Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:23, контрольная работа
В 1927 г., к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, С. М. Эйзенштейн вместе с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ создал фильм "Октябрь", охватывающий события от февраля 1917 г. до II съезда Советов. Кадры штурма Зимнего дворца были сняты настолько достоверно, что позже они неоднократно использовались в других историко- революционных фильмах.
Советское кино 20-х годов
Великие режиссёры 20-х годов
Влияние русского советского кино на братские республики
Советское кино 30-х годов
План
Советское
кино 20-х годов
С первых лет Советской власти Москва заняла ведущее место в
развивающейся отечественной кинематографии. Когда массы овладеют кино, говорил В. И. Ленин, и когда оно будет в руках настоящих деятелей социалистической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс. В 1919 году в Москве была создана 1-я Государственная киношкола, позже преобразованная во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где под руководством режиссеров В. Р. Гардина, Л. В. Кулешова и др. выросло первое поколение советских киноработников.
Важную роль в развитии советского киноискусства сыграли такие
организации, как Госкино, Пролеткино, Кино-Москва, смешанное акционерное общество "Межрабпом-Русь" (с 1928 году – студия "Межрабпомфильм") и др.
В первые послереволюционные годы основным направлением советской кинематографии стала хроника-жанр, в котором много и плодотворно работали такие прославленные деятели киноискусства, как Эдуард Тиссэ, Дзига Вертов и др. В 1922-1925 гг. Д. Вертов выпустил 23 номера периодического журнала "Киноправда", экспериментальный фильм "Кино-глаз", а в 1926 г. Подготовил две полнометражные документальные ленты-"Шагай, Совет!" и "Шестая часть мира". Яркие и оригинальные по форме, проникнутые идеями социалистического строительства, эти фильмы воспевали созидательную деятельность советского народа.
Огромная роль в становлении и развитии советского киноискусства
принадлежит выдающемуся советскому режиссеру С. М. Эйзенштейну. В начале 1925 г. вышел его фильм "Стачка", явившийся, как писала газета "Правда", первым истинно пролетарским фильмом, а в декабре того же года- "Броненосец "Потемкин"", в котором талант Эйзенштейна проявился необычайно ярко. Фильм, снятый как бы на одном дыхании, отличают идейная ясность, художественная убедительность и поразительная эмоциональная сила.
"Броненосец "Потемкин"" нес огромный заряд революционных идей. За
рубежом вокруг фильма разгорелись острые политические споры. В Германии, например, голосованием депутатов рейхстага была принята резолюция, запрещавшая его демонстрацию. Однако зрители заставили власти отменить запрет, и фильм продолжал свой путь к людям, неся им великую правду века.
"Броненосец "Потемкин" – явление эпохальное. Он высоко поднял престиж молодого киноискусства Страны Советов, оказал большое идейное и эстетическое влияние на развитие не только советского, но и мирового кино.
В 1927 г., к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, С. М. Эйзенштейн вместе с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ создал фильм "Октябрь", охватывающий события от февраля 1917 г. до II съезда Советов. Кадры штурма Зимнего дворца были сняты настолько достоверно, что позже они неоднократно использовались в других историко- революционных фильмах.
Крупным событием в киноискусстве тех лет стал также фильм В. И.
Пудовкина "Мать" (1926 г.), снятый по одноименному роману М. Горького. В новаторском по своему характеру произведении Пудовкин необычайно точно воссоздал атмосферу действия, подлинно реалистические, живые, одухотворенные образы русских революционных рабочих. Фильм свидетельствовал о высоких достижениях актерской и изобразительной культуры советского киноискусства. "Люди в картине необыкновенные, – писал один из крупнейших режиссеров советского кино, М. И. Ромм, – ибо за каждым из них дышит время... за каждым видятся тысячи таких же, и вместе с тем каждый особен своей неповторимой правдой".
Художественный метод социалистического реализма получил дальнейшее развитие в фильмах "Старое и новое" С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова, "Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингисхана" В. И. Пудовкина, "Привидение, которое не возвращается" А. М. Роома, "Обломок империи" Ф. М. Эрмлера, "Земля жаждет" Ю. Я. Райзмана и в целом ряде других.
В 20-х годах появляются также первые советские кинокомедии, многие из
которых, такие, как "Шахматная горячка" В. И. Пудовкина, "Закройщик из
Торжка" и "Дон Диего и Пелагея" Я. А. Протазанова, "Девушка с коробкой" Б. В. Барнета, "Два друга, модель и подруга" А. Д. Попова и др., не потеряли
своего художественного значения и в наши дни. Ряд фильмов сатирического характера- "Процесс о трех миллионах" и "Праздник святого Иоргена" Я. А. Протазанова, "Иуда" Е. А. Иванова-Баркова и др. – средствами комедийного гротеска обличал хищнические порядки буржуазного общества, лицемерие и ханжество церковников.
Подъем кино способствовал оживлению кинопечати. В Москве начали выходить "Киножурнал "АРК"" (орган Ассоциации революционной кинематографии), журнал "Советский экран", газета "Кино", ставившие на своих страницах теоретические вопросы, важные для развития советского киноискусства.
Русская
кинематография, как и вся кинематография
дооктябрьских лет, несмотря на отдельные
достижения, не была самостоятельным
видом художественного
Освободив
кинематографию от служения коммерческим
расчётам предпринимателей, поставив
перед ней задачу идейного и эстетического
воспитания народных масс, которым
революция сделала доступными все
достижения культуры, партия и советское
правительство создали
Строительство
советского кино началось в годы Гражданской
войны, когда в условиях экономической
разрухи, саботажа бывших предпринимателей
и острого недостатка плёнки и
других материалов производство фильмов
было крайне ограничено. Перед молодой
советской кинематографией были
поставлены три основные задачи: информировать
трудящихся о событиях на фронтах
Гражданской войны и о
Первую
из этих задач решала кинохроника, вторую
- игровые сюжетные агитационные фильмы
и третью - научно-популярные и художественные
фильмы. Из творчества классиков для
экранизации отбирались главным
образом такие произведения, которые
показывали бесправие трудящихся в
царской России: "Поликушка" по
Л. Толстому, "Сорока-воровка" по А.
Герцену, "Герасим и Муму" по
И. Тургеневу и др. В этих фильмах
не было ещё принципиально нового
прочтения классической литературы,
однако они отличались от дореволюционных
экранизаций большей
Значительное
место в кинопродукции периода
гражданской войны занимали так
называемые агитфильмы, разъясняющие
текущее положение и задачи трудящихся.
Это были своеобразные кинолубки, примитивные
и наивные по сюжетам и актёрскому
исполнению ролей. Некоторые агитфильмы
были посвящены санитарно-
Основное место в кинематографии Гражданской войны занимала хроника, являвшаяся средством наглядной агитации фактами. Ленин указывал, что производство фильмов должно начинаться с хроники и партия обращала особое внимание на её развитие. Школу революционной кинохроники прошли почти все первые советские киноработники, в ней они овладевали материалом новой революционной действительности и искали пути образного её истолкования. От бесстрастной объективистской фиксации фактов, отличавшей в те годы буржуазную киноинформацию, советские хроникёры пришли к осмысленному, идейно-направленному их изображению и истолкованию средствами изобразительной композиции кадров и их монтажного сопоставления.
Сложнее
обстояло дело с игровым кино. В
привычные сюжетные схемы "салонно-психологических"
фильмов, преобладавших в
Работая
со своими учениками (В. Пудовкиным и
др.) в созданной советским
Если
Кулешов в своей теоретической
и творческой работе отвергал эстетику
дореволюционного кино, то Вертов пошёл
ещё дальше, - отрицая под влиянием
лефовских теорий всякое игровое
кино как вымысел и противопоставляя
ему кинематографию факта, основанную
на документальных съёмках. Художественное
игровое кино Вертов, разумеется, не
смог ниспровергнуть, но он стал зачинателем
художественной кинопублицистики, поэтически
истолковывающей документально
снятые кадры. Стремясь передать в своих
фильмах жизнь молодой
Позднее
другой кинодокументалист - Э. Шуб, создавая
документальные историко-революционные
фильмы ("Падение династии Романовых"
и др.) из кадров старой кинохроники,
остроумно вскрывала с помощью
монтажа подлинный смысл
2. Великие режиссёры 20-х годов
Идейный подъём молодого советского кино в 20-е гг., утвердивший его значение во всём мире, нашёл наивысшее выражение в фильмах режиссера С. Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" (1925). Эйзенштейн первым в мировом киноискусстве создал образ революционного народа как протагониста истории. Через один из эпизодов революции 1905 года он выразил её смысл, её силу и её слабость, а через судьбу броненосца - непобедимость революционной массы, складывающейся из бесконечного разнообразия характеров и судеб, но, тем не менее, единой в своём порыве. Новая тема, новые образы, новая драматургическая задача потребовали от Эйзенштейна и поисков новых художеств, средств кино, способных выразить передовые идеи. Восстанавливая события народной борьбы, Эйзенштейн выявлял их идейный смысл с помощью монтажа. Из средства изложения действия, каким он был у Кулешова, или приёма ассоциативного сопоставления фактов, каким он был у Вертова, монтаж стал у Эйзенштейна поистине могучим средством выражения идей революции. Великий художник кино, вдохновенно воплотивший образ социалистической революции на экране, Эйзенштейн был и остаётся вместе с тем и крупнейшим теоретиком киноискусства, и его исследования кинокомпозиции являются классическими.