Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:03, доклад
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит
к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей
воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались
целой системой праздников.
Становление досуга по XVII век
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит
к периоду каменного века,
когда возвращение древних
воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались
целой системой праздников.
Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой
деятельностью народа, - это сложное общественное явление, своеобразное
отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической,
духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение
духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе
печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую
общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и
связей.
Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как
праздник.
Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются
необходимым условием жизни .
"Само слово праздник выражает упразднение, свободу от
будничных трудов, соединённую с весельем и радостью.
Сложность и многогранность
праздника как непременной
культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так
можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни;
коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-
психологическую и нравственно-воспитательную функции.
Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его
роли в развитии культуры.
С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями,
адекватными подробностями земледельческого населения.
Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной
жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно
праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам
досуговой деятельности.
Чередования будней и праздников
характеризовало и быт
занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и
Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту
возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели
достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников
приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал
некоторую передышку от напряженного труда.
Божества также дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец
декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и
так далее.
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим
столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только
помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли
функцию единения для противостояния врагам.
Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной
культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь
выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания
в прекрасных поэтических и музыкальных образах.
Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются
непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням
и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного
замысла.
На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой
деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам
родной земли.
Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских
поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их
устном бытовании.
Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же
изустным путём переходили от одного певца к другому, от старших поколений к
младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так
как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют.
Каждый вносил в песню что-то своё, и таким образом возникали многочисленные
варианты первоначальных напевов. Видоизменялись, разумеется, и слова песен.
Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков, так как создание
широких народных масс, всякая народная песня, эпический сказ, частушка
составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в
неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным,
ведущим.
Русская народная музыка - особая
самостоятельная облаять
музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных
славян существовал богатый
и разнообразный
существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.
Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и
события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и
военные походы.
Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались
неотъемлемой частью праздников.
"Ряженье" сопровождавшее святки, масленицу и т.д. обладало характерными
чертами, присущими театральному действу.
Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального
расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства,
обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в
княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного
сражения, гостей.
Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.
В перерывах между сражениями на княжеском двору проводились важные военные игры.
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и
официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на
жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви
с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием
христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий
требованиям новой религии.
Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники
нашли свою нишу в христианском календаре.
До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и
обрядовости, и потребность в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов,
выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое
плясание", пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых
действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было
подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах
двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов
продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны
восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через
несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно
вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с
теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи.
Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами
и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить
"порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности
- обряды, связанные с ритуальным смехом.
Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в
деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в
городе и, наверняка, были профессионалами; третьи - скоморохи "походные", или
бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.
В деревнях и сёлах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни
праздников, составной частью являлись, как я ужу писала, народные игрица.
Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров -
братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных
деревенских жителей.
Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенским
образ жизни, занимаясь в
периоды между праздниками
торговлей и т.д. До городских скоморохов (да и то до некоторой степени
условно) оставалось только время постов, все же остальные дни они могли,
особенно в больших городах, находить применение своим способностям.
постоянную работу скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.
Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно, изменения, но
процесс этот, по крайней мере в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый
праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину,
каждому празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и
игры.
Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна
была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в
течении нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго
определённая часть, почти неизученной у нас игры.
Заранее определённый распорядок обуславливал характер и особенности искусства
оседлых скоморохов. "Сценарий" каждого игрица был досконально известен
каждому участнику; были какие-то твёрдые закреплённые функции, чётко
определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что люди
собирались на игрице по зову, по сигналу скомороха.
Оседлые скоморохи не имели нужды создавать всё заново, они играли, пели,
смешили, развлекали, пользуясь готовым, тем , что создал народ и что
сохранило их искусство. Новое вносилось в то или иное произведение народного
творчества в основном за счёт импровизации. Походные же скоморохи
значительную часть своего репертуара создавали сами, а главное - их репертуар
складывался уже независимо от игриц и обрядов, и приобретал самостоятельный
смысл и интерес.
Разность условий, в которых действовали походные и оседлые скоморохи,
породившая различие в характере их творчества, сказалась в конце концов и на
итоге их деятельности.
. Походные скоморохи оказались почти малоопытными "хозяевами" таких театральных и
близких им форм, как "Петрушка", медвежья потеха, раек и др., т.е. форм
мобильных, дающих возможность устраивать представление без долгих
приготовлений - активно участвовали в процессе становления иной разновидности
русского народного театра, именно театра, рождённого игрицами. "Царя
Максимильяна" и "Лодки" и спектакли театра охочих комедиантов, т.е. театр