Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа
Автор данной курсовой работы ставит перед собой цель рассмотреть проблему формообразования высотной архитектуры (или подобной ей) и ее появления за пределами Москвы, а именно на территории постсоветского зарубежья и стран бывшего соц. Лагеря. В данной работе будут рассмотрены:
• Гостиница «Украина» в центре Киева, расположенная на площади Независимости
• «Минские ворота», Ансамбль двух симметричных домов напротив железнодорожного вокзала в Минске
• Академия Наук в Риге, так же известная как «Дом Колхозника»
• Дворец Культуры и Науки в Варшаве
• Дом Свободной Прессы в Бухаресте
Введение 2
Дворец Советов – прообраз 3
Формообразование высотных сооружений 8
Гостиница «Украина», Киев 9
«Минские ворота» 11
Академия Наук в Риге 13
Дворец Культуры и Науки в Варшаве 15
Каркасы и интерьеры высотных зданий 17
Факт возникновения, идея постройки
Один из авторов
Минские «Ворота»
Образ Минска Сталинского — пожалуй, более цельный чем Киева. Величественные сталинские здания (среди которых есть и довоенные) являются своего рода визитной карточкой белорусской столицы. Главный памятник — так называемые Минские ворота (Брама Мінска).
Комплекс кварталов, расположенных напротив здания вокзала, воспринимается как парадный въезд в город со стороны железнодорожного и автобусного вокзалов. Такое восприятие усиливается двумя одиннадцатиэтажными башнями по углам пятиэтажных жилых домов, размещенных симметрично. Эти башни получили название "Ворота города", "Минские ворота" и играют важную роль в силуэте города. Дома были построены в стиле сталинского классицизма по проекту ленинградского архитектора Бориса Рубаненко. На одной башне мы можем увидеть самые большие в республике часы, диаметр их циферблата больше 3,5 метров. Эти часы были созданы более ста лет назад в Германии и в Беларусь попали в качестве военного трофея после Великой Отечественной войны. На другой башне - герб бывшей БССР.
"Ворота" построены в 1953 г.
Они когда-то были украшены
восемью скульптурными
Возвращаясь к преследуемой цели данной курсовой работы, необходимо сделать правильные выводы касательно данного памятника. Бесспоно «Минские Ворота» яркий пример сталинской архитектуры и кстати, стоит отметить далеко не единственный в городе, ведь центр Минска действительно в основном сталинский. (И, хотя Минск не совсем советский город, как принято считать, архитектурный облик Минска всё же по преимуществу советский. При этом большинство сталинских да и вообще советских построек выглядят весьма внушительно, очень многие из них действительно можно назвать шедеврами).
Возникает затруднительная ситуация, когда мы начинаем размышлять на тему причисления «ворот» к высотным зданиям, ведь их высота всего около 50 метров. То есть, сегодня «Минские ворота», так же как и гостинница «Украина» в Киеве, не являются высотным. Однако, есть существенная оговорка на этот счет. Как было сказано ранее, здание было постороено таким, каким мы его знаем сейчас в 1940-1950 гг. И на тот момент было самым высоким зданием в Белоруси, следовательно в то время «Минские ворота» являлись Белорусской сталинской высоткой.
Академия Наук в Риге
Рига так же получила в наследие от советских времен памятник архитектуры, именуемый сталинской высоткой, а именно Высотное здание Академии наук. Оно представляет собой двадцатиодноэтажное здание высотой 111 метров, построеное по образцу московских «сталинских высоток». Архитекторами высотки были: Освалд Тилманис, Вайделотис Апситис, Карлис Плуксне, Владимир Шнитников и инженер М. Шпекторов. Для строительства высотки был разрушен памятник русского классицизма — Гостиный двор в Московском Форштадте. Изначально здание проектировалось как Дом Колхозника, но после окончания строительства было отдано Академии наук Латвийской ССР. Строительство продолжалось с 1952 по 1958 годы,и было сдано в эксплуатацию в 1960 году. По словам энциклопедии «Рига», там «впервые в практике высотного строительства в СССР были применены сборные железобетонные конструкции».
