Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:33, реферат
В работе рассмотрены: эпоха, стиль, направление "Каролингское возрождение", готика, романский стиль.
Средневековое искусство Западной Европы
Эпоха, стиль, направление "Каролингское возрождение", готика, романский стиль
В IV в. началось вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи, получившее наименование «Великого переселения народов». Долгое время римлянам удавалось сдерживать натиск варварских племен («варварами» римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке). Варвары заключали с Римом союзы, селились на приграничных с империей территориях и даже служили наемниками в римской армии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную (Византию) и Западную. Последняя, ослабленная внутренними противоречиями, не могла противостоять варварам. В условиях непрекращающихся войн нарушались римские законы, сокращалась торговля, приходили в упадок города. В 410 г. Рим был захвачен и разграблен германскими племенами вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией. Западная Римская империя пала.
Наступил этап Средневековья 
— исторической эпохи, продолжавшейся 
почти десять столетий. Наравне с 
поздней античностью Великое 
переселение народов стало 
От античности средневековое 
искусство заимствовало некоторые 
художественные формы и ремесленные 
навыки. Так, приемы строительства храмов, 
создания мозаик, фресок и книжной 
миниатюры берут свое начало в 
Древнем мире. Однако использование 
этого опыта в искусстве 
Племена варваров постоянно 
перемещались с места на место, в 
силу этого их искусство того времени 
представлено не архитектурными памятниками, 
а, в основном, оружием, ювелирными изделиями 
и различной хозяйственно-
В V—VIII вв. на территории бывшей 
Западной Римской империи возникли 
государства германских племен: остготов 
(позднее — лангобардов) в Италии, 
вестготов в Испании, франков 
в Галлии (современных Германии и 
Франции), англо-саксов в Британии. В 
это же время варварские народы обратились 
в христианство, что нашло самое 
непосредственное отражение в искусстве: 
начали возводиться христианские храмы, 
в которых появились 
Варварские государства непрерывно враждовали друг с другом. В условиях постоянной опасности главным достоинством жилых построек считалась их защищенность — в результате появились надежные и хорошо укрепленные сооружения — замки. Замки возводили на возвышенных местах и окружали высокими насыпями и глубокими рвами.
Меровингское искусство
В V в. целый ряд областей 
северной и центральной Франции 
были объединены государством Меровингов. 
Династия Меровингов просуществовала 
до VIII в. Меровингское искусство опиралось 
на традиции позднеантичного искусства 
и искусства варварских народов. 
Архитектура меровингской эпохи 
в известной степени отразила 
упадок строительной техники, вызванный 
крушением античного мира, и в 
то же время подготовила почву 
для расцвета дороманского зодчества 
в период «Каролингского возрождения». 
Для эпохи меровингов типичны 
баптистерии (в Пуатье, IV—XI вв.), подземные 
церкви-крипты (Сен-Лоран в Гренобле, 
кон. VIII в.) и церкви базиликального 
типа; зачастую в постройках использовались 
античные мраморные колонны. В декоративно-прикладном 
искусстве позднеантичные мотивы сочетались 
с чертами «звериного стиля»; особенно 
распространены были плоскорельефная 
резьба по камню (саркофаги), рельефы 
из обожженной глины для украшения 
церквей, изготовление церковной утвари 
и оружия, богато украшенного золотыми 
и серебряными вставками и 
драгоценными камнями. В книжной 
миниатюре главное внимание обращалось 
на украшение инициалов и 
В Англии, Ирландии и Скандинавии, 
куда почти не дошла римская цивилизация, 
в VII—VIII вв. все еще преобладали 
варварские традиции и верования. Североевропейский 
орнамент состоял из спиралей, плетенок, 
узлов, образующих бесконечное кружево 
линий. Среди узоров возникали очертания 
зверей и птиц, фигурки людей и 
демонов. По представлениям варваров, 
обладая магическими 
«Каролингское возрождение»
Когда в 800 г. папа Лев III возложил 
на франкского короля Карла Великого 
(768—814) «корону римских императоров», 
— в Западной Европе возродилась 
империя. Под владычеством Карла 
Великого оказалась значительная часть 
территории бывшей Западной Римской 
империи. Со времен этого императора 
европейские государи стали называть 
себя королями. При Каролингах — 
так называлась династия, основанная 
дедом Карла Великого Карлом Мартеллом, 
— идеалом в искусстве была 
провозглашена античность. Античным 
традициям подражали 
Из архитектурных памятников 
«Каролингского ренессанса» до наших 
дней дошли немногие. Среди них 
— капелла императорской 
Храмы и дворцы украшались 
многоцветными мозаиками (ораторий 
в Жерминьи-де-Пре, после 806), а также 
фресками, содержание которых с течением 
времени становилось все более 
разнообразным. Церковь Св. Иоанна Крестителя 
(ок. 800) в Мюнстере (Швейцария), где 
находятся древнейшие из известных 
каролингских фресок, была расписана 
на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. 
Именно в этой церкви впервые появилось 
изображение Страшного Суда, что 
впоследствии стало одной из характерных 
черт средневекового искусства. На фресках 
пропорции фигур выдержаны в 
античных традициях, с другой стороны, 
здесь нет той 
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла Великого в дворцовой книгописной мастерской в Ахене было создано Евангелие Годескалька, названное по имени художника. Среди прочих иллюстраций в книге имеются изображения, повествующие о визите Карла в Рим на пасху в 781 г., а также о крещении его сына Пипина папой Адрианом I. В книге античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой. Спустя несколько десятилетий традиции ахенской миниатюры стали известны в Туре, Реймсе (современная Франция) и других городах. В изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам.
Одним из замечательнейших 
произведений «Каролингского возрождения» 
считается Утрехтская Псалтирь (IX в.), 
хранящаяся ныне в университете города 
Утрехта (Нидерланды). В книге сто 
шестьдесят пять рисунков, каждый из которых 
соответствует определенному 
С середины IX в. приобрели 
известность иллюстрированные рукописи, 
созданные в монастыре Св. Мартина 
в Туре. В так называемой библии 
Карла II Лысого (846—51) изображена торжественная 
сцена поднесения книги этому 
государю: процессия монахов в 
окружении богато одетых придворных, 
духовенства и стражи предстает 
перед императором. Эта миниатюра 
— одно из самых ранних изображений 
реального события в 
В 843 г. империя Каролингов распалась. Всю вторую половину IX столетия на территории бывшей империи не прекращались междоусобные войны, что привело к почти полному упадку культуры.
Романский стиль
В X—XII вв. (а в ряде мест 
— и в XIII в.) в искусстве Западной 
Европы господствовал так называемый 
романский стиль, явившийся одним 
из важных этапов развития средневекового 
искусства. Романский стиль впитал 
в себя элементы позднеантичного 
и меровингского искусства, культуры 
«Каролингского возрождения», а также 
искусства эпохи Великого переселения 
народов, Византии и мусульманских 
стран Ближнего Востока. Формирование 
романского стиля было обусловлено 
развитием феодальных отношений 
и идеологией католической церкви. 
В области культовой 
Отдельные романские постройки 
и комплексы (монастыри, церкви, замки) 
обычно возводились среди сельского 
ландшафта и господствовали над 
округой, как земное подобие «града 
божьего» или наглядное выражение 
могущества феодального владыки. Романские 
постройки гармонировали с 
Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной.
В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.
В романской живописи и 
скульптуре центральное место занимали 
темы, связанные с представлением 
о безграничном и грозном Божьем 
могуществе (Христос во славе, Страшный 
суд и т.п.). В строго симметричных 
религиозных композициях 
Франция
Наиболее последовательно 
романское искусство