Сувенирные куклы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - дать характеристику сувенирным куклам в декоративно-прикладном искусстве.
Цель дипломной работы обусловила постановку следующих задач:
дать характеристику основным понятиям работы
провести теоретическое исследование истории и современности куклы;
изучить характерные особенности русского народного костюма;
освоить приемы мастерства изготовления народной куклы;
выполнить декоративное оформление этнографической куклы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Эту первую славянскую куклу  – игрушку для богов – назвали Коллодией. С тех пор обряд приношения жертвы стал похож на забаву: женщины наряжали полено, поклонялись ему, а потом сжигали и веселились. Появились и другие куклы-чучела, которых приносили в жертвы разным богам. У каждой было свое имя: Морена, Купала, Кострома, Русалка, Ярило, Горго. Обряды жертвоприношения постепенно превратились в настоящие праздники: наряженных кукол, обычно сплетенных из соломы, с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а после «отдавали» богам – сжигали, бросали в реку или разрывали и разбрасывали по полям. И взамен просили хороших урожаев, теплого лета и т.д.

Некоторые из этих древних  славянских праздников сохранились и до сих пор. Например, с песнями и играми сжигают чучело зимы – Дуню-Масленницу, а затем лакомятся блинами.

То же самое происходило  и у других древних народов. Так  мистический обряд стал веселой  игрой, а кукла-полено и соломенное чучело позже стали детскими игрушками.

В современном мире ритуальная кукла  используется черной магией. Такая  кукла называется «вуду».

 

         

       

Рисунок 1 – Ритуальные куклы

 

Кукла-берегиня (рис. 2). Однажды кукла уже спасла человека, став его «дублером» во время обряда жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед с самого его рождения.

Например, русские крестьяне очень  тщательно готовились к появлению  в семье ребенка. Будущему малышу сооружали тряпичную куклу, которую делали без иголки и ножниц – нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Куклу сворачивали из цветных тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Так, кукла по-прежнему оставалась игрушкой не для ребенка, а для бессонницы, болезни и прочих напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая своих хозяев. Ее так и называли – берегиня, или оберег.

 

     

Рисунок 2 – Куклы-берегини

 

Кукла была очень проста в изготовлении, называлась закруткой (приложение 1,2). В Тульской губернии, например, над детской колыбелькой развешивали целыми гроздьями оригинальные разноцветные  куватки (приложение 1).

В Пензенской и Тамбовской губерниях, в Поволжье широко распространены были куклы «День и Ночь», которые  оберегали жилище. Это пара одинаковых тряпичных кукол, но одна выполнена из белой ткани, а другая – из синей. Днем выставлялась вперед светлая, а ночью – темная. Куклы связаны одной ниткой и представляют собой целую композицию.

Куклы «прописывались в русской  народной избе на всю жизнь. В каждом доме обязательно проживали двенадцать кукол-лихорадок: Огнея, Лидея, Гресея…. Они висели возле печки и оберегали хозяев от различных болезней.

Куколку, сделанную своими руками, мать дарила также дочке перед  свадьбой, благословляя ее на замужество. Невесте дарили кукол, чтобы родилось больше детей. До наших времен сохранилась традиция «приглашать» кукол на свадьбу, например, когда молодожены украшают нарядной куклой свадебную машину.

Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток. Однако славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. По старинным поверьям, в куклу без лица (т.е. без души) не может вселиться нечистая сила, значит, она не нанесет вреда хозяину. А вот у нанайцев кукла-амулет по имени Акоан, наоборот, была глазастой: чтобы присматривать за своими хозяевами.

Таким образом, куклы-обереги  или амулеты, спасавшие от беды и  приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых  куклы были волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой…. И, наконец, стали ими играть.

Игровая кукла (рис. 3,4). Со временем куклы превращались в игрушки для детей. Но долго еще сохранялось в обычаях простых людей бережное и уважительное отношение к ней.

Матерчатые куклы – одни из самых старых и любимых в мире, появилась еще тогда, когда не было игрушечной промышленности. Таких кукол приятно обнимать, укладывать с собой в кровать, носить повсюду – ведь они совсем легкие и не занимают много места.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно – неприятностей не миновать.

В некоторых избах  тряпичных кукол насчитывалось  не меньше сотни. Маленьким детям  их делали старшие. А лет с 5-6 девочки  сами начинали «вертеть» для себя простейших тряпичных несшивных  кукол – скруток. В каждой местности  были свои способы их изготовления. Позже куклы стали делать более основательно, шили вручную. Есть несколько вариантов сшивных кукол. Самая устойчивая из них имеет в основании конус-туловище (приложение 3).

