Структура построения урока классического танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:39, реферат

Описание работы

В правилах школы классического танца сконденсирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. И как показывают современные исследования, он вполне согласуется с биомеханическим анализом элементов «классики». Тем самым понятие «Наука классического танца» обретает уже не метафорический, а реальный смысл.
Знание этих правил помогает наилучшему, совершенному исполнению самих па; позволяет, следуя мудрому закону, добиться наилучших результатов. Эти правила включают в себя цели и задачи классического танца, которые каждый педагог должен четко сформулировать для себя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….стр.3
Основные задачи уроков классического танца………………………...стр.4
Принципы построения комбинаций…………………………………….стр.5-6
Подбор музыкального сопровождения…………………………………стр.7-8
Методические принципы построения урока классического танца…...стр.8-9
Структура урока классического танца………………………………….стр.9-11
Экзерсис у станка………………………………………………………..стр.12-14
Экзерсис на середине зала………………………………………………стр.15-16
Вращения…………………………………………………………………стр.16-18
Adajio……………………………………………………………………..стр.18-20
Allegro ……………………………………………………………………стр.20-21
Вывод……………………………………………………………………..стр.22-23
Библиографический список……………………………………………..стр.24

Файлы: 1 файл

структура класурока.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

       В младших классах рекомендуется подъем на низкие полупальцы, что дает большую возможность сохранять выворотность (еще недостаточно разработанную и закрепленную), за исключением preparations к pirouettes и pirouettes, исполняемых всегда на полупальцах.

          В средних и старших классах экзерсис у палки, на середине зала и adagio можно исполнять на  высоких полупальцах,  при   этом   необходимо следить за выворотностью ног. Учащимся с маловыворотными ногами следует ограниченно пользоваться подъемом на высокие полупальцы.

        На высоких полупальцах значительно труднее сохранять выворотность опорной ноги, но при тренировки необходимо вводить их, так как ахиллово сухожилие, икроножная, ягодичная мышцы и трехглавая мышца бедра активнее включаются в работу; сильнее развивается и укрепляется свод ступни, нога приобретает красивую законченную линию в больших позах, tours, pirouettes, tours chaines и в других движениях.       

       Урок  завершается port de bras с наклонами вперед и перегибами назад и в стороны. Рort de bras восстанавливает дыхание приводит в спокойное состояние организм.

            Урок рассчитан на два академических часа. В первое время большая часть времени отводится упражнениям у палки, далее на упражнения у палки уходит не более 45 минут. С каждым годом время экзерсиса у палки укорачивается за счет ускорения темпа. Упражнения на середине строятся так, чтобы на прыжки оставалось не менее 20 минут. Когда вводятся упражнения на пальцах, время, отведенное прыжкам, сокращается.

Экзерсис  у станка.

  Экзерсис у станка содержит  много трудных движений. Поэтому  рекомендуется ученикам разогреть  мышцы и связки ног до начала  урока. Это дает возможность  вести работу у станка более  эффективно. В училище выработан  специальный комплекс упражнений  для разогрева ног. Основу этого  комплекса составляют battements tendus в сочетании с battement tendu pour le pied и battements jetes, исполняющихся в медленном темпе вначале по первой, потом по пятой позиции лицом к станку.

           Экзерсис у станка выстраивается в порядке включения в работу всех групп мышц.

          Первое упражнение – plie на пяти позициях.

          В этом  упражнении участвуют корпус, руки  и голова; мышцы и связки ног  растягиваются и сокращаются  в спокойных медленных движениях.  Правильно начинать изучение  с первой позиции, где менее  устойчивое положение ног заставляет  с самого начала делать  некоторые   усилия,  чтобы держаться той  вертикальной оси, вокруг которой  строится всё равновесие танцующего.

         Второе упражнение – battements tendus, соединенные с battements jetes, - в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.

       Вattements tendus  jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.

           Третье упражнение – ronds de jambe par terre. Эти движения, наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют общие функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.

          Четвертое упражнение – battements fondues. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе.

            Fondues  вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках.

            К battements fondues присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

            Пятое упражнение - ronds de jambe en l’air, на высоте 45*, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.

          В дальнейшем  рекомендуется исполнять ronds de jambe en l’air и на 90*; они вырабатывают силу бедра и подготавливают ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.

