Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 04:08, реферат
Семнадцатое столетие является следующим за эпохой Возрождения значительным этапом в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв.
Искусство 17 века в странах Европы 3
Краткая биография Рембрандта ванн Рейна 8
Краткая биография Сальватора Розы 10
“Возвращение блудного сына” и “Блудный сын”. Сходства и различия 11
1). Перспектива и пространство 14
2). Композиция 16
3). Характер линий в работах Рембрандта и Розы 19
4). Реализм в работах художников 20
Творчество Рембрандта и Розы – сочетание традиций и новаторства 22
Список использованной литературы 24
Тетрадь чужую скрал — и переводит.
Он каркает, став важною персоной, –
А если б отложил чужие перья,
Остался бы эзоповой вороной.
Однако более внимательное созерцание картины приводит все же к выводу, что животные, изображенные с такой живописной силой - простое окружение пастуха. С.Роза мастерски выписал умные глаза животных. Они наделены разумным началом, реальным состраданием и покорной смиренностью, верностью. Рогатое окружение - соучастники и наблюдатели святого таинства обращенной молитвы. Сюжет строится по композиционной схеме «отклик». Расположение животных относительно главного героя создает устойчивое пространство картины и позволяет уловить круговой ритм полотна.
Картины у Рембрандта и Розы разнятся и исполнением, и характером линий, что подчеркивает их творческую индивидуальность.
У Рембрандта на картине линии тягуче-плавные, округленные, создающие законченную мягкую тему прощения, любви. Детали одежды слепого отца выписаны художником мягко, с человеческой нежностью. Даже рваные элементы одежды вернувшегося сына лаконично округлены. В главной группе нет острых деталей, они отметены как и все предшествующие трудности, события до момента, изображенного на картине. Все свидетельствует о зрелом взгляде художника на реальный мир, о его понимании главной цели в жизни человека – всепрощающей любви к ближнему. Хотя надо сказать несколько слов о группе, находящейся на картине справа. Профиль старшего сына выполнен несколько угловато, черты заострены, складки его одежды нарисованы скупо, хотя и четко. Его рост немного великоват; смиренно сложенные руки, взгляд опущенных глаз говорит зрителю о принятии темы прощения с тенью некоторого осуждения. Используя разные приемы в изображении персонажей картины, Рембрандт подчеркивает и свое разное к ним отношение. Близкие персонажи картины выполнены яснее и отчетливее, чем далекие. Рембрандт использовал эти приемы создания глубины, постепенно ослабляя моделировку более удаленных предметов и уменьшая силу освещения от переднего плана в глубину.
На картине Сальватора Розы тоже присутствуют разные по характеру линии исполнения главного героя и окружающей обстановки. Изображение пастуха выполнено более плавными, конкретными контурами. Мягко и четко прописанные детали его одежды, лица, тела придают внутреннюю и внешнюю динамику образу, усиливают действие, драматизируют его, пробуждая определенные эмоции и настроения. Мастерски используя все доступные приемы, художник выделяет главного героя из окружающей среды, одновременно подчеркивая их временную неразделимость. Цветовые контрасты от светлого к темному существенно увеличивают глубину, подчеркивают динамику созданного образа, его жизненную правдивость. Зато верхний левый край неба выполнен клочковатыми, заостренными мазками, ощутимо создавая неустойчивое равновесие, смятение чувств, духовную напряженность. Так художник подчеркивает разницу между главным героем и его окружением.