Интересная деталь, что Рига, сама по себе, город очень плотной, невысокой застройки. Мы привыкли ее видеть и ассоциировать с маленькими мощеными улочками, невысокими аккуратными домиками, теснящимися бок о бок по этим самым улочкам, таким образом формируя весь городской архитектруный ансамбль. В пятидесятые у советского руководства возникает потребность в возведении высотного сооружения в центре города. Несмотря на то, что образцом служили московские высотки, архитекторы постарались приспособить здание к облику старой Риги. Высказывая свое субъективное мнение, автор уверенно склоняется к тому , что им это удалось.
Смею предположить, что совестскому руководству хотелось переплюнуть красоту, да и высоту Домского собора, расположенного в центре старой Риги и до постройки Академии наук бывшего самым высоким зданием города и вместе с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова, являвшегося главной высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади). Разница в высоте зданий составляет всего всего 15 метров, таким образом советское руководство намекало на то, что послевоенная Рига это сфера виляния СССР, следовательно самое красивое (по-мнению советского руководства) и значимое здание города, должно быть советское.
«Рижская высотка» одна из двух наиболее похожих на те семь, что расположились в Москве. Есть некоторые отличия о которых необходимо сказать: во-первых, это облицовочный материал рижской высотки - в отделке фасада использовали глиняные керамические плитки, нескольких оттенков, благодаря чему смотря на здание возникает ощущеие будто оно переливается или мерцает (в разное время суток по-разному). Отделочников высокой квалификации искали по всей Латвии, пока в Латгалии не нашли семейную династию Савельевых, выполнивших свою работу безукоризненно и впоследствие приглашенных на отделку станции «Рижская» Московского Метрополитена. Для наружной отделки Московских высоток использовалась пустотелая керамика.(Которая дает наименьшую по весу, красивую по внешнему виду и стойкую облицовку).
Во-вторых,- окна высотки, по размеру значительно превышают окна московских высотных зданий и остальных сооружей сталинской архитектуры, обозреваемой в данной курсовой работе. По этой причине их приходилось делать из дуба. Учитывая размеры здания, это могло оказаться очень затратным, однако в советском союзе по таким мелочам не скупились. Другой, конструктивной, особенностью был центральный корпус, поднятый на 15 сантиметров: расчитывалось проседание, которое пока так и не случилось.
В высотке должны были располагаться лектории, лаборатории, конференцзалы, гостиница, то есть как и большинство Высотных зданий, на стадии проектирования, высотка должна была носить всеобъемлющий характер здания – многофункционального центра. Достаточно вспомнить, сколько всего планирвалось сделать во «Дворце Советов» в Москве. Стоит отметить, что раньше внутри главного входа были четыре барельефа – Ленин, Маркс, Стучка, Мичурин, но сейчас все они сломаны по понятной причине.
В итоге, к моменту завершения строительства, высотка резко выбивалась из основной массы зданий риги, из за своих размеров, тем не менее она не выпадала из архитектурного ансамбля города, наоборот подчеркивала его колоритность, став своего рода его завершением -градообразующим шпилем всей ландшафтной композиции.
Дворец Культуры и Науки в
Варшаве
Здание в Варшаве, является самым высоким зданием в Польше, представляет собой смесь стилей арт-деко, соцреализма и польского историзма. Оно так же построено по образцу сталинских высоток в качестве подарка Советского Союза польскому народу – было возведено на советские деньги советскими строителями. В наши дни дворец входит в десятку высочайших небоскрёбов Европейского Союза, а с 1955 по 1957 год он был высочайшим зданием Европы. Высотка возводилось со 2 мая 1952 по 22 июля 1955 силами 3500 советских рабочих и первоначально называлось «Дворцом культуры и науки имени И. В. Сталина». Автором проекта был советский архитектор Лев Руднев.
Работая над проектом, Руднев хотел, чтобы здание было в польском стиле, поэтому побывал в таких известных городах, как Краков, Хелм, Замосць, чтобы собрать необходимую информацию и познакомиться с польской архитектурой, потому что с архитектурной точки зрения Дворец позиционировался как социалистический по сути и народный по форме. Даже неопытный человек без труда найдет много общего между Дворцом Культуры и Науки в Варшаве и московскими «высотками», а если говорить о народных формах, использованных в оформлении здания, то можно отметить архитектурные детали, схожие с аттиками Сукенниц в Кракове и городского рынка в Казимеже над Вислой, тогда как завершение Дворца перекликается с композицией ратуши. Вместе со своими сотрудниками Руднев создал пять проектов. Поляки выбрали проект 120-метрового здания, но притязания строительного коллектива были значительно больше, что позволило им построить здание гораздо выше. Объемно-пространственная композиция здания поражает своим размахом - в итоге 42-ух этажный подарок советского народа польскому по высоте достигал 167 метров, а вместе со шпилем 230 метров. Место, выбранное под строительство Дворца, давно выделялось варшавскими урбанистами как территория, на которой должна стоять высотная доминанта столицы. Центральная площадь, будучи хорошо связана коммуникациями со всем городом, к 1950 году все еще являлась композиционно изолированной. Поэтому было принято решение строить высотку именно там - здание находится в самом центре города на участке более 10,5 га. Длина фасада составляет 250 метров. Здание имеет прямоугольный план со сторонами 200 х 170 м. Более короткие фасады обращены: с юго-восточной стороны на Ерусалимскую аллею и с северо-западной - на Ново-Свентокшистскую улицу. С юго-западной стороны образуется вторая площадь. Здание поставлено на стилобат, который со стороны фасада по Маршалковской улице переходит в систему трибун, ограничивающих примыкающую площадь. Как и в здании МГУ, дающие горизонталь нижние объемы, сложные и изрезанные, выше переходят в квадратную в сечении увенчанную шпилем башню, обеспечивающую четкую вертикаль. Несущей конструкцией является стальной каркас, опирающийся на железобетонный фундамент. Как и в Москве, здание отделано гранитом и мрамором, вмещает в себя зал конгресса на 3500 мест, драматический театр на 800 мест, концертный зал на 400 мест, двухзальный кинотеатр, бассейн и многое другое.
Кстати сказать,кроме роли организации внутренних видов города на фоне хорошо читаемого рельефа мощных артерий и площадей в центре, огромная роль Дворца Культуры состояла в формировании нового социалистического образа польской столицы, что было очень важно для СССР
Дом Свободной Прессы в Бухаресте
Это впечатляющее здание грозно стоит на въезде в столицу Румынии, до сих пор оно повсеместно известно как Каза Скантеи. Оно было спроектировано архитектором Хория Маику и завершено в 1956 году, через год после строительства поразительно похожего Дворца Науки и Культуры в Варшаве. Первоначально здание вмещало почти все печатные машины и залы периодики столицы, оно и сегодня выполняет аналогичные функции, с одним дополнением - в южном крыле теперь расположена Бухарестская Фондовая Биржа. Высота здания составляет 92 метра без учеба шпиля, «Дом» оставался самым высоким зданием Румынии до 2007 года. Объём здания составляет 735000. куб. м. На площади перед ним в 1960 г. был установлен гигантский памятник Ленину, от которого ныне остался один пьедестал. Дом свободной прессы распологается на шоссе Киселёва, в самом его конце, начинает же его колоссальная Триумфальая арка, являющаяся важной частью общей ландшафтной композиции. Памятник очень удачно вписывается в городской ансамбль, являясь его главной доминантой. С фасада, особенно из далека, очень напоминает отечетсвенное здание Московского Университета, схожесть определённо налицо, тем более что самую высокую постройку подарил старший брат Социалистической Республики Румынии, Советский Союз.
При строительстве Дома Свободной Прессы в Бухаресте не использвался какой либо особый облицовочный материал – все та же керамическая плитка, технологии создания фундамента и конструкция несущих и опорных элементов тоже не притерпели серьезных изменений по сравнению с остальными высотными зданиями.
Фундамент, Каркасы и интерьеры высотных зданий
Автором данной курсовой работы было принято ответственное решение сделать отдельную главу для обзора конструктивных и интерьерных параметров и особенностей всех высотных сданий сразу: и тех что были построенны в Москве, и тех, что были возведены за ее пределами. Такое решение обусловленно следующим фактором: все высотные здания, обозреваемые в данном труде, строились на опыте московских сталинских высоток, следовательно мы можем говорить о явном сходстве между, общими конструктивными особенностями данной архитектуры (типы перекрытий, каркасно-балочная система, прочие технические параметры), а так же общий стиль интерьеров незначительно различающийся во всех памятниках (кроме «Минских ворот») так как у всех них изначально было примерно одно и тоже предназначение либо жилой дом, либо дворец культуры – светское общественное здание.