Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:04, реферат
Искусство архитектуры зародилось много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и само человечество. В переводе с латинского слово архитектура расшифровывается, как искусство создавать проекты и по ним строить различные сооружения, которые создают материально упорядоченную территорию, которая необходима людям для полноценной жизни и трудовой деятельности.
Архитектуру часто называют застывшей музыкой, так как она подчиняется тем же математическим законам, что и ноты. Две основные составляющие любого художественного произведения - это идея и ее вещественное представление. Если мастеру удалось достигнуть гармоничного соединения этих элементов, то результат его работы будет действительно восхитительным и изящным.
Московский Университет Государственного Управления
Доклад
По дисциплине: «История интерьера»
На тему: « Стиль Хай-тек»
Искусство архитектуры зародилось много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и само человечество. В переводе с латинского слово архитектура расшифровывается, как искусство создавать проекты и по ним строить различные сооружения, которые создают материально упорядоченную территорию, которая необходима людям для полноценной жизни и трудовой деятельности.
Архитектуру часто называют застывшей музыкой, так как она подчиняется тем же математическим законам, что и ноты. Две основные составляющие любого художественного произведения - это идея и ее вещественное представление. Если мастеру удалось достигнуть гармоничного соединения этих элементов, то результат его работы будет действительно восхитительным и изящным.
Каждый этап развития человеческой цивилизации имеет свой характерный архитектурный стиль, который символизирует конкретный исторический период, его основные черты, идеологию и характер. Архитектурные памятники способны сообщить информацию о том, что было главным в жизни людей в момент их постройки, что для них являлось истиной красотой и искусством, какой был характер их жизни и многое другое.
Великие цивилизации прошлого очень часто ассоциируются не с чем иным как с архитектурными творениями, которые остались после них. Например, Египет известен своими пирамидами, Китай - Великой Китайской стеной, Римская империя оставила архитектурный след в истории в виде величественного Колизея и подобных примеров великое множество.
Каждое отдельное сооружение или их ансамбли, проспекты, парки, улицы и площади, целые поселки и города вызывают у людей определенные эмоции, чувства и настроения. Это происходит из-за того, что авторы архитектурных произведений вложили в них определенную идею и смысловую информацию. Каждая постройка имеет конкретное назначение, поэтому ее внешний вид должен соответствовать ему и настраивать людей на определенный лад.
В современном мире в эпоху бурного технического развития у архитекторов огромное количество возможностей воплотить в жизнь самые смелые замыслы и идеи, благодаря этому появились такие архитектурные стили. Им в отличие от, например старинного романского направления или противоречивого барокко свойственна смелость решений, многообразие материалов и яркость идей.
Многим известен термин « Хай-тек», звучащий отовсюду. Вот только не все понимают, что именно подразумевается под ним. Хай-тек или хайтек (от high technology -- высокие технологии) стал наиболее популярен тогда, когда космические корабли бороздили просторы Вселенной, то есть недавно, в прошлом, но уже ракетно-космическом веке. Именно к ракетно-космической сфере изначально относился и сам термин «высокие технологии», а потом уже к сферам иным: электроники, самолётостроения, строительства жилых и нежилых помещений.
I. Формирование стиля
Сложно сказать, что такое низкие технологии, но высокие -- это значит экономичные, эргономичные и функциональные технологические новинки в разных областях. Итак, стиль Хай-тек, зародился в Великобритании еще в 60-х годах прошлого столетия. И уже в самом названии кроется его суть - архитектура, наполненная функционализмом. Здания, построенные в данном стиле, лишены элементов декора, буквально оголяя свою основную суть. Если вы хотите понять суть стиля, достаточно прочесть главный тезис Хай-тек, который звучит, как «Дом - машина для жилья». Ученые так и не определились, что же явилось основной предпосылкой к возникновению стиля Хай-тек. Одни полагают, что Хай-тек просто продолжил традиции конструктивизма, правда в более оригинальной и современной манере. Другие ссылаются на английскую изобретательность, которая традиционно присутствует в британской культуре. Так или иначе, но стиль зародился непосредственно после окончания Второй Мировой. Именно в этот момент, «промышленная архитектура» начала 20 века, стала постепенно заменяться на «интеллектуальный» вариант зодчества. Нельзя сказать, что Хай-тек - стиль ленивых, только потому, что возводить подобные сооружения легче, чем при использовании других стилей. Легкости возведения предшествует долговременное продумывание всех деталей для того, чтобы здание получилось максимально функциональным, не потеряв при всём этом Хай-тек изящества. Новые возможности материалов и конструкций, стремительное развитие различных отраслей науки породили новый стиль - яркий, не похожий ни на какой предыдущий и поначалу немного шокирующий.
