Сувенирные куклы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - дать характеристику сувенирным куклам в декоративно-прикладном искусстве.
Цель дипломной работы обусловила постановку следующих задач:
дать характеристику основным понятиям работы
провести теоретическое исследование истории и современности куклы;
изучить характерные особенности русского народного костюма;
освоить приемы мастерства изготовления народной куклы;
выполнить декоративное оформление этнографической куклы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Издавна кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает беду. Сувенирные куклы – это маленькие куколки-подарки к каким-либо торжественным событиям (свадьба, день рождения, юбилей) и к праздникам. Куклы-скульптурки не предназначены для игры. Их берегут, ими любуются, украшают с их помощью интерьер. Их назначение – эстетическое воздействие. Но в то же время они могут иметь и утилитарное применение, например, куколки-брелочки, куколки-украшения – полезные мелочи. Украшают наш быт и создают домашний уют настенные панно-саше в виде кукол-карманов. На кухне используют матрешку-грелку на чайник.

Куклы бывают сувенирные и игровые одновременно, например, наша русская матрешка. Дети с удовольствием играют куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются. Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки». Таким образом, кукла стала еще и сувениром на память.

Особенно ценен сувенир, если его смастерили своими руками. Что может быть милее для души, чем принять подарок из рук  дорогого человека, сделанный специально к случаю, со значением или просто так?!

              

Рисунок 6 – Сувенирные куклы

 

Этнографическая кукла (рис.7). В середине ХIХ века появились куклы в национальных костюмах, которых называют этнографическими.

   

 

Рисунок 7 – Этнографические  куклы

 

Сергиевские игрушечные мастера создавали красивых и дорогих по цене кукол с фарфоровыми головками. У этих кукол были красивые личики, роскошные косы и очень тщательно сшитые наряды, которые изображали одежду разных губерний России того времени. Костюмы в точности копировали женские сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Шили их без лекал, ведь народная одежда скроена просто – по прямой. А особая красота ее – в отделке. Отделка же была самой разнообразной: ленты, тесьма, позумент, канитель, блестки, бисер, нитки. Все это шло для узорного ткачества, многоцветной вышивки, золотного шитья, аппликаций и других видов оформления ткани. Маленькие бусы-пуговки для кукол делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник, и только лапоточки одевальщицы сами плели из липового мочала.

При выполнении этнографической куклы очень важно в точности передать особенности народного костюма того или иного региона, иначе это будет просто сувенирная кукла, не представляющая особой ценности. Для этого необходимо изучать народный костюм, используя книги, иллюстрации, фотографии подлинников, посещая музеи и выставки.

Этнографические куклы  – популярное украшение и домашнего, и рабочего интерьера. Они могут стать очень дорогим подарком для коллекционеров. Используются они также на учебных занятиях в качестве наглядного материала. Кукле отводилась роль манекена для народной одежды разных регионов нашей страны и зарубежных. Этнографическая кукла помогает приобщить детей к культурному наследию прошлого.

Коллекционная кукла (рис.8). В 1997 году в России открылась «Галерея Вахтанговъ», которая призвана была познакомить российскую публику с новым для нашей страны видом искусства – художественными куклами. Этих кукол еще называют коллекционными, потому что ими, конечно, не играют, а только любуются. Галерея представляет в России уникальные и выпущенные маленькими тиражами работы лучших кукольных мастеров мира. А еще при Галерее есть школа, где обучают начинающих художников искусству изготовления кукол на уровне мировых стандартов.

 

    

Рисунок 8 – Коллекционные  куклы

 

Считается, что первая художественная кукла «родилась» в 1672 году в Англии. Это была кукла-монахиня из папье-маше. Ее изготовили в количестве всего 12 экземпляров. До нашего времени  дошел только один из них. В 1956 году Аннет Химштедт создала куклу, очень похожую на ребенка. С этого началось современное художественное куклоделие. Благодаря московской «Галерее Вахтанговъ», устраивающей выставки коллекционных кукол всего мира, мы можем познакомиться с удивительными кукольниками и их работами.

Современная мощная кукольная индустрия штампует безликую продукцию, которая заполнила прилавки всего мира. Однако совершенные по форме, но лишенные тепла человеческих рук куклы обречены на людское безразличие, которое неизбежно сменяет первые восторги. Это объясняет резко возросший спрос на игрушки, выполненные малой партией или в единственном экземпляре. Последние годы наблюдается настоящий кукольный бум, охвативший мир.  Современные технологии и материалы позволяют создавать манекены, внешне практически неотличимые от человека. В Америке научились изготовлять штучных кукол-двойников, как две капли воды похожих на детей заказчиков.

Цена коллекционных  кукол очень высока и поэтому  увлечение коллекционированием  игрушек могут себе позволить  только состоятельные люди. В числе самых известных коллекционеров кукол можно назвать американскую актрису Деми Мур, жену бывшего президента Барбару Буш. Хорошая коллекция была собрана английской принцессой леди Дианой, но, незадолго до гибели, она продала своих кукол, пожертвовав деньги на благотворительность. Российская артистка Лидия Смирнова собирает кукол в национальных костюмах из разных стран мира.

Многие художники занимаются только созданием нарядов для  кукол. Недавно парижская художница  костюмов Клод Брабант представила  на выставке в Германии более 200 кукол Барби, одетых в платья ручной работы. Она проиллюстрировала развитие женской моды – от звериных шкур до роскоши Ренессанса и современных творений высокой моды. Более 25 лет художница тщательно шьет платья на Барби вручную, причем для изготовления одного платья ей может понадобиться до 100 часов работы!

Притягательная сила рукотворных человечков, пришедших  из далекого прошлого, велика. Коллекционирование кукол, этих произведений искусства  минувших веков и современности, увлекательно, но не меньшее удовлетворение может дать процесс создания кукол собственными руками.

Исследовав  историю развития куклы, можно сделать  вывод, что куклы запечатлели  в себе историю человечества, они  – ее очевидцы и свидетели.

Куклы сопровождают нас всю жизнь и играют в ней огромную роль: они нас спасают, оберегают, развлекают, поучают, воспитывают. Куклы украшают наш дом, служат хорошим подарком и объектом коллекционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.


Информация о работе Сувенирные куклы