Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа
Цель работы: разработать методику преподавания основ дизайна для детей среднего и старшего дошкольного возраста, при которой коллективный способ обучения будет являться основополагающим и наиболее эффективным средством усвоения знаний.
Объект исследования: является учебный процесс при коллективном способе обучения на уроках «основы дизайна» в детской художественной школе.
Предмет исследования: педагогические условия, позволяющие оптимально благоприятно разработать занятия по дисциплине «основы дизайна», включающие компоненты коллективного творчества.
Введение ………………………………………………………………………..2
Глава I. Теория и методика развития детского художественного
творчества…………………………………………………………………… .7
1.1.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства………………………
1.2.Показатели развития ребенка школьного возраста…………. 1.3.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства…………………….
1.4.Задачи развития детей школьного возраста ………………
1.5.Формирование изобразительного творчества детей школьного возр…….
1.6. Показатели развития ребенка старшего дошкольного возраста…………… …………………………………….. .
Глава II. Средства обучения и педагогические приемы,
применяемые на уроках «изобразительное искусство»………....
2.1. Анализ методики «Веселая палитра»………………………………… …31
2.2. Методические рекомендации к моим урокам………………………… .34
Заключение…………………………………………………………………… .38
Список литературы………………………………………………………
содержание:
Введение ………………………………………………………
Глава I. Теория и методика развития детского художественного
творчества……………………………………………………
1.1.Особенности
школьного возраста и методы руководства………………………
1.2.Показатели развития ребенка школьного возраста…………. 1.3.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства…………………….
1.4.Задачи развития детей школьного возраста ………………
1.5.Формирование изобразительного творчества детей школьного возр…….
1.6. Показатели развития ребенка старшего дошкольного возраста…………… …………………………………….. .
Глава II. Средства обучения и педагогические приемы,
применяемые на уроках «изобразительное искусство»………....
2.1. Анализ методики
«Веселая палитра»…………………………………
2.2. Методические рекомендации к моим урокам………………………… .34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1……………………………………………………………….. …43
Приложение 2………………………………………………………………...…
Приложение 3………………………………………………………………..….
Приложение 4……………………………………………………………...……
Введение
Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие - рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Проблемы организации работы в школе -теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.
В настоящее
время существующая в
В основе
организации учебной
При систематической организации коллективной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.
Цель работы: разработать методику преподавания основ дизайна для детей среднего и старшего дошкольного возраста, при которой коллективный способ обучения будет являться основополагающим и наиболее эффективным средством усвоения знаний.
Объект исследования: является учебный процесс при коллективном способе обучения на уроках «основы дизайна» в детской художественной школе.
Предмет исследования: педагогические условия, позволяющие оптимально благоприятно разработать занятия по дисциплине «основы дизайна», включающие компоненты коллективного творчества.
Гипотеза: предположение о том, что использование коллективной работы способствует повышению творческой активности детей, улучшает их отношение к изобразительной деятельности, дает возможность осознать себя частью «механизма», и оценить свою незаменимость. Работа будет успешной в том случае если:
- учитель сознает необходимость данных способов работы, если они проводятся систематически;
- дети принимают участие в них осознанно.
- существует преемственность между возрастными группами.
Теоретическими основами исследования являются: положение о том, что основной формой организации учебного процесса классно-урочная система, но она должна включать коллективную работу.
Задачи работы:
1) проанализировать
программы «Изобразительное
2) Провести анализ методик преподавания ИЗО и «основы дизайна»;
3)Изучить особенности
изобразительной деятельности
4) изучить особенности
детей старшего дошкольного
5) апробировать
коллективные средства работы
организации учебного процесса
на уроке «основы дизайна»
в детской художественной
6) проследить воздействие коллективных способов обучения на творческое развитие детей.
Быть учителем трудно:
он должен быть педагогом,
Личностно-системный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. В то же время относительно самостоятельные компоненты рассматриваются во взаимосвязи цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащийся), содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Такой подход позволяет обнаружить естественно-стихийные процессы становления коллективного способа обучения уже в недрах самого группового способа обучения.
Неслучайно, что в обосновании необходимости перехода к групповому обучению - главным идеологом этого способа. Коменским Я.А. в качестве самого сильного аргумента приводится идея использования учащихся в качестве обучающих. ХХ век подарил человечеству многочисленные педагогические идеи и практические находки, которые давно уже претендуют быть взаимосопоставленными, взаимосоединёнными, систематизированными и превращёнными в основу будущего способа организации обучения.
Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело, в известной степени, к деформации отношений, не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе, к общественной деятельности.
Глава I. Теория и методика развития детского художественного
Творчества.
1.1. Особенности изобразительной де
Анализ исследований в области изобразительного творчества позволяет сделать вывод о том, что наиболее изучены особенности творческого процесса школьников. Проблемы изобразительной деятельности детей среднего школьного возраста рассматривались в ряде исследований с различных сторон: воспитание самостоятельности у детей на занятиях рисованием; развитие творчества в рисовании под влиянием художественных эталонов; восприятие портрета и понимание эмоционального состояния изображенного на нем человека; система игровых приемов в изобразительной деятельности; формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации, педагогические условия формирования изобразительного творчества; эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства.
Школьный возраст характеризуется усложнением структуры изобразительной деятельности. Возникают новые подвиды: декоративное рисование, декоративная лепка, орнаментальная аппликация. Это усложнение связанно с тем, что развивается художественно-образная основа деятельности, совершенствуются технические навыки, умения. Формирование замысла у детей школьного возраста связанно с проявлением интереса, любознательности к содержанию рисунка, лепки, аппликации. В этот период происходит развитее сюжета, который чаще всего обусловлен игровыми ситуациями, в связи, с чем методы педагогического руководства процессом изобразительной деятельности нося в основном игровой характер. В силу этой специфики создаются наиболее благоприятные условия для установления взаимосвязей между видами изобразительной деятельности. Материалы исследования показали, что при сочетании рисования и аппликации создаются условия для передачи наиболее выразительных черт персонажа. Дети воспринимают его как близкий им образ, относятся к нему эмоционально. Они могут выбрать материал, которым бы хотели передать данный персонаж: карандаши, краски, глину, пластилин, цветную бумагу. При сочетании занятий разного типа дети постепенно приобретают этот опыт.
Выделение в каждом виде деятельности отдельных подвидов обогащает содержание занятий по рисованию, лепке, аппликации, хотя четких границ иногда нет. Предметное рисование обогащается сюжетно-игровым замыслом, декоративное украшение предмета придает процессу рисования характер декоративно-прикладной деятельности. Процесс лепки или наклеивания предмета рассматривается вне развития определенного замысла. Поэтому рисование, аппликация, лепка – это не только изображение предметов, мы видим в них большие возможности для художественного развития ребенка.