Становление досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:03, доклад

Описание работы

Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит
к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей
воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались
целой системой праздников.

Файлы: 1 файл

Становление досуга по XVII век.docx

— 33.10 Кб (Скачать файл)

живого актёра.

Преимущественное  внимание походных скоморохов к медвежьей  потехе и "Петрушке"

объясняется их исконной популярностью  у народа. Это особенно характерно для

медвежьей потехи.

Популярность такого представления  определялась не только любопытством. Образ

медведя у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от

времён язычества. Кроме  того, действия учёного медведя в  совокупности с

иногда обширными репликами  вожака находятся в русле наиболее популярный

традиций или направлений  народного творчества в целом, определяющими  чертами

которых являются пародия и гротеск.

Медвежья потеха и кукольное  представление, хотя и не исчерпывают  всего

многообразия форм искусства  походных скоморохов, вполне могут  служить

основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с

традиционным. Необычное - необходимое  условие для возбуждения внимания

зрителей. Традиционное - использование  знакомой канвы, всего созданного

раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие

для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.

Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в качестве

своеобразного культурного  центра. Она давала городским и  сельским жителям

возможность (а  сельским, пожалуй, единственную) приобщиться  к лучшим для того

времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы),

музыки, пения, познакомиться  с печатным словом.

На протяжении XVI века в  Русском государстве создавались  условия для

расширения форм культурной деятельности  в сфере досуга. Укрепление

могущества Российского  государства содействовало развитию духовной культуры

общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV

века в Москве уже имелась  книжная торговля. Но главным стимулятором развития

книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана

Грозного  и митрополита  Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы

латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с  собраниями

иностранных сочинений при  посольском приказе, в церковных  учреждениях, в

домах богатых вельмож.

Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами, господствовавшими в

западных странах, с более продвинутыми формами досугового

времяпрепровождения. В Русском  государстве начало развиваться  искусство,

стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла

воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно

представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближённые.

Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в  подавляющем

большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать

патриархальным традициям.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни  россиян, в

том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего

большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества.

Другая причина заключалась  в боязни правящей верхушки, всяких нововведений,

которые могли иметь для  класса феодалов неблагоприятные последствия:

просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян  было "затворничество"

женщин, что сказывалось  и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ

жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение  допускалось лишь с

небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла  только с

позволения мужа.

В образе жизни  городского населения и сельского  населения вплоть до конца

XVII века особых  различий не существовало, но  условия городской жизни всё  же

давали некоторые  преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и

выборе досуговых занятий.

Уже в устройстве городской  жизни обозначались тенденции, обусловившие в

последующие времена продвинутость  городского населения в культурных

ориентациях и способах проведения досуга. Характеризую развитие досуговой

деятельности до XVII века, замечу, что формы её не отличались большим

разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности

субъекта деятельности к  той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв

российского общества опирался на народную, традиционную основу.

 


Информация о работе Становление досуга