Но главное искусство  состояло в умении нарядить куклу. Тут в ход шли разнообразные цветные лоскутки, вышивка, ленты, бусинки и, конечно, фантазия портнихи.

К началу ХVI века относится зарождение игрушечного промысла в подмосковном городе Сергиеве Посаде. Поначалу самым ходовым товаром Сергиевских мастеров были дешевые деревянные «дуры», чуть дороже были «барыни» и «кормилицы». Позднее научились вырезать «китайскую мелочь» (приложение 1).

Появились первые неваляшки  и Ваньки-Встаньки, которые в то время представляли собой деревянные куколки с кусочком свинца, вложенным в основание. А народ прозвал их кувырканами. Кувырканов делали в виде толстых купцов, клоунов и девочек на шаре.

В российских деревнях еще  долго  играли в тряпичных кукол, которым стали прорисовывать  или вышивать лица. Но и на «настоящих»  кукол появился спрос. Российские ремесленники-кустари стали собираться в артели, работать сообща. У артелей появилась специализация – одни делали головки, другие собирали кукол, третьи наряжали. Так, балбешники, лепилы, красилы, резчики, отделывальщики начали изготавливать кукол из папье-маше (приложение 1). Одевали кукол по-разному. Для дешевых кукол одежду вырезали на глаз и приклеивали прямо на фигурку. Для дорогих – шили, как на людей. Шитьем одежды занимались женщины – «кустарихи-одевальщицы».

К началу ХIХ века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка.

После Отечественной  войны 1812года появились первые русские  солдатики, правда, были они из глины  и дерева, но цвет и форма мундиров была точно такой же, как у немецких оловянных солдатиков. «Резали» их в подмосковном и владимирском селах Богородских.

 Мастера-кукольники  из Сергиев Посада разработали  несколько видов кукол из папье-маше. Каждому виду народ подобрал  меткое название: «скелетки», «моргалки», «талии», «дитяшки», «пеленашки», «матросики» и «кучерки» (приложение 1). Были и еще игрушки-забавы: они высовывали язык, кувыркались и пищали. Кукла-перевертыш при нажатии рычага превращалась из молодухи в старуху.

            

                                  

Рисунок 3 – Сергиево-Посадская  игрушка

В России начала зарождаться  кукольная промышленность. Народные промыслы, специализирующиеся на изготовлении игрушек, приобрели широкую известность  в России и за ее пределами. Сергиев  Посад становится центром производства кукол в нашей стране, столицей кукольного царства. Делают там игрушки и по сей день. Кроме того, там находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где разрабатывают ее новые виды. Существует и уникальный Музей игрушек, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.

Появление в России мягкой игрушки, в том числе и с головками из папье-маше, связано с периодом правления Петра I. Царь-реформатор пригласил из Голландии мастериц, которые научили монахинь подмосковного Хотьковского монастыря изготавливать игрушки по западным образцам. Куклы, собранные из фарфоровых деталей, ценились достаточно высоко. Если тело, руки и ноги таких игрушек изготовлялись в самых разных мастерских, то головки – детали, несущие наибольшую художественную нагрузку, выполнялись на специализированных предприятиях. Известно, что детали кукол производились на небольшом частном заводе в Санкт-Петербурге, принадлежавшем семье Бенуа.

Фарфоровые куклы стали  популярны в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века.  Все больше мастеров занималось изготовлением кукол-игрушек полюбившихся детям и взрослым нарядных барышень, одетых по моде своего времени. Совершенствовался внешний вид и конструкция кукол. Для фарфоровых кукол  характерны нежное румяное личико, роскошные локоны, лучистые глаза под пушистыми ресницами. Таков облик настоящей куклы, сокровенной мечты каждой девочки. Наряды маленьких фарфоровых принцесс поражали своим богатством и тщательностью отделки. Кружевное нижнее белье, ни в чем не уступающая настоящей миниатюрная обувь, платье на шелковой подкладке, украшенное бесчисленными оборочками и бантиками, – все это подчеркивало хрупкую красоту самой куклы. Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие быт. Нарядная одежда и обувь, неотличимые по качеству от настоящих, модная мебель, тонкая фарфоровая посуда, нередко являвшаяся продукцией Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, помогали создавать утонченный и изысканный мир кукол. Эти роскошные, богато украшенные игрушки были очень дорогие, их могли себе позволить только дворянские семьи.

