Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:33, реферат
В работе рассмотрены: эпоха, стиль, направление "Каролингское возрождение", готика, романский стиль.
Средневековое искусство Западной Европы
Эпоха, стиль, направление "Каролингское возрождение", готика, романский стиль
В IV в. началось вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи, получившее наименование «Великого переселения народов». Долгое время римлянам удавалось сдерживать натиск варварских племен («варварами» римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке). Варвары заключали с Римом союзы, селились на приграничных с империей территориях и даже служили наемниками в римской армии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную (Византию) и Западную. Последняя, ослабленная внутренними противоречиями, не могла противостоять варварам. В условиях непрекращающихся войн нарушались римские законы, сокращалась торговля, приходили в упадок города. В 410 г. Рим был захвачен и разграблен германскими племенами вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией. Западная Римская империя пала.
Наступил этап Средневековья
— исторической эпохи, продолжавшейся
почти десять столетий. Наравне с
поздней античностью Великое
переселение народов стало
От античности средневековое
искусство заимствовало некоторые
художественные формы и ремесленные
навыки. Так, приемы строительства храмов,
создания мозаик, фресок и книжной
миниатюры берут свое начало в
Древнем мире. Однако использование
этого опыта в искусстве
Племена варваров постоянно
перемещались с места на место, в
силу этого их искусство того времени
представлено не архитектурными памятниками,
а, в основном, оружием, ювелирными изделиями
и различной хозяйственно-
В V—VIII вв. на территории бывшей
Западной Римской империи возникли
государства германских племен: остготов
(позднее — лангобардов) в Италии,
вестготов в Испании, франков
в Галлии (современных Германии и
Франции), англо-саксов в Британии. В
это же время варварские народы обратились
в христианство, что нашло самое
непосредственное отражение в искусстве:
начали возводиться христианские храмы,
в которых появились
Варварские государства непрерывно враждовали друг с другом. В условиях постоянной опасности главным достоинством жилых построек считалась их защищенность — в результате появились надежные и хорошо укрепленные сооружения — замки. Замки возводили на возвышенных местах и окружали высокими насыпями и глубокими рвами.
Меровингское искусство
В V в. целый ряд областей
северной и центральной Франции
были объединены государством Меровингов.
Династия Меровингов просуществовала
до VIII в. Меровингское искусство опиралось
на традиции позднеантичного искусства
и искусства варварских народов.
Архитектура меровингской эпохи
в известной степени отразила
упадок строительной техники, вызванный
крушением античного мира, и в
то же время подготовила почву
для расцвета дороманского зодчества
в период «Каролингского возрождения».
Для эпохи меровингов типичны
баптистерии (в Пуатье, IV—XI вв.), подземные
церкви-крипты (Сен-Лоран в Гренобле,
кон. VIII в.) и церкви базиликального
типа; зачастую в постройках использовались
античные мраморные колонны. В декоративно-прикладном
искусстве позднеантичные мотивы сочетались
с чертами «звериного стиля»; особенно
распространены были плоскорельефная
резьба по камню (саркофаги), рельефы
из обожженной глины для украшения
церквей, изготовление церковной утвари
и оружия, богато украшенного золотыми
и серебряными вставками и
драгоценными камнями. В книжной
миниатюре главное внимание обращалось
на украшение инициалов и
В Англии, Ирландии и Скандинавии,
куда почти не дошла римская цивилизация,
в VII—VIII вв. все еще преобладали
варварские традиции и верования. Североевропейский
орнамент состоял из спиралей, плетенок,
узлов, образующих бесконечное кружево
линий. Среди узоров возникали очертания
зверей и птиц, фигурки людей и
демонов. По представлениям варваров,
обладая магическими
«Каролингское возрождение»
Когда в 800 г. папа Лев III возложил
на франкского короля Карла Великого
(768—814) «корону римских императоров»,
— в Западной Европе возродилась
империя. Под владычеством Карла
Великого оказалась значительная часть
территории бывшей Западной Римской
империи. Со времен этого императора
европейские государи стали называть
себя королями. При Каролингах —
так называлась династия, основанная
дедом Карла Великого Карлом Мартеллом,
— идеалом в искусстве была
провозглашена античность. Античным
традициям подражали
Из архитектурных памятников
«Каролингского ренессанса» до наших
дней дошли немногие. Среди них
— капелла императорской
Храмы и дворцы украшались
многоцветными мозаиками (ораторий
в Жерминьи-де-Пре, после 806), а также
фресками, содержание которых с течением
времени становилось все более
разнообразным. Церковь Св. Иоанна Крестителя
(ок. 800) в Мюнстере (Швейцария), где
находятся древнейшие из известных
каролингских фресок, была расписана
на сюжеты из Ветхого и Нового заветов.
Именно в этой церкви впервые появилось
изображение Страшного Суда, что
впоследствии стало одной из характерных
черт средневекового искусства. На фресках
пропорции фигур выдержаны в
античных традициях, с другой стороны,
здесь нет той
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла Великого в дворцовой книгописной мастерской в Ахене было создано Евангелие Годескалька, названное по имени художника. Среди прочих иллюстраций в книге имеются изображения, повествующие о визите Карла в Рим на пасху в 781 г., а также о крещении его сына Пипина папой Адрианом I. В книге античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой. Спустя несколько десятилетий традиции ахенской миниатюры стали известны в Туре, Реймсе (современная Франция) и других городах. В изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам.
Одним из замечательнейших
произведений «Каролингского возрождения»
считается Утрехтская Псалтирь (IX в.),
хранящаяся ныне в университете города
Утрехта (Нидерланды). В книге сто
шестьдесят пять рисунков, каждый из которых
соответствует определенному
С середины IX в. приобрели
известность иллюстрированные рукописи,
созданные в монастыре Св. Мартина
в Туре. В так называемой библии
Карла II Лысого (846—51) изображена торжественная
сцена поднесения книги этому
государю: процессия монахов в
окружении богато одетых придворных,
духовенства и стражи предстает
перед императором. Эта миниатюра
— одно из самых ранних изображений
реального события в
В 843 г. империя Каролингов распалась. Всю вторую половину IX столетия на территории бывшей империи не прекращались междоусобные войны, что привело к почти полному упадку культуры.
Романский стиль
В X—XII вв. (а в ряде мест
— и в XIII в.) в искусстве Западной
Европы господствовал так называемый
романский стиль, явившийся одним
из важных этапов развития средневекового
искусства. Романский стиль впитал
в себя элементы позднеантичного
и меровингского искусства, культуры
«Каролингского возрождения», а также
искусства эпохи Великого переселения
народов, Византии и мусульманских
стран Ближнего Востока. Формирование
романского стиля было обусловлено
развитием феодальных отношений
и идеологией католической церкви.
В области культовой
Отдельные романские постройки
и комплексы (монастыри, церкви, замки)
обычно возводились среди сельского
ландшафта и господствовали над
округой, как земное подобие «града
божьего» или наглядное выражение
могущества феодального владыки. Романские
постройки гармонировали с
Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной.
В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.
В романской живописи и
скульптуре центральное место занимали
темы, связанные с представлением
о безграничном и грозном Божьем
могуществе (Христос во славе, Страшный
суд и т.п.). В строго симметричных
религиозных композициях
Франция
Наиболее последовательно
романское искусство