Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа
Цель работы: разработать методику преподавания основ дизайна для детей среднего и старшего дошкольного возраста, при которой коллективный способ обучения будет являться основополагающим и наиболее эффективным средством усвоения знаний.
Объект исследования: является учебный процесс при коллективном способе обучения на уроках «основы дизайна» в детской художественной школе.
Предмет исследования: педагогические условия, позволяющие оптимально благоприятно разработать занятия по дисциплине «основы дизайна», включающие компоненты коллективного творчества.
Введение ………………………………………………………………………..2
Глава I. Теория и методика развития детского художественного
творчества…………………………………………………………………… .7
1.1.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства………………………
1.2.Показатели развития ребенка школьного возраста…………. 1.3.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства…………………….
1.4.Задачи развития детей школьного возраста ………………
1.5.Формирование изобразительного творчества детей школьного возр…….
1.6. Показатели развития ребенка старшего дошкольного возраста…………… …………………………………….. .
Глава II. Средства обучения и педагогические приемы,
применяемые на уроках «изобразительное искусство»………....
2.1. Анализ методики «Веселая палитра»………………………………… …31
2.2. Методические рекомендации к моим урокам………………………… .34
Заключение…………………………………………………………………… .38
Список литературы………………………………………………………
В школьном возрасте вид изобразительной деятельности имеет свою специфику. На занятиях по рисованию дети учатся изображать разные по форме предметы и явления окружающей действительности. Усложняется техника графического и живописного изображения. В процессе лепки изобразительность образов достигается большей динамичностью, пропорциональностью, четкостью силуэта. Благодаря пластичности материала ребенок может вносить исправления в свою работу.
На занятиях аппликацией дети овладевают декоративной и силуэтной формой изображения: это процесс вырезания из бумаги и наклеивания частей или целых фигур, предметов, несложных узоров, использование средств выразительности (цветовых сочетаний, ритм и выразительность форм).
При восприятии произведений изобразительного искусства дети воспринимают в основном сенсорные признаки (цвет, форму, величину) и в меньшей степени обращают внимание на выразительность художественного образа картины. У детей есть некоторые эстетические представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе обучения. Однако эти представления чаще всего ограничиваются понятиями «красиво», «некрасиво», «нравится», «не нравится» и эти понятия неконкретны, так как в них не вкладывается какая-либо определенная эстетическая оценка. Особенно ярко такая тенденция проявляется при анализе результатов изобразительного творчества, что свидетельствует об отсутствии личностно ориентированного подхода к ребенку со стороны взрослого. Часто дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств и предпочитают пользоваться стереотипными приемами, ждут прямых указаний педагога. В результате их работы оказываются бедными по колориту, композиции, содержанию, изобразительным средствам. Хотя дети школьного возраста способны на творческие действия, адекватные образу, которые находят самостоятельно, сравнивая разные материалы, способы изображения и т.п.
Из сказанного выше следует вывод о том, что только создание педагогических условий, при которых происходит взаимодействие, взаимопонимание между ребенком и взрослым, только наличие взаимосвязи обучения и творчества, интегрированного, подхода к развитию ребенка делает возможным формирование творчества в разных видах изобразительной деятельности. Сложность этого процесса заключается в построении педагогического руководства, использовании методов и приемов, способствующих раскрытию творческого потенциала каждого школьника.
1. 2 .Показатели развития ребенка школьного возраста:
- проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, изобразительной деятельности;
- способен создавать в рисунке, лепке, аппликации образы, выражать к ним эмоциональное отношение;
- способен при восприятии предметов, явлений окружающего замечать их ритм, форму, расположение в пространстве;
- в рисунке, лепке, аппликации, передает образ, используя цвет, форму, композицию;
- самостоятельно выбирает способы изображения и художественные материалы;
- принимает участие в коллективных работах;
- проявляет интерес к результатам изобразительного творчества, способен дать элементарную оценку своим работам и сверстников;
- владеет основными приемами, техническими навыками и умениями.
1.2. Особенности изобразительной деятельности детей школьного возраста и методы руководства
Предшествующие годы жизни ребенка являются тем фундаментом, на котором основан творческий потенциал школьного возраста. Приобретенный ими опыт в изобразительной деятельности поднялся на новый качественный уровень.
Переход от среднего школьного возраста к старшему, характеризуется целым рядом особенностей: ребенок наиболее сенситивен к творчеству, как к возможности самоутверждения, самовыражения своего «я»; опыт продуктивной деятельности, позволяет ему действовать более активно, самостоятельно, инициативно; имея собственную личную позицию, ребенок способен реализовать свои собственные замыслы, находя для этого адекватные средства; создаваемый им художественный образ, выполненный в разных материалах, отличается индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью.
Базой для этого явилась непосредственная связь с восприятием и отображением действительности как важнейшим условием развития образного видения мира, художественным мышлением, которое невозможно без развития воображения и фантазии.
Вопросы методики формирования художественного образа в детском творчестве, отражены во многих педагогических исследованиях, в которых отмечается, что развитие личности ребенка самым непосредственным образом связанно с формированием у него эстетического отношения к действительности и высокой художественной культуры. Эстетическое отношение ребенка к миру и к искусству складывается в процессе познания действительности как непосредственно – через ощущения, восприятия, так и опосредованно – через представления, понятия, продуктивное творчество. Неслучаен интерес многих исследователей к проблеме детского творчества, его художественно-образной природе, путям его формирования у детей разного возраста.
Надо отметить многоаспектность проведенных исследований: в них рассматриваются новые взгляды на структуру изобразительной деятельности детей старшего школьного возраста, дается анализ ее компонентов, раскрывается содержание, характер создаваемых образов, выразительных средств как художественных эталонов. Дифференциация образов дает возможность более глубоко проникнуть в процесс творчества и определить оптимальные пути его формирования.
