Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:33, реферат
В работе рассмотрены: эпоха, стиль, направление "Каролингское возрождение", готика, романский стиль.
Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.
Расцвет романской живописи
во Франции пришелся на конец XI —
начало XII вв. Хотя общее количество
дошедших до нас памятников монументальной
живописи приближается к ста, целостных
ансамблей сохранилось
Скульптура в
Германия
В Германии наиболее полно
и ярко романский стиль воплотился
в архитектуре. Постройкой, которая
подводила итоги исканиям раннего
этапа средневековья, стала церковь
Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33).
Архитектура западных областей Германии
начала приобретать значение на пороге
XI в. (церковь Санкт Мария-им-
На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237).
Эпоха романики в Германии
отмечена строительством ряда значительных
светских зданий и фортификационных
укреплений. Характерные для немецкой
романики идеи величия императорской
власти нашли выражение в
Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов; на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Сначала это были рельефные вставки, позднее — развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.д. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (ок. 1230). На грани светского и религиозного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников — фигура бронзового льва перед замком Данквардероде в Брауншвейге. (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. статью.)
В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв.) наступил расцвет немецкой живописи. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в.), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др.). Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.
Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». Другим центром искусства миниатюры был Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Это сборник писем папы Григория Великого. Сама книга не сохранилась, но до нашего времени дошли две миниатюры.
Англия
В Англии к моменту нормандского
завоевания в 1066 г. была создана превосходная
школа книжной миниатюры, влияние
которой ощущалось на материке. Напротив,
островная архитектура — хотя
при строительстве
Живописное искусство Англии романской эпохи сохранилось, главным образом, на страницах рукописных книг. Они были созданы по преимуществу в скрипториях на юге страны. Наиболее значительными были мастерские Кентербери и Винчестера.
Италия
В Италии раннее развитие городов наложило отпечаток на характер зодчества XI—XII вв. Наряду с обычными для всей Европы замками, крепостями, монастырскими комплексами здесь развивалась и собственно городская архитектура. Возник тип многоэтажного богатого жилого дома, строились здания цехов и торговых гильдий.
В культовом зодчестве
итальянские строители стойко придерживались
базиликального типа для храмов и
центрического для крещален; кампанилы
(колокольни) в плане были круглыми
или квадратными. Главными центрами
романской архитектуры в Италии
были Ломбардия и Тоскана. Важной
вехой в истории итальянского
зодчества была предпринятая после
землетрясения 1117 г. перестройка церкви
Сант-Амброджо в Милане. В ломбардских
церквах XII в. особая роль принадлежала
фасадам. В их убранстве применялись
лизены, карликовые галереи, выносные
портики-крыльца, скульптурный декор.
К выдающимся произведениям романского
стиля относятся церковь Сан-
Романская живопись Италии
сформировалась под влиянием раннехристианского
искусства и византийской культуры.
Наиболее значительными ее центрами
были Рим и монастыри Южной
Италии. Центральный памятник романской
живописи на юге Италии — фрески
церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи
(между 1072 и 1087), возникновение которых
связано с деятельностью аббата
монастыря Монтекассино Дезидерия
(1058—87), поклонника византийской культуры.
В церкви сохранилась большая
часть живописного ансамбля. Его
программа включает ветхозаветные
и евангельские сцены на стенах нефа,
Христа во славе с символами евангелистов
в апсиде и Страшный суд на западной
стене. Живописцы переработали византийские
образцы в романском духе: росписи
стали экспрессивнее и тяжелее
по формам, иконография дополнилась
западными элементами эсхатологического
плана. Фигуры в композициях грузные,
с укороченными пропорциями, объемы
переданы тяжелыми тенями, при этом
художники не всегда понимали суть
византийского живописного
Рим в фресковых росписях
сохранил свое особое лицо и свои традиционные
привязанности. Центральный памятник
Рима эпохи высокого средневековья
— житийные сцены нижней церкви
Сан-Клементе (около 1100). По сравнению
с экспрессивной и
Большое воздействие на развитие
романской живописи Европы оказали
сицилийские мозаики (Христос Пантократор.
Мозаика конхи апсиды собора в
Монреале), особенно мозаичное убранство
Палатинской капеллы, созданное
византийскими и местными мастерами.
Базиликальный тип сицилийских
храмов заставлял видоизменять классическую
византийскую декоративную схему, расширять
ее за счет повествовательных сюжетов
— этого требовала
Важную сторону развития итальянской живописи XII—XIII вв. составили станковые произведения — живописные триптихи и распятия. Мы их встречаем в Лацио, Пизе, Лукке.
Мастерство итальянских
живописцев проявилось также в искусстве
иллюстрирования книги. Ведущее
место среди книгописных
Скульптура Италии романского
периода формировалась в
Испания
В Испании, отчасти в связи
с Реконкистой, в романскую эпоху
широко развернулось строительство
замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия,
IX в.) и городских укреплений. Испанцы
использовали в крепостной архитектуре
опыт французов и арабов. От последних
были восприняты двойные ряды стен
и ступенчатые зубцы, но, в отличие
от мавров, строивших стены из кирпича,
испанцы возводили их исключительно
из камня. Среди памятников гражданского
зодчества почти неизменным дошел
до наших дней город-крепость Авила
(начало строительства 1090). Культовая
архитектура Испании XI—XII вв. достаточно
многообразна в своих решениях. Восточная
область страны — Каталония —
оставалась верной строительным принципам,
сложившимся в первой половине XI
в. На севере страны в наиболее чистом
виде своеобразие испанской