Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:09, доклад
Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).
Ориентируясь как и классицизм,
на образцы античного искусства,
ампир включил в их круг художественное
наследие архаической Греции и имперского
Рима, черпая из него мотивы для воплощения
величественной мощи и воинской силы:
монументальные формы массивных
портиков (преимущественно дорического
и тосканского ордеров), военную
эмблематику в архитектурных
деталях и декоре (ликторские связки,
воинские доспехи, лавровые венки, орлы
и т. п.). Ампир включил в себя
также отдельные
Ампир - (от французского empire - империя)
стиль в архитектуре и
Накануне суровых и грозных
событий революции и во время
самой революции искусство
АМПИР (фр. Empire – империя) – стиль
в архитектуре, декоративно-прикладном
и изобразительном искусстве, завершивший
развитие классицизма. Термином “ампир”
первоначально определяли искусство
Франции периода империи
Наряду с римскими после египетского
похода Наполеона применяются также
и египетские архитектурные и
пластические мотивы – большие нерасчлененные
плоскости стен, массивные прямолинейные
объемы, египетский орнамент и рельеф,
стилизованные сфинксы. Французскому
ампиру свойственно прямое заимствование
и копирование произведений и
форм античности (воздвигнутая в Париже
на площади Карусель арка в 1806 году
повторяет в точности римскую
арку Севера). Большинству произведений
этого периода свойственна
Ампир, или "Стиль империи" (франц.
Empire - империя от лат. imperium - командование,
власть) - исторический художественный
стиль, впервые сложившийся во Франции
в начале XIX в., в период Первой Империи
Наполеона Бонапарта. Хронологические
рамки оригинального
Однако Ампир коренным образом
отличается от Классицизма. Мягкую и
светлую гармонию искусства периода
Людовика XVI и демократическую строгость
стиля Директории сменили парадный
пафос и театральное
Наполеоновский Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж.-Л. Давиду. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого - идеалы свободы римской республики.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.
Исследователь архитектуры И. Грабарь
отмечал, что Персье и Фонтен были
слабыми архитекторами: «педантичными
компиляторами, довольно надоедливыми,
скучными и даже не слишком изобретательными
в своих орнаментальных разводах».
Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря
объясняется не столько скудностью
таланта этих мастеров, сколько ограниченностью
стиля. Примитивность содержания и
жесткость идеологических установлений
сделали Ампир не художественным
стилем в полном смысле этого слова,
а стилем декорации и даже поверхностного
камуфляжа. В своей угодливости
придворные декораторы Наполеона доходили
до абсурда. Так спальня императрицы
Жозефины во дворце Мальмезон была
превращена в некое подобие походной
палатки римского центуриона, а одетые
в «римские туники» женщины мерзли
от холода в плохо отапливаемых парижских
Салонах и в заснеженном
В начале XIX столетия эта связь стала
еще более прочной и идейно
обоснованной, поскольку формы искусства
египетской империи времени Рамзесов
и древнеримских императоров
соединились в художественных амбициях
французского узурпатора. Они сосуществовали
целостно и органично в едином
«пространстве» романтического мышления.
Стиль Ампир во Франции начала
XIX в. своеобразно продолжает традиции
художественного Романтизма, начинавшегося
еще в середине предыдущего столетия
Неоготикой в Англии. Ампир продолжил
обращение к истории, углубление
в прошлое - не только в античность,
но и в Древний Египет. Однако
с методологической стороны Ампир
нормативен и, следовательно, неромантичен.
Поэтому эволюция художественных стилей
в искусстве Франции - от Рококо,
через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком
напоминает, как бы в обратном порядке,
развитие, которое происходило в
Италии XVI столетия: от Классицизма
эпохи Возрождения к Маньеризму
и Барокко. Характерное для Ампира
сочетание «римских» и «
Для Классицизма типичны мягкие
и сложные красочные гармонии;
для Ампира — яркие, режущие глаз
красный, синий, белый - цвета наполеоновского
флага! Стены затягивались ярким
шелком, в орнаментах — круги, овалы,
ромбы, пышные бордюры из дубовых
ветвей, наполеоновские пчелы и звезды
из золотой и серебряной парчи
на алом, малиновом, синем или зеленом
фоне (рис. 211, 216, 217). Таким образом, основными
категориями формообразования в
искусстве стиля Ампир стали
историзм, нормативность, рационализм,
декоративность, тектоничность, в поздних
формах - открытый эклектизм. В знаменитом
парижском особняке, построенном
в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона,
принца Е. Богарнэ и его сестры
Гортензии, интерьеры оформлены
в самых разных стилях, там соединяются
«помпеянские», египетские, римские
и даже «турецкие» мотивы, что создает
общий «сибаритский характер ампирного
интерьера». А в его Турецком будуаре
«наполеоновский ориентализм