
Детям-инвалидам, обучающимся в общеобразовательных школах, сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывов по болезни. Как показывают данные исследования, они часто пропускают занятия и ходят в школу нерегулярно. На массовые школы приходится 55% детей, требующих посторонней помощи и ухода по медицинским показаниям, тем более, это касается детей, обучающихся «надомно». Основная нагрузка по уходу за детьми-инвалидами школьного возраста ложится на плечи родителей, а не специальных учреждений.
Социально-бытовой патронаж не имеет широкого развития. Во-первых, бесплатные услуги предоставляются только бедным семьям, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Во-вторых, только тем инвалидам, чьи родственники не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам. Практика социального обслуживания исключает детей-инвалидов, нуждающихся в помощи по уходу и имеющих работоспособных родителей.
Можно выделить три основных типа социально-экономической адаптации родителей на рынке труда после появления в семьях проблем, связанных с инвалидностью детей.
Первый тип включает
экономически активных родителей, которым
удалось сохранить рабочее
Второй тип включает
экономически активных родителей, поменявших
место работы, чтобы решать проблемы
ухода за детьми-инвалидами. Эту
стратегию реализовали 14% матерей
и 21,5% отцов. Смена занятости как
стратегия социально-
Третий тип включает экономически неактивных родителей. В данном случае родители (41% матерей и 2,9% отцов) прервали занятость для ухода за детьми-инвалидами.
Социально-экономическая
адаптация женщин – матерей детей-инвалидов
находится на низком уровне. Это
свидетельствует о
Нет механизма, обеспечивающего
занятость для работников с детьми-инвалидами;
отсутствуют специальные
Льготы, которыми пользуется
семья с ребенком-инвалидом
Семьи, воспитывающие
детей-инвалидов в домашних условиях,
«получают социальную пенсию, размер
которой не достигает прожиточного
минимума на ребенка: в начале 2004 г.
эта величина не превышала 57%. У детей-инвалидов
не определяется группа инвалидности,
поэтому величина социальной пенсии
не дифференцируется в зависимости
от тяжести имеющихся у них
ограничений жизнедеятельности»
В наиболее тяжелом положении находятся неполные семьи. «На момент обследования в полных семьях среднедушевой доход составлял 79% от величины прожиточного минимума; в неполных семьях, образованных в результате развода родителей – 61,6%, в неполных семьях матерей-одиночек – 46%. Согласно субъективной оценке, 41% родителей из полных, 76% родителей в разводе и 66,7% матерей-одиночек не имеют достаточных средств на покупку продуктов питания. По данным исследования, 44% семей оплачивают лечение детей, при этом почти половина из них отказывают себе в питании, а остальные либо балансируют на грани бедности, либо имеют трудности по другим статьям семейных расходов. Только 1,2% семей могут позволить себе платное лечение ребенка и одновременно удовлетворение основных семейных потребностей»19.
Сложившаяся ситуация
требует введения специальных мер
социальной защиты семей с детьми-инвалидами.
В качестве подходов к их разработке
могли бы стать предложения, предусматривающие
сохранение экономической активности
родителей, обеспечивающие их успешную
социально-экономическую
Информация о работе Социаоьная политика в отношении детей-инвалидов