Характерна еще одна особенность
Ампира: присущая ему регламентированность
почти полностью исключила возникновение
региональных течений и школ. Именно
поэтому Ампиром правильно называть
только искусство Франции начала
XIX в., но в своей сути, Ампир не
национален, а космополитичен (не интернационален,
как, к примеру, Готика, а непримирим
к народным традициям). Являясь выражением
имперских притязаний Наполеона
Бонапарта на мировое господство,
этот стиль насильственно насаждался
на чуждую ему почву завоеванных
стран. Примечательно, что ни одна из
побежденных Наполеоном стран, по существу,
не приняла этого стиля. В Германии
и Австрии своеобразной художественной
оппозицией наполеоновскому нашествию
стал стиль Бидермайер, хотя в нем
отчасти и использовались ампирные
формы. И только одна страна-победительница
- Россия добровольно приняла «стиль
Империи». На это были и свои внутренние
причины: Россия становилась могущественной
империей. Еще до начала Отечественной
войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен,
с разрешения Наполеона, через французского
посла в Петербурге, посылали российскому
императору Александру I альбомы с видами
«всего замечательного, что строилось
в Париже». Русская аристократия подражала
нравам парижских Салонов, как бы заранее
капитулируя перед узурпатором. Настолько
был силен гипноз французской моды. Сам
Наполеон присылал Александру описания
своего итальянского и египетского походов
с гравюрами. Эти отношения были прерваны
войной. Но уже в 1814 г. в Париже император
Александр встретился с П. Фонтеном и,
еще до вторичного вступления союзных
армий, получил тринадцать альбомов с
рисунками пером и акварелью - проектами
оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы
сыграли существенную роль в распространении
стиля «русского (петербургского) ампира».
Во Франции они были опубликованы только
в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения
французской Империи, и сами стремились
на русскую службу, но Александр предпочел
им О. Монферрана, тогда никому неизвестного,
будущего создателя грандиозного Исаакиевского
собора в Петербурге.
Таким образом, в Европе сложились
две разновидности Ампира: французский
и русский. «Русский ампир» (это определение
правильней брать в кавычки) был
мягче, свободнее, пластичнее французского.
Он делится на две ветви: столичную
и провинциальную. Создателем стиля
петербургского ампира считается «русский
итальянец» К. Росси, он и смягчил
своим русско-итальянским вкусом
излишнюю жесткость наполеоновского
стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим
классицизмом». Другим видным архитектором
этого же стиля был В. Стасов. Стиль
итальянизирующего ампира в архитектуре
Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать
от более раннего стиля периода
александровского классицизма, ориентированного
на греческую архаику и французский
Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный
«московский ампир» и стиль подмосковных
дворянских усадеб отличался еще
большим своеобразием, поэтому правильнее
его называть не ампиром, а московским
классицизмом. Последнюю фазу развития
петербургского классицизма 1830—1840-х гг.,
в период царствования Николая I, иногда
именуют «николаевским ампиром». В Англии
стиль Ампир также не получил широкого
распространения. «Английским ампиром»
иногда условно называют «стиль Георга
IV» (1820-1830), наступивший после «английского
стиля регентства», или «ридженси». Временем
второго «Британского ампира» считается
викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Другое,
более редкое название Ампира - неоримский
стиль. В период Второй Империи во Франции,
годы правления императора Наполеона
III (1852-1870), получил развитие помпезный
и эклектичный стиль, несколько иронично
называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов
сохранила свою эмблему — золотые пчелы
на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов),
они использовались художниками Ампира
как декоративный мотив, но имели не римское
и не египетское, а франкское происхождение,
и восходили к эпохе Меровингов.