Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:23, контрольная работа
В 1927 г., к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, С. М. Эйзенштейн вместе с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ создал фильм "Октябрь", охватывающий события от февраля 1917 г. до II съезда Советов. Кадры штурма Зимнего дворца были сняты настолько достоверно, что позже они неоднократно использовались в других историко- революционных фильмах.
Советское кино 20-х годов
Великие режиссёры 20-х годов
Влияние русского советского кино на братские республики
Советское кино 30-х годов
Если в творчестве Эйзенштейна родился новый жанр киноэпопеи, то творчество другого классика советского кино В. Пудовкина положило начало революционной кинодраме.
Рисуя народное движение, Пудовкин раскрывал его смысл не только через собирательный образ массы (как это делал Эйзенштейн в "Броненосце Потёмкине"), но и через подробно выписанные судьбы отдельных её представителей. В своих фильмах "Мать" (1926) и "Конец Санкт-Петербурга" (1927) Пудовкин, в отличие от Эйзенштейна, прибегал не только к съёмке типажа (т. е. непрофессиональных актёров, людей, чьи внешние данные отвечали замыслу режиссёра), но привлекал на главные роли актёров реалистической школы. Пудовкин также был выдающимся теоретиком киноискусства, его труды по кинорежиссуре, сценарному и актёрскому творчеству переведены на многие языки мира.
Круг
интересов Г. Козинцева и Л. Трауберга,
работавших в Ленинграде и возглавлявших
группу ФЭКС, - определялся историко-
Если
первое поколение советских
3. Влияние русского советского кино на братские республики
После
Октябрьской революции
На Украине и в Грузии, где молодое национальное кино могло опереться на богатейший опыт литературы и смежных искусств, его рост был стремителен, в Азербайджане и Узбекистане развитию кино мешал главным образом недостаток национальных профессиональных художеств, кадров, в Белоруссии и Армении - последствия экономической разрухи, вызванной иностранной интервенцией и войной.
Русская
советская кинематография оказала
большую помощь кинематографиям
братских республик в их первоначальном
становлении творческими и
Украинское
киноискусство с первых же своих
шагов испытало плодотворное влияние
национальной литературы и опыта
мастеров национального театра. Его
первые принципиальные достижения связаны
с обращением к событиям национально-освободительной
борьбы и к биографии великого
поэта Т. Шевченко. Уже во 2-й половине
20-х гг. украинское кино выдвинуло
одного из крупнейших киномастеров мира
А. Довженко, оказавшего большое влияние
на всё многонациональное
Грузинское
кино свои первые фильмы посвятило
экранизации классических произведений
национальной литературы и революционно-
Во 2-й
пол. 20-х гг. в грузинском кино пришла
группа молодых режиссеров Н. Шенгелая,
М. Чиаурели, М. Калатозов, Г. Макаров
и др., связанных творческой дружбой
с русскими новаторами кино и писателями
- С. Третьяковым, В. Шкловским и др.
В поисках этих мастеров сформировалось
своеобразие грузинского
В таких
республиках, как Азербайджан, Армения,
Узбекистан, одной из важнейших задач
культурной революции была борьба против
религиозных и бытовых
20-е
гг. были временем стремительного
и бурного развития советского
кино. Рождённое Октябрьской
4. Советское кино 30-х годов
Новый этап в жизни советского народа и развитии его искусства начинается в 30-е гг. Он определяется успехами социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, порождёнными ими изменениями в сознании людей и связанным с этим новым идейным ростом советской художественной интеллигенции, утвердившейся на путях социалистического реализма.
Если
киноискусство 20-х гг. видело свою главную
цель в утверждении исторической
необходимости победы над царизмом
и контрреволюцией (историко-революционные
фильмы) и в осуждении пережитков
старого быта и частнособственнической
морали (фильмы на современные темы),
то киноискусство 30-х гг. поставило
перед собой как главную задачу
исследование процесса формирования нового
социалистического сознания в ходе
борьбы за социализм. Внимание художников
кино было перенесено с образа народной
массы, взятой в целом, на образы-характеры
типических её представителей, воплощаемые
в их развитии, в типичных обстоятельствах
революционной эпохи. Решению этой
задачи помогла техническая революция
в кинематографии: "великий немой"
обрёл голос и слово стало
важнейшим средством
Звучащее
слово изменило стилистику киноискусства:
камера стала менее подвижной
в сценах, основанных на диалоге; частую
смену точек зрения аппарата стала
постепенно вытеснять съёмка с плавного
движения аппарата внутри мизансцены;
удлинились монтажные планы, а количество
их сократилось. Изобразительная композиция
кадра всё больше стала подчиняться
задаче выражения игры актёров. Возросло
значение самостоятельного творчества
актёров и это заставило
Творческие
и теоретические искания велись
не изолированно от идейных задач, стоящих
перед советским
Путь к решению этих новых идейных задач был найден уже в фильме "Путёвка в жизнь" (1931) режиссер Н. Экка, в котором ярко и романтически приподнято был раскрыт процесс воспитания трудом. За ним последовал фильм "Встречный" (1932), оказавший большое влияние на всё последующее развитие киноискусства в 30-е гг. Успех фильма
"Встречный"
был обусловлен, во-первых, тем, что
в нём тема социалистического
строительства раскрывалась
Так же как в своё время фильм "Броненосец Потёмкин", фильм "Чапаев" был наивысшим выражением общего подъёма киноискусства 30-х гг., ознаменовавшегося появлением целого ряда выдающихся фильмов.
Непосредственно к "чапаевскому" направлению в советском кино следует отнести в первую очередь такие замечательные фильмы, как "Трилогия о Максиме" (1935-39, реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, исполнитель заглавной роли Б. Чирков), "Депутат Балтики" (1937, реж. А. Зархи и И. Хейфиц, сцен. Л. Рахманов, исполнитель главной роли Н. Черкасов), "Член правительства" (1940, реж. Зархи и Хейфиц, сцен. К. Виноградская, исполнительница главной роли В. Марецкая), "Великий гражданин" (1-2-я серии, 1938-39, реж. Ф. Эрмлер, исполнитель главной роли Н. Боголюбов), "Большая жизнь" (1-я серия, 1940, реж. Л. Луков, сцен. П. Нилин) и др.
Цикл
этих фильмов, монографически исследующих
характеры героев революции и
социалистического
B.И. Ленина. Эта задача впервые нашла успешное разрешение в фильме "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939), пост, по сценарию А. Каплера реж. М. Роммом, с Б. Щукиным в роли В. И. Ленина, и фильм "Человек с ружьём", поставленный по сцен. Н. Погодина реж. C. Юткевичем, с М. Штраухом в роли В. И. Ленина (1938).
Киноискусство 30-х гг., утвердившееся на принципах социалистического реализма, отличало значит, жанровое и тематическое разнообразие. Продолжал развиваться ведущий в предшествующем десятилетии жанр революционной эпопеи в таких фильмах, как "Мы из Кронштадта" (1936), реж. Е. Дзиган, сцен. В. Вишневского и "Щорс" (1939), реж. Довженко.
В 30-е гг. возник жанр музыкального фильма, в котором с большим успехом работали режиссеры Г. Александров, А. Ивановский и И. Пырьев.
Современные
темы новаторски разрабатывались в
фильмах режиссера С. Герасимова
(фильм "Семеро смелых", 1936, и "Комсомольск",
1938) и Ю. Райзмана (фильм "Машенька",
1942, сцен. Е. Габриловича). Авторы этих фильмов,
обращаясь к повседневной жизни
советской молодёжи, выразили присущие
ей чувства коллективизма и
Глубокое творческое прочтение классических произведений русской литературы отличало биографическую трилогию по произв. М. Горького - "Детство", "В людях", "Мои университеты", осуществлённую в 1938-39 режиссером М. Донским, и экранизацию пьесы А. Островского "Бесприданница" режиссером Я. Протазановым (1936).