Октябрьский переворот  разрушил сказочный мирок фарфоровых принцесс. В годы войн и революций  в начале ХХ века производство игрушек  в нашей стране почти прекратилось, но когда трудные времена для  народного хозяйства  прошли, художники и мастера начинают придумывать новых кукол. Московская артель «Забава детей» выпускает работниц в красных косынках, пожарников, почтальонов. Загорские мастера вытачивают деревянных красноармейцев, матросов, пионеров-барабанщиков. Разрабатывается серия кукол из папье-маше в одежде людей разных профессий. В пятидесятых годах появляются забавные целлулоидные пупсы. В это же время рождается знакомая многим «резиновая Зина».

Спустя годы в игрушечном производстве появляются новые технологии и образцы; с появлением синтетических материалов решается много проблем. Кукольная промышленность набрала темпы. Появляются сложные механические куклы. Игрушки стали делать большими партиями. Глазастые куклы с детскими мордашками заполняют полки отечественных магазинов. Вскоре на прилавках появились и иностранные куклы, которые потеснили наших скромниц. Новая, яркая, необычная Барби с точеной фигуркой фотомодели и роскошными волосами завоевала сердца девчонок. И кукольным художникам и конструкторам Института игрушки в Сергиевом Посаде пришлось создавать новые модели. Так появились отечественные куклы-девушки типа Барби «Вероника», «Кристина» и другие.

Предприятий, на которых  изготавливаются игрушки, в нашей  стране много. Они радуют тем, что, несмотря на сложности, которые испытывает наша отечественная промышленность, и на наше увлечение яркими и эффектными зарубежными игрушками, продолжают выпускать красивых кукол, которые доступны каждому. Широкую известность в мире получили: фабрика «Кукольный мир», завод «Кругозор», завод «Огонек», фабрика «Звезда» и др.

     

                

Рисунок 4 – Современные  игровые куклы

 

Театральная кукла (рис.5). Приобретя новую функцию детской игрушки, куклы продолжали исполнять важную роль в религиозных ритуалах разных народов. Кукольный театр возник задолго до нашей эры. Первые упоминания о нем связаны с празднествами в  Древнем Египте, посвященным богам Озирису и Исиде. Жрецы при помощи кукол разыгрывали спектакли, рассказывающие о жизни богов. Актеры-люди представляли всех персонажей, кроме самих богов. Человек не имел права изображать бога. Поэтому богов играли куклы, приводимые в движение руками актеров кукольников. Так начинался кукольный театр, а куклы превратились в персонажей народных театров.

Античный мир подарил  человечеству удивительный персонаж народной античной комедии – Маккуса, человека с горбом на спине, крючковатым носом, толстым животом и необыкновенно пронзительным взглядом. Маккус обладал удивительным секретом. Если его поворачивать в разные стороны, он выглядел то  веселым, то сердитым, то возмущенным. Позже по образцу древнеримского Маккуса итальянцы создали своего Пульчинеллу.

Родился Пульчинелла  как перчаточная кукла для кукольного театра, его показывали из-за ширмы. Прошла сотня-другая лет, и забавная кукла перекочевала во многие страны Европы, где получила новые имена, но сохранила внешность и неуемный характер.

В России такую куклу  назвали Петрушка. В семнадцатом  веке кукольные представления с  Петрушкой пользовались большой  популярностью. Их разыгрывали бродячие актеры-скоморохи. Петрушка представлял собой перчаточную куклу в красном кафтане и бархатных шароварах. На голове у него был красный колпак с кисточкой. Он унаследовал крючковатый нос, большой веселый рот и торопливый писклявый говорок. Можно сказать, что он не говорил, а верещал. Петрушка стал народным любимцем, потому что был ловким, смелым, остроумным, находчивым и дерзким. В любой сценке легко, весело и смешно побеждал своих врагов, наказывал зло и утверждал справедливость.

Традиционные театральные  куклы подразделяют на перчаточных, тростевых, стержневых, механических, мимирующих, марионеток, кукол черного театра и теневых. Кроме основных видов кукол, существуют смешанные; есть и другие необычные артисты, созданные фантазией и изобретательностью кукольников.

                                       

Рисунок 5 – Театральные  куклы

Сувенирная  кукла (рис.6). Что такое сувенир? Это подарки к праздникам, полезные мелочи, предметы для домашнего уюта, для любования, для украшения интерьера, просто забавные безделушки на память.

Информация о работе Сувенирные куклы