Хотя многие считают, что Хай-тек начал формироваться не в середине и даже не в начале XX века, а в середине XIX столетия. Именно тогда архитектура переживала небывалый подъём в технологическом смысле. Появились первые «технологичные» шедевры, такие как Хрустальный дворец (Crystal Palace английского архитектора Джозефа Пакстона на первой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-Парке в 1851 году. В 1852--1854 годах Хрустальный дворец был перенесён в Сайденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 году сгорел) или Эйфелева башня (задуманная как мемориал в честь столетия Великой французской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года и построенная Гюставом Эйфелем). Это потом уже, в 20-х годах прошлого столетия, конструктивисты продолжили идеи Хай-тек, а в 60-х их поддержали структуралисты. Тогда архитекторы исповедовали обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса.
Хай-тек во все времена вызывал к себе осторожное отношение. Как известно, парижане изначально восприняли проект Эйфеля в штыки, Мопассан, к примеру, любил сидеть в ресторанчике в самой башне только потому, что это было единственным местом, откуда не было видно металлического «монстра». А между тем башня, представляющая собой металлический каркас, выполнена целиком в эстетике Хай-тек.
В Париже есть несколько сооружений в таком же стиле -- например, центр Жоржа Помпиду (полностью он называется Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Здание построено по проекту итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса в 1977 году). Когда он открывался, весь Париж собрался на площади, чтобы посмотреть на снятие шлейфа и представление нового выставочного центра. Шлейф сняли -- и парижане застыли в шоке: здание напоминало собой «голого короля» -- попросту «химический завод» с торчащим наружу змеевидным эскалатором, арматурой, балками и трубами. Сейчас это здание -- один из шедевров мировых высокотехнологичных построек. За счёт того, что все коммуникации выведены наружу, удалось высвободить значительные площади (общая внутренняя площадь Центра -- около 40 000 м кв.), зато водопроводы иногда замерзают зимой, и обслуживание здания обходится в колоссальные деньги. Новаторский подход в проектировании заключался в нескольких отличительных моментах, ставшими позже стандартными признаками стиля Хай-тек. Во-первых здание практически полностью имеет фасад из стекла и стали. Во-вторых все инженерные коммуникации здания, которые раньше прятались внутрь стен, были вынесены наружу здания и являются частью его архитектурного облика, предметом искусства. В довершение они были покрашены в разные цвета (арматура белым цветом, вентиляционные трубы синие, водопроводные трубы зелёные, электроподводка жёлтым цветом, эскалаторы и лифты -- красным). Именно эта акцентированная техно форма и послужила названию стиля как "high technology" - высокие технологии, сокращенно Hi-tech ( Хай-тек). Впрочем, Центр Помпиду и внутри организован по принципу Хай-тек: большие пространства ограничены огромными стёклами и металлическими лестницами, кругом всё подчинено принципу функциональности, к примеру, все современные компьютеры прекрасно вписываются в интерьер и востребованы: где ещё в мире любой горожанин или турист могут бесплатно и просто залезть в интернет?..
В России в 70-е годы советские архитекторы так же считали Хай-тек буржуазным (даже «буржуйским») и попросту неприличным течением. По-видимому, все эти разногласия были связаны с консервативными убеждениями и предубеждениями против стиля, который вот уже на протяжении полтутора столетия всё так же считается ультрасовременным.
Бесспорными лидерами стиля Хай-тек являются два британца - Норман Фостер и Ричард Роджерс, которых зачастую объединяют в так называемую «Лондонскую школу». Именно эти творцы добивались того, чтобы методы и материалы строительства шли в ногу с последними достижениями научного мира, используя в своих работах нововведения самолетостроения и даже, космоиндустрии. Одним словом, технократизм вступал в свои законные права.