           Шестое упражнение – petits  battements на cou-de-pied ( в мужских классах принята иная последовательность: шестое упражнение – battements developpes, седьмое -  petits  battements ) – вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части.

             Седьмое упражнение - battements developpes. Это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90* и выше и требует всесторонней подготовки.

              Developpes  развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на предельной высоте.

            Developpes подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого полуприседания после прыжка.

               Восьмое упражнение, завершающее  экзерсис, - grands battements jetes (большие батманы). Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный   бросок   ноги   способствует  развитию  внутренних   бедренных мышц  и  сухожилий,  усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.

           Большая  нагрузка падает в экзерсисе  на опорную ногу, сильно вытянутую,  выворотную и принимающую на  себя тяжесть всего тела. Корпус  во всех упражнениях находится  в вертикальном и подтянутом  положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегиба  или поворота требует комбинация.

            В движениях рук по позициям  и в позах вырабатывается мягкость. Постановка рук и закрепление  правильной формы происходят  главным образом на второй  позиции. Всевозможные наклоны  и повороты головы сопровождают все движения экзерсиса, начиная с первого упражнения у палки.

             Не рекомендуется во время  экзерсиса у станка делать  большие паузы между упражнениями. Необходимо помнить, что одна  из задач экзерсиса – это  выработка силы мышц и выносливости. Не стоит останавливать урок  для подробного объяснения ошибки  на это уходит много времени,  паузы нарушают правильный темп  ведения экзерсиса, сводят на  нет эффективность исполненных  до этого упражнений. Объяснить  и повторить движение, поправить  ошибки можно и нужно по  ходу исполнения, а также в  паузе после окончания экзерсиса  у станка.

Экзерсис  на середине зала.

     Экзерсис на середине  зала имеет такое же значение  и развитие, как и экзерсис  у палки. Последовательность его  в основном та же. На середине  зала он значительно сложнее,  так как следует сохранять  выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи станка. Правильное распределение тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью.

           Работая  перед зеркалом, не следует сосредоточивать  внимание  на какой-либо отдельной  части тела, - необходимо охватывать  взглядом всю фигуру, следя за  правильностью формы и положением  ног. Но кроме        зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

        Маленькое  adagio – это первая комбинация, выполняемая на середине зала. Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с переходом с одной ноги на другую, подготовить себя к выполнению других, более сложных движений. Первые годы обучения оно представляет собой demi-plie и grand-plie на середине зала с добавлением простейших developpes.

              Можно выстраивать маленькое  adajio полностью на temps lie c pirouette или grand temps releve en tournant. Полезно в маленьком adagio отработать одно-два сложных движения.  Например, fouette en efface или grand fouette en tournant в 3-й arabesque и 1-й arabesque. На первом этапе они могут сочетаться с различными tours lent, pirouettes, заканчивающимися в большие позы. Постепенно усложняются tours в больших позах. Также в комбинациях маленького adajio используется  battements tendus с вращением. Вся комбинация повторяется в обратном направлении.

              Battement fondu исполняется в больших позах, с поворотами и включением tours в больших позах с plie-releve, выполняемых несколько раз подряд. Это вырабатывает хорошую устойчивость.

               Основными движениями экзерсиса  на середине зала, которые должны  исполняться ежедневно, можно  считать adajio, battements, tendus, jetes, fondus и большие battements.

                Ronds de jambe par terre, ronds de jambe en l’air, battements frappes, doubles frappes и petits  battements на cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.

                 В старших классах много внимания мы уделяем отработке вращения. Чтобы вращение стало одним из выразительных средств создания художественного образа в балетном спектакле, будущий артист должен в совершенстве овладеть его техникой. Он должен одинаково хорошо владеть как динамичным, энергичным темпом вращения, так и плавным, спокойным.

             Вращение требует ежедневной  тренировки. И в то же время  перенасыщенность урока вращением  может не дать нужного результата. Эффективности следует добиваться  не столько количеством отдельных  движений, сколько качеством их  исполнения, то есть настойчиво  добиваться академически правильной, красивой формы вращения. Отрабатывая  у ученика вращение с продвижением, следует научить его правильно  распределять пространство танцевальной  площадки, мысленно вычерчивая линию  – прямую, диагональ, круг –  и четко следуя ей при исполнении  вращения.

Вращения.