Характеризуя особенности изобразительного творчества, мы отметим наличие у детей интереса, склонностей к содержанию, видам изобразительной деятельности.
Интерес играет большую роль в обучении школьников изобразительной деятельности, способствует развитию у них специальных художественных способностей: чувство цвета, формы, композиции, сюжета, замысла, ручной умелости в рисовании, лепке, аппликации. Однако наблюдения практики дают основания говорить о том, что из-за недостатка художественных материалов интересы детей часто ограничиваются рисованием, хотя в процессе индивидуальных бесед, мы выявили широкий диапазон интересов к разным видам творчества.
Дети этого возраста овладевают элементами перспективы. Но данная особенность отличается в рисунках лишь некоторых детей. В основном для них характерно лишь плоскостное изображение пространства.
Понятие «выразительный образ человека» в рисунках старших школьников включает в себя создание ребенком изображения, в котором в обобщенном виде представлены некоторые существенные признаки образа человека: подчеркнуты его характерные черты, оригинальность образного мышления, эмоциональное отношение к нему доступными для ребенка средствами. В нем отраженно представление о человеке как объекте микро- и микросоциума, раскрывающее связи ребенка и окружающего мира, с самим собой, его эмоциональное и душевное состояние. Старшие школьники способны передавать в рисунках эстетические и характерные признаки предмета, явления действительности, человека, животных, используя для этого жест, мимику, позу, цвет и другие средства выразительности. Обогащая опыт ребенка знанием разных способов изображения животных, человека и умением применять их в рисовании, можно создать основы для раскрытия индивидуальности ребенка, развития его творчества.
В изобразительном творчестве дети этого возраста при создании художественного образа, руководствуются признаками как цвета, так и формы, являющимися объективными характеристиками материального мира. Только при этом условии можно определить их соотношение и взаимосвязь в эстетическом взаимодействии на детей, в развитии творческой активности личности. Цветовая характеристика образа в большей степени способствует развитию творчества. С другой стороны, графическая структура образа создает условия для мобилизации аналитического восприятия, мышления. Можно говорить о соотношении цветовых и графических образов (хотя приоритетным для ребенка остается цветовой).
Часто в рисунках детей
наблюдается раскрашивание
Данные ученых говорят о том, что развитие чувства цвета, «цветовые впечатления» способны подчас изменить психическое состояние человека, его настроение, работоспособность.
Хорошо развитое чувство цвета помогает ребенку этого возраста полнее чувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить радость творчества.
Развитое чувство цвета
значительно обогащает
В изобразительной деятельности старших школьников наблюдается более устойчивый замысел, расширяются возможности использования материалов, которые выбирает ребенок.
Художественный замысел в творчестве у детей этого возраста по сравнению с предыдущими возрастами, является отражением сложившихся представлений, которые предлагают интеграцию последовательных впечатлений. При выполнении графических или живописных работ дети поэтапно переходят от эскиза к воплощению своего замысла, эмоционально развертывая сюжет во времени, возвращаясь через некоторое время, чтобы дополнить рисунок новыми деталями. Такая динамика развертывания художественного замысла является свидетельством творческих способностей ребенка, его личностной позиции как автора своего рисунка, лепки, аппликации.
Возросшая инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять коллективные композиции.
Умение коллективно
планировать совместную деятельность,
помогает детям согласовывать действия,
высказывать критические
При восприятии конечного результата изобразительного творчества старшие школьники проявляют активный, ярко выраженный интерес, характеризующийся как вербальными, так и невербальными реакциями. Оценка носит развернутый характер и мотивируется эстетическими качествами изображения. Дети самостоятельно выделяют такие средства выразительности, как цвет, композицию, динамику, связывают с ним характер художественного образа. Оценка как индивидуальных, так и коллективных работ носит дифференцированный, мотивированный, ярко выраженный эстетический характер, дается ни с точки зрения усвоения знаний, умений, навыков, а с позиции понимания художественного образа, как понимания творчества.
1.4. Задачи развития
детей старшего школьного
- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их; приобщать детей к восприятию произведений изобразительного искусства;
- воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному окружению, народной культуре;
- развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество;
- формировать умения, связанные с созданием художественного образа при изображении предметов и явлений окружающего мира в различных видах изобразительной деятельности;
- формировать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе собственного творчества;
- развивать умение самостоятельно находить приемы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности для создания многофигурных композиций сюжетного и декоративного характера;
- уметь согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении коллективных работ, договариваться о содержании будущей композиции, об участии каждого в ее создании;
- использовать художественные возможности различных материалов (плотность гуаши, прозрачность акварели, нежность пастели, четкость линейного контура карандаша), при создании художественного образа;
выражать свое отношение цветом, используя и другие средства выразительности—линии, пятна, формы;
- создавать графические, живописные, пластические, декоративно-силуэтные образы, используя различные техники;
- передавать сюжетные композиции в рисунке с элементами перспективы (ближе - дальше, рядом) с изображением явлений действительности, мира животных, образа человека, сказочных персонажей;
- создавать пластические образы в объеме, используя приемы лепки из целого куска глины, пластилина, рельефную обработку поверхности с помощью стеки;
- создавать декоративно-орнаментальные образы в аппликации способами симметричного силуэтного вырезывания, вырезывания из целого листа, способом обрывной аппликации.
1.5.Формирование
Во многих исследованиях отмечается доступность восприятию детьми старшего школьного возраста разных видов и жанров изобразительного искусства, художественных образов, как через посещение музея, картинной галереи, так и через восприятие художественных репродукций, скульптуры мелкой пластики, графики, изделий народного искусства.