Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:03, доклад
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит
к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей
воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались
целой системой праздников.
живого актёра.
Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и "Петрушке"
объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для
медвежьей потехи.
Популярность такого представления определялась не только любопытством. Образ
медведя у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от
времён язычества. Кроме того, действия учёного медведя в совокупности с
иногда обширными репликами вожака находятся в русле наиболее популярный
традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами
которых являются пародия и гротеск.
Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не исчерпывают всего
многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить
основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с
традиционным. Необычное - необходимое
условие для возбуждения
зрителей. Традиционное - использование знакомой канвы, всего созданного
раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие
для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.
Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в качестве
своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям
возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того
времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы),
музыки, пения, познакомиться с печатным словом.
На протяжении XVI века в
Русском государстве
расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление
могущества Российского
государства содействовало
общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV
века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития
книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана
Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы
латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями
иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в
домах богатых вельмож.
Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами, господствовавшими в
западных странах, с более продвинутыми формами досугового
времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство,
стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла
воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно
представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближённые.
Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в подавляющем
большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать
патриархальным традициям.
Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в
том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего
большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества.
Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений,
которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия:
просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество"
женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ
жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с
небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с
позволения мужа.
В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца
XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же
давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и
выборе досуговых занятий.
Уже в устройстве городской жизни обозначались тенденции, обусловившие в
последующие времена продвинутость городского населения в культурных
ориентациях и способах проведения досуга. Характеризую развитие досуговой
деятельности до XVII века, замечу, что формы её не отличались большим
разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности
субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв
российского общества опирался на народную, традиционную основу.