      Вращения в мужском танце делятся на партерные и воздушные (туры en l’air); в женском танце вращение существует только партерное.

             Партерные вращения в свою  очередь подразделяются на маленькие  pirouettes, большие pirouettes (grand pirouettes) и туры в больших позах. К маленьким pirouettes относятся вращения со второй, пятой и четвёртой позиций, preparation  к которым изучается в младших классах;  в средних изучают маленький pirouettes, затем туры en l’air и туры в больших позах; в старших – туры chaines и grands pirouettes.

             Общие замечания. Для правильного  исполнения всех видов вращений  необходимы: хорошо поставленный  корпус с крепкой спиной в  области поясницы, позволяющий держаться  при вращении в строго вертикальном  положении и сохранять неподвижную  позу (если вращение происходит  в arabesque, attitude и т.п.); упругие сильные руки, берущие форс и неподвижные во время вращения.

            Напряженно вытянутые ноги на  выворотных полупальцах (или пальцах), составляющие как бы одно целое с корпусом и спиной. Выворотная пятка опорной ноги должна направляться вперед в момент подъема на полупальцы (или пальцы).

             Четкие профильные повороты головы  без наклонов в начале вращения  и быстрое возвращение головы  в положение en face.

              В начале каждого pirouette или тура взгляд на мгновение задерживается в исходной точке и голова поворачивается в профиль. Затем голова быстро переводится в сторону вращения, опережая поворот корпуса, и возвращается в исходную точку. В конце pirouette голова и корпус находятся en face по отношению к точке плана класса, откуда начиналось вращение. При нескольких поворотах подряд голова и глаза каждый раз повторяют это движение. Точка, на которую направлен взгляд, должна находиться на уровне глаз. Если глаза опускать вниз или поднимать кверх, можно потерять устойчивость.

             Существует ряд несложных упражнений, подготавливающих учащегося к  устойчивости во вращениях. В  первом классе, в начале года, в конце урока можно задавать  ученикам маленькие шаги с  поворотом на месте. Руки при  этом остаются неподвижными в  подготовительном положении, но  голова и взгляд участвуют  при каждом повороте , как указано выше. Во втором полугодии это вращение на одном месте исполняют на полупальцах, мелко перебирая ногами.

             Во втором классе у палки  разучивается полуповорот и полный  поворот на выворотных ногах  на полупальцах. Начинается он с demi plie  в пятой позиции; затем делается подъем на полупальцы и поворот к палке или от палки на полупальцах в пятой позиции, причем пятки следует выдвигать вперед. Руки берут небольшой форс, соединяются в первой позиции и помогают при повороте; голова и взгляд также участвуют в повороте. Заканчивается поворот в пятой позиции на  demi plie, ноги меняются.

             В следующих классах разучиваются  полуповороты с одной ноги  на другую и полуповороты на  полупальцах на одной ноге. Не имея прямого отношения к турам, они развивают общую подвижность и ловкость.

             Preparation к pirouettes и сами pirouettes начинают изучать во втором классе.

Adajio.

             Большое adajio в старших класса – это маленький танцевальный этюд. Обычно его длительность – 32 такта, при музыкальном размере ¾. Adajio включает в себя наибольшее количество сложных движений и требует от учеников стабильной устойчивости, выносливости, музыкальности, артистизма. Большое  adajio состоит из различных видов developpe, медленных поворотов в позах (tours lent), port de bras, всевозможные renverse, grand fouette, tours на cou-de-pied и tours в больших позах. 

              Движения adajio изучаются постепенно. Первоначально оно состоит из простейших форм releve lent на 90*, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне. Далее adajio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90*, preparation к tours и tours в больших позах; tours на cou-de-pied, переходами из позы в позу и т. п. темп adajio, по сравнению с начальным, несколько ускоряется.

           Если  в первое время adajio вырабатывает устойчивость, навыки свободного  владения  корпусом  (при переходах  из позы в позу)  и  плавные выразительные движения рук, то в последующем изучении использование в adajio технически трудных движений, исполняемых, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание, подводит итог всесторонней технической подготовке.

             В старших классах понятие  adajio приобретает условный характер, так как оно может исполняться не только в умеренном темпе, но и в ускоренном и отличается в построении тем, что в него включается больше вращательных движений, tours, renverses, fouettes и некоторые прыжки.

Информация о работе Структура построения урока классического танца