II. Появление стиля Хай-тек в интерьере
Позже стиль Хай-тек появляется в дизайне интерьера, и в первую очередь в дизайне интерьеров общественных мест. Стиль копирует общие для Хай-тека архитектурные мотивы, такие как открытые трубы коммуникаций и кирпичные стены без какой либо отделки, либо с частичной декорацией стен искусственным камнем. Потолочные перекрытия выполнены в виде стальных балок и конструкций, похожих на нервюры крыльев самолета. При этом трубы инженерных коммуникаций либо хромированные, либо цвета нержавеющей стали. Мебель для таких интерьеров сначала создавалась из промышленной арматуры и подручных технических материалов (профилированное железо, стальные трубы, строительная арматура), не редко стулом служит просто перевернутая стальная бочка, кресло из автомобиля. Вскоре появилась мебель промышленного производства в этом стиле. Освещение для общественных мест в стиле высоких технологий яркое, часто из неоновых или дневного света ламп.
Пережив целую бурю отзывов - от восторгов до резкого неприятия - стиль, проявившийся главным образом в архитектуре мегаполиса, по сей день продолжает оставаться востребованным. В том числе и в жилом интерьере.
Еще несколько лет назад словосочетания «загородный дом», «квартира» и «интерьер в стиле Хай-тек» невозможно было представить стоящими в одном ряду. Открытые инженерные коммуникации, вызывающе торчащие трубы, металлические болты и кронштейны - все это как-то не особо вязалось с понятием традиционного жилища. Сегодня - другое дело. И вовсе не потому, что Хай-тек «одомашнился» и утратил революционность, скорее, расширилось понятие дома. И если принять Хай-тек как приемлемую для себя философию, то почему бы не найти для нее место там, где протекает повседневная жизнь?
Мы привыкли трактовать Хай-тек как обстановку, созданную исключительно из стекла и металла. Что ж, доля истины в этом есть: прозрачные поверхности, блестящий хром, холодная сталь и пластик действительно остаются вне конкуренции. Однако на самом деле возможности воплощения Хай-тека гораздо богаче. Добавить очарования в интерьер может, например, грубая поверхность необработанной бетонной стены. То есть необработанной, конечно, лишь на первый взгляд. Ведь Хай-тек, несмотря на свою кажущуюся в смысле организации пространства простоту, требует огромной работы и тщательного продумывания и отбора всех элементов
Обстановка Хай-тек - это всегда гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цветового решения, идеальные пропорции и лучшее из мира высоких технологий. В практическом смысле в сегодняшнем жилом интерьере у этого стиля не существует строгих предпочтений. В отличие от однозначных запретов на декоративные излишества в виде, допустим, художественных паркетов, обоев в цветочек, лепных украшений, бордюров, растительных узоров и т. д. Любые прочие способы отделки - пожалуйста: открытая кирпичная кладка или краска, которая дает гладкую блестящую поверхность; штукатурка и натяжные потолки; жидкие и объемные обои; керамическая плитка и натуральный камень, ламинированное дерево и линолеум, а также все прочие синтетические материалы.
Основные черты стиля, это, использование прямых линий и простых фигур, широкое применение стекла, пластика, металла, трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения, широкое использование серебристо-металлического цвета, высокий прагматизм в планировании пространства, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма.
В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, Хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, Хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.
Идейными и эстетическими предпосылками Хай-тека справедливо считают работы арх. Я. Чернихова. Он оставил в своих многочисленных архитектурных фантазиях 30-х гг. композиции зданий и сооружений, в облике которых гармонично сочетаются стержневые несущие стальные конструкции с аскетичными плоскостями ограждающих и элементами инженерных систем и оборудования. Приоритет Я. Чернихова отражён и в наиболее обширной монографии американского историка архитектуры Д. Колина, посвященной Хай-теку и переведённой на большинство европейских языков.
В практическом плане предтечами Хай-тека в XIX в. считают "Хрустальный дворец" Д. Пекстона, а в ХХ в. - творчество Мис ван дер Роэ. Выдающийся зодчий, начинавший как функционалист, в поздний период творчества /50-60-е гг./ стал принципиальным антифункционалистом. Исходя из недолговечности функций, приводящей к раннему моральному старению капитальных зданий, он стремился проектировать здания с универсальным внутренним пространством, легко приспосабливаемым к меняющимся функциям. Средством для этого Мис ван дер Роэ избрал большепролётные конструктивные системы с выносом несущих конструкций из внутреннего пространства наружу и креплением к вынесенным несущим - ограждающих конструкций. При этом основу архитектурной композиции составлял строгий метр и форма несущих конструкций, выполненных из стальных стержней открытого профиля, широкополочные двутавры, швеллеры и пр.