Стремительное
развитие голландской нации в 17 веке
и превращение в могучую
В своих картинах Сальватор Роза обращался к “высокому” классицистическому стилю, работая в историческом жанре, с античными сюжетами, стараясь придать облагорожено-идеальный характер образам. Однако художник не мог добиться в этом значительных успехов, во-первых, потому, что его представления о прекрасном были иными, плебейскими, с точки зрения приверженцев официального искусства, и, во-вторых, потому, что над ним властвовали привычка и внутреннее тяготение к образам реальным, народным. Ему в этом отношении не хватало воспитанного на античных образах, послушного канонам и правилам вкуса. Из-за отсутствия академической выучки он не мог в должной мере овладеть и трактовкой формы, характерной для классицизма, хотя и старался в определенный период “пригладить” свободную широкую неаполитанскую манеру письма. Мешало приблизиться к мастерам классицизма также присущее Розе чувство динамики мира, восприятие изменчивости свето-воздушной среды, цвета, зыбкой подвижности всех форм и очертаний. Эти черты сближают искусство Розы с барокко. По существу он все более становится мастером особого, демократического в своей основе течения барокко, пасторальная линия которого в Италии представлена Джованни Бенедетто Кастильоне, лирическая – Бернардо Каваллино, а романтическая – именно Розой. Течение это очень отличалось от официальной, парадной, монументально-декоративной барочной живописи, служившей прославлению пап, монархов, аристократии. Роза занимал принципиально-отрицательную позицию по отношению к подобному искусству, и это создает неверное впечатление, что он был и в самом деле враждебен барокко в целом. Связь его с барокко несомненна, хотя она не всегда и не во всем полна и последовательна из-за реалистической трактовки сцен и недостаточной идеальности образов, из-за классицистически-морализующих тенденций. Сложное переплетение всех этих особенностей определило неповторимое своеобразие лучших произведений Розы. О том, насколько в творчестве Розы присутствует реалистическая закваска неаполитанской школы, можно судить по картине “Блудный сын”. Под мощными деревьями, на фоне облачного неба с большим мастерством и живостью передана группа домашних животных и около них простой крестьянин южно-итальянского типа, могучий, как сами деревья, с босыми жилистыми ногами, грубые ступни которых выдвинуты на самый первый план. В картине нет и намека на облагороженность, традиционно-библейское, возвышенно-идеальное изображение героя. В “Блудном сыне” Сальватор Роза выступил как последователь родоначальника итальянского реализма Микеланжело да Караваджо, впервые в истории искусства обратившегося к подлинной правде, без всяких прикрас, отражению реальности такой, какова она есть. Караваджо не идеализировал модели, он смело вводил образы простого народа в свои большие по размеру картины. В искусственном сочетании образов, атрибутов и символов выражены характерные для Сальватора философские и этические идеалы стоицизма, требование полной свободы творчества, высокой идейности и правдивости искусства, глубокой образованности художника, презрения к порокам, безумствам и глупости века.
Итак, оба художника, работая над евангельской притчей, использовали присущие им стилевые приемы для выражения своих замыслов, но присутствие в работах этих художников элемента реалистического подхода к изображению главных героев объединяет их. Поэтому так высоко оценены потомками полотна Рембрандта и Розы.
Образы Рембрандта выявляют его глубоко реалистическое понимание задач искусства. Он постоянно изучает натуру и зорко вглядывается во все формы окружающей действительности. Его внимание привлекает все, в чем ярко выражена характерность: экспрессия лиц, жесты, движения, костюмы. Приобретенное знание формы и ее выразительности становится затем неотъемлемой частью всех композиционных работ Рембрандта и сообщает им необычайную правдивость. Параллельно с обостренным вниманием к сущности явлений Рембрандт всецело поглощен чисто живописными проблемами и главным образом проблемой светотени. Своеобразие и мастерство ее решений принесли ему славу величайшего живописца. Изощренность рембрандтовского света в сочетании с колористическими эффектами представляет в картинах мастера высокую художественную ценность. Но это не только самодовлеющая декоративная ценность. У Рембрандта трактовка эффектов освещения является вместе с тем одним из главнейших средств выявления характера образов. Его композиция строится на соотношении освещенных и теневых планов. Их распределение, выделяющее одни формы и скрадывающее другие, привлекает внимание зрителя к тому, что является особо существенным для повествования или характеристики и тем самым усиливает выразительность. Живописная сторона органически связана с содержанием. Художественная деятельность Рембрандта от начала до конца проникнута внутренним единством.
Сальватора Розу на всем творческом путь подстерегали удачи и неудачи, творческие и духовные взлеты, приступы меланхолии, однако художник обладал жизнелюбивой, увлекающейся натурой. Его самобытное искусство вызвало немало подражаний в XVIII и XIX столетиях, оно оказалось созвучным эстетике уже других эпох Нового времени, и в первую очередь предромантизма и романтизма. С.Роза в своем творчестве сумел глубоко раскрыть одну из главных особенностей эстетики барокко – синтез трагического и комического, поражая воображение зрителя. Одновременно вводя в свои работы тенденции реализма, художник заставляет зрителя думать, искать скрытый смысл в своих картинах.
В небольшом реферате не под силу передать многогранность творчества великих мастеров. Остается надеяться, что каждый из нас – зрителей найдет свою точку видения и понимания картин художников, сможет привнести в свою жизнь удовольствие общения с прекрасным, а значит стать еще добрее и человечнее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