Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:49, доклад
Безусловно, театр – один из самых таинственных видов искусства. Это
искусство на грани двух миров нашего и потустороннего. На глазах зрителей
оживают давно умершие герои, «мертвые» произведения и всем известные
истории. Именно поэтому театр на Руси (да и во всем мире) считали делом
бесовским и от дьявола. Но театр – это и средство пропаганды и воздействия
на человека, который смотря действие спектакля подсознательно воспринимает
то, что ему хотят сказать автор, режиссер или актер. Ведь неслучайно Гиро в
своей книге «Частная и общественная жизнь греков»помещает раздел
«Драматические представления» в главу «Религия», т.е. действо, тесно
связанное со служением Богам (т.е. связанное с потусторонним миром) и
воздействием на большое количество людей.
греков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до
н.э.);"Прометей Прикованный" -возможно, самая известная трагедия Эсхила,
повествующая о подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и
жестоко за это наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная
тем, что единственный дошедший до нас полностью образец трилогии, в
которой мастерство Эсхила достигло своего расцвета.
Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего
времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в
развитии общества, в государственном устройстве, в морали. Творчество
Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.
Софокл (496-406 до н.э.).
Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской
и получил хорошее образование. Его художественная одаренность проявилась
уже в раннем возрасте: шестнадцати лет он руководил хором юношей,
прославлявшем саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в
собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал
на конкурсе драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. Вообще вся
драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными успехами:
он ни разу не получал третьей награды -занимал чаще всего первые и редко
вторые места.
Софокл принимал участие и в государственной жизни, занимая
ответственные должности. Так, он был избран стратегом (военачальником) и
вместе с Периклом участвовал в экспедиции против острова Самоса,
решившего отделится от Афин. После смерти Софокла сограждане почитали его
не только как великого поэта, но и одного из
славных афинских героев.
До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше
120.Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными
героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько
оторванные от действительности. Поэтому о Софокле говорят, что он заставил
трагедию спуститься с неба на землю. Основное внимание Софокл уделяет
человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев
ощущается влияние богов, даже если они и не появляются по ходу действия,
и эти боги также могущественны, как и у Эсхила, -они могут сокрушить
человека. Но Софокл рисует прежде всего борьбу человека за
осуществление своих целей, его чувства и мысли, показывает страдания,
выпавшие на его долю.
У героев Софокла
обычно такие же цельные
Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных колебаний. Борьба
ввергает героев в величайшие страдания, и иногда они гибнут. Но
отказаться от борьбы герои Софокла не могут, потому что их ведет
гражданский и нравственный долг.
Благородные герои
трагедий Софокла тесными
граждан:- это воплощение идеала гармонической личности, который был
создан в годы расцвета Афин. Поэтому Софокла называют певцом афинской
демократии.
Однако творчество Софокла сложно и противоречиво. Его трагедии
отразили не только расцвет, но и назревающий кризис полисной системы,
закончившейся гибелью афинской демократии.
Греческая трагедия
в творчестве Софокла
Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части комедии
(эписодии) и уменьшил партии хора. Действие стало более живым и
достоверным, так как на сцене могли одновременно выступать и давать
мотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла
продолжает играть важную роль в трагедии и число хоревтов было даже
увеличено до 15 человек.
Интерес к переживаниям
отдельной личности побудил
трилогий, где прослеживалась обычно судьба целого рода. По традиции он
представлял на состязания три трагедии, но каждая из них была
самостоятельным произведением.
С именем Софокла
также связано введение
Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это
"Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429 до н.э.) и "Эдип в
Колоне" (поставлен в 441 г. до н. э., уже после смерти Софокла).
В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит
миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам
того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через
много лет, узнав ужасную правду, он выкалывает себе глаза и добровольно
отправляется в изгнание. Эта часть мифа легла в основу трагедии "Царь
Эдип".
После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный богами,
Эдип божественным образом умирает: его поглощает земля. Это происходит
в пригороде Афин, Колоне, и могила страдальца становится святыней
афинской земли. Об этом рассказывается в трагедии "Эдип в Колоне".
Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и
нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее
расцвета (Софокл не дожил до страшного поражения афинян в Пелопоннесской
войне 431-404 гг. до н.э.).Этими идеалами были политическое равенство и
свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине,
уважение к богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.
Еврипид (около 485-406 до н.э.).
Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и
обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно
отразились в творчестве младшего современника Софокла-Еврипида.
Родители Еврипида, по-видимому, были зажиточными людьми, и он получил
хорошее образование. В противоположность Софоклу Еврипид не принимал
непосредственного участия в политической жизни государства, однако он
живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны
разнообразных политических высказываний и намеков на современность.
Большого успеха у современников Еврипид не имел: за всю свою
жизнь он получил лишь 5 первых наград, причем
последнюю -посмертно. Незадолго до смерти он покинул Афины и переехал ко
двору македонского царя Архелая, где пользовался почетом. В Македонии он и
умер (за несколько месяцев до смерти Софокла в Афинах).
От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до
92) и большое количество отрывков.
Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по
свидетельству Аристотеля, изобралюдей такими, "каковы они есть".
Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов,
наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей.
В ряде трагедий
Еврипида звучит критика
оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди.
По своим общественно-
демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В
некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-
демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы использовать ее в
своих корыстных целях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает
тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему
представляется нарушением естественного гражданского порядка.
Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели,
а не в знатном происхождении и богатстве. Положительные персонажи
Еврипида неоднократно высказывают мысль, что безудержное стремление к
богатству может толкнуть человека на преступление.
Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Он считает, что
рабство-это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб,
если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской
войны. Хотя он гордится военными успехами соотечественников, но в целом
относится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет
война людям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана
только в том случае, если люди защищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мыслителей
человечества.
Еврипид стал
первым известным нам
характеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При
этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу
противоречивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал
его трагичнейшим из всех греческих драматургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в. до н. э. его
называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение о нем
сохранилось на все последующие века.
Театр эпохи эллинизма.
В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н. э.) греческий театр классической поры
претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского
исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения связаны с
новыми историческими условиями.
В театре
эллинистической эпохи по-
трагедии. Но от трагедий IV в. до н. э. сохранились лишь небольшие
фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства эллинистической
трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о
комедии, так как до дошли целиком одна пьеса и несколько отрывков из
других пьес крупнейшего комедиографа того времени -Менандра.
Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической (или
новоаттической) комедией. Время ее расцвета -конец IV-III в. до н.э. В
новой аттической комедии по-своему отразились изменения, происшедшие в
общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н.э. На смену
представлений о божественном миропорядке и вере в конечное торжество
справедливости приