Советское кино 20-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

В 1927 г., к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, С. М. Эйзенштейн вместе с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ создал фильм "Октябрь", охватывающий события от февраля 1917 г. до II съезда Советов. Кадры штурма Зимнего дворца были сняты настолько достоверно, что позже они неоднократно использовались в других историко- революционных фильмах.

Содержание работы

Советское кино 20-х годов
Великие режиссёры 20-х годов
Влияние русского советского кино на братские республики
Советское кино 30-х годов

Файлы: 1 файл

конработа кино.docx

— 20.88 Кб (Скачать файл)

Если  в творчестве Эйзенштейна родился  новый жанр киноэпопеи, то творчество другого классика советского кино В. Пудовкина положило начало революционной  кинодраме.

Рисуя народное движение, Пудовкин раскрывал  его смысл не только через собирательный  образ массы (как это делал  Эйзенштейн в "Броненосце Потёмкине"), но и через подробно выписанные судьбы отдельных её представителей. В своих  фильмах "Мать" (1926) и "Конец  Санкт-Петербурга" (1927) Пудовкин, в  отличие от Эйзенштейна, прибегал не только к съёмке типажа (т. е. непрофессиональных актёров, людей, чьи внешние данные отвечали замыслу режиссёра), но привлекал  на главные роли актёров реалистической школы. Пудовкин также был выдающимся теоретиком киноискусства, его труды  по кинорежиссуре, сценарному и актёрскому творчеству переведены на многие языки  мира.

Круг  интересов Г. Козинцева и Л. Трауберга, работавших в Ленинграде и возглавлявших  группу ФЭКС, - определялся историко-литературной и исторической тематикой, которая  воплощалась главным образом  средствами стилизации в духе романтического искусства начала века ("Шинель", 1926, "С.В.Д", 1927), импрессионистической живописи ("Новый Вавилон", 1929) и др. Опыт ФЭКС оказал положит, влияние  на изобразительную и актёрскую  культуру кино.

Если  первое поколение советских кинорежиссёров свои лучшие произведения посвятило  историко-революционной тематике, то следующее поколение 2-й пол. 20-х  гг. (А. Роом, Ф. Эрмлер, С. Юткевич, Е. Червяков и др.) обратилось к современности, к сложной проблематике противоречивого  быта восстановительного периода, к  борьбе за новую мораль, против пережитков капитализма в сознании людей. Тем  же темам посвятил некоторые фильмы и режиссер Я. Протазанов, начавший свой творческий путь ещё до революции.

3. Влияние русского  советского кино  на братские республики

После Октябрьской революции советское  кино сразу же определилось как искусство  многонациональное. Борьба за создание национальной кинематографии была предопределена национальной политикой партии. В. И. Ленин обращал особое внимание на продвижение кино в республики Советского Востока, где значение киноискусства  как орудия культурной революции  было исключительно велико. Уже к  середине 20-х гг. сформировались кинематографии украинского, грузинского, азербайджанского, армянского, белорусского, и узбекского народов, но развитие их шло неравномерно и зависело как от общего состояния  экономики республики, так и от особенностей развития национального  быта и культуры.

На Украине  и в Грузии, где молодое национальное кино могло опереться на богатейший опыт литературы и смежных искусств, его рост был стремителен, в Азербайджане и Узбекистане развитию кино мешал  главным образом недостаток национальных профессиональных художеств, кадров, в  Белоруссии и Армении - последствия  экономической разрухи, вызванной  иностранной интервенцией и войной.

Русская советская кинематография оказала  большую помощь кинематографиям  братских республик в их первоначальном становлении творческими и техническими специалистами, которые налаживали производство фильмов в этих республиках, а также подготовкой национальных кинематографических кадров в киноучебных  заведениях Москвы и Ленинграда.

Украинское  киноискусство с первых же своих  шагов испытало плодотворное влияние  национальной литературы и опыта  мастеров национального театра. Его  первые принципиальные достижения связаны  с обращением к событиям национально-освободительной  борьбы и к биографии великого поэта Т. Шевченко. Уже во 2-й половине 20-х гг. украинское кино выдвинуло  одного из крупнейших киномастеров мира А. Довженко, оказавшего большое влияние  на всё многонациональное советское  кино. Революционная страстность, философская  глубина в подходе к важнейшим  коллизиям современности, романтическая  приподнятость, органическая связь  с традициями украинской народной поэзии определяют неповторимое своеобразие  этого режиссёра, поэта и художника  кино. Ф. Довженко "Арсенал" (1929) и "Земля" (1930) вошли в классику советского кино наряду с фильмами "Броненосец Потёмкин" Эйзенштейна  и "Мать" Пудовкина.

Грузинское  кино свои первые фильмы посвятило  экранизации классических произведений национальной литературы и революционно-приключенческой  тематике, из них большую известность  получил фильм "Красные дьяволята" режиссер И. Перестиани по повести П. Бляхина.

Во 2-й  пол. 20-х гг. в грузинском кино пришла группа молодых режиссеров Н. Шенгелая, М. Чиаурели, М. Калатозов, Г. Макаров  и др., связанных творческой дружбой  с русскими новаторами кино и писателями - С. Третьяковым, В. Шкловским и др. В поисках этих мастеров сформировалось своеобразие грузинского киноискусства, соединяющего высокую патетику и  гротеск, развивающего романтические  художественные традиции своего народа. Самым крупным достижением немого грузинского кино был фильм "Элисо" (1928) режиссер Шенгелая, поныне сохранивший  свою свежесть.

В таких  республиках, как Азербайджан, Армения, Узбекистан, одной из важнейших задач  культурной революции была борьба против религиозных и бытовых пережитков, бесправного положения женщины  и др. Этой теме в первую очередь  посвящали свои фильмы молодые кинематографисты этих республик. Изображая отмирающий старый быт, показывая как религиозные  предрассудки нравственно и физически  калечат людей, армянские, азербайджанские  и узбекские фильмы утверждали новые, равноправные отношения в обществе и в семье и стали важным орудием культурной революции в  республиках Советского Востока. В 20-х гг. национальные творческие кадры  кино в этих республиках делали свои первые шаги, и только Армения обладала опытным режиссёром А. Бек-Назаровым.

20-е  гг. были временем стремительного  и бурного развития советского  кино. Рождённое Октябрьской революцией  и вдохновлённое её идеями, оно  в лучших фильмах этих лет  достигло высокой зрелости и  выдающегося мастерства. За очень  короткий срок - меньше десятилетия,  киноискусство СССР под руководством  Коммунистической партии и Советского  правительства добилось решающих  идейно-художественных успехов и  заслуженного международного признания.  Не случайно, что в 1958, во время  Брюссельского кинофестиваля, кинокритики  всего мира, составляя список 12 лучших  фильмов мирового кино, включили  в него три советских немых  фильма - "Броненосец Потёмкин", "Мать" и "Земля", а фильму "Броненосец Потёмкин" присудили  первое место.

4. Советское кино 30-х  годов

Новый этап в жизни советского народа и  развитии его искусства начинается в 30-е гг. Он определяется успехами социалистической индустриализации и коллективизации  сельского хозяйства, порождёнными ими изменениями в сознании людей  и связанным с этим новым идейным  ростом советской художественной интеллигенции, утвердившейся на путях социалистического  реализма.

Если  киноискусство 20-х гг. видело свою главную  цель в утверждении исторической необходимости победы над царизмом и контрреволюцией (историко-революционные  фильмы) и в осуждении пережитков старого быта и частнособственнической морали (фильмы на современные темы), то киноискусство 30-х гг. поставило  перед собой как главную задачу исследование процесса формирования нового социалистического сознания в ходе борьбы за социализм. Внимание художников кино было перенесено с образа народной массы, взятой в целом, на образы-характеры  типических её представителей, воплощаемые  в их развитии, в типичных обстоятельствах  революционной эпохи. Решению этой задачи помогла техническая революция  в кинематографии: "великий немой" обрёл голос и слово стало  важнейшим средством характеристики его героев.

Звучащее  слово изменило стилистику киноискусства: камера стала менее подвижной  в сценах, основанных на диалоге; частую смену точек зрения аппарата стала  постепенно вытеснять съёмка с плавного движения аппарата внутри мизансцены; удлинились монтажные планы, а количество их сократилось. Изобразительная композиция кадра всё больше стала подчиняться  задаче выражения игры актёров. Возросло значение самостоятельного творчества актёров и это заставило звуковое кино осваивать опыт реалистического  советского театра. Важнейшие труды  по теории киноискусства - "Заявка" ("Будущее - звуковой фильм") Эйзенштейна, Пудовкина и Г. Александрова, работы Эйзенштейна о внутреннем монологе в кино и о звукозрительном  монтаже, монография Пудовкина "Актёр  в фильме" определили направление  творческих исканий в звуковом кино. Новые возможности звукового  кино показали фильмы "Златые горы" (1931) режиссер С. Юткевича, "Иван" (1932) режиссер Довженко и "Окраина" (1933) режиссер Б. Барнета.

Творческие  и теоретические искания велись не изолированно от идейных задач, стоящих  перед советским киноискусством: в эти годы, они имели своей  целью создание правдивых типических образов передовых современников.

Путь  к решению этих новых идейных  задач был найден уже в фильме "Путёвка в жизнь" (1931) режиссер Н. Экка, в котором ярко и романтически приподнято был раскрыт процесс  воспитания трудом. За ним последовал фильм "Встречный" (1932), оказавший  большое влияние на всё последующее  развитие киноискусства в 30-е гг. Успех фильма

"Встречный"  был обусловлен, во-первых, тем, что  в нём тема социалистического  строительства раскрывалась через  личную судьбу рядового его  участника - старого рабочего  и, во-вторых, тем, что авторы - режиссеры Эрмлер и Юткевич  - стремились показать своих героев  в реальных исторических условиях, влияющих на формирование их  характеров.                                                                                                                   Фильм "Встречный" наметил  главное направление киноискусства  30-х гг., поставившее своей целью  подробное исследование характеров  людей, участников революционной  борьбы и социалистического строительства,  и подготовил появление фильма "Чапаев" (1934), открывшего новый  этап в развитии советского  киноискусства. Авторы этого классического  фильма - режиссеры Г. и С. Васильевы  и исполнитель заглавной роли  артист Б. Бабочкин, правдиво воплотив  события Гражданской войны, создали  неповторимо своеобразный и вместе  с тем исторически определённый  и типичный образ легендарного  полководца революции, выдвинутого  русским народом и воспитанного  партией.

Так же как в своё время фильм "Броненосец Потёмкин", фильм "Чапаев" был  наивысшим выражением общего подъёма  киноискусства 30-х гг., ознаменовавшегося  появлением целого ряда выдающихся фильмов.

Непосредственно к "чапаевскому" направлению в  советском кино следует отнести  в первую очередь такие замечательные  фильмы, как "Трилогия о Максиме" (1935-39, реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, исполнитель заглавной роли Б. Чирков), "Депутат Балтики" (1937, реж. А. Зархи  и И. Хейфиц, сцен. Л. Рахманов, исполнитель  главной роли Н. Черкасов), "Член правительства" (1940, реж. Зархи и Хейфиц, сцен. К. Виноградская, исполнительница главной роли В. Марецкая), "Великий гражданин" (1-2-я серии, 1938-39, реж. Ф. Эрмлер, исполнитель  главной роли Н. Боголюбов), "Большая  жизнь" (1-я серия, 1940, реж. Л. Луков, сцен. П. Нилин) и др.

Цикл  этих фильмов, монографически исследующих  характеры героев революции и  социалистического строительства, подготовил решение ответственной  задачи - воплощения в кинематографии художеств, средствами образа

B.И.  Ленина. Эта задача впервые нашла  успешное разрешение в фильме "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин  в 1918 году" (1939), пост, по сценарию  А. Каплера реж. М. Роммом, с  Б. Щукиным в роли В. И.  Ленина, и фильм "Человек с  ружьём", поставленный по сцен. Н. Погодина реж. C. Юткевичем, с  М. Штраухом в роли В. И.  Ленина (1938).

Киноискусство 30-х гг., утвердившееся на принципах  социалистического реализма, отличало значит, жанровое и тематическое разнообразие. Продолжал развиваться ведущий  в предшествующем десятилетии жанр революционной эпопеи в таких  фильмах, как "Мы из Кронштадта" (1936), реж. Е. Дзиган, сцен. В. Вишневского  и "Щорс" (1939), реж. Довженко.

В 30-е  гг. возник жанр музыкального фильма, в  котором с большим успехом  работали режиссеры Г. Александров, А. Ивановский и И. Пырьев.

Современные темы новаторски разрабатывались в  фильмах режиссера С. Герасимова (фильм "Семеро смелых", 1936, и "Комсомольск", 1938) и Ю. Райзмана (фильм "Машенька", 1942, сцен. Е. Габриловича). Авторы этих фильмов, обращаясь к повседневной жизни  советской молодёжи, выразили присущие ей чувства коллективизма и высокой  моральной требовательности к себе и к другим.

Глубокое  творческое прочтение классических произведений русской литературы отличало биографическую трилогию по произв. М. Горького - "Детство", "В людях", "Мои университеты", осуществлённую в 1938-39 режиссером М. Донским, и экранизацию  пьесы А. Островского "Бесприданница" режиссером Я. Протазановым (1936).

Информация о работе Советское кино 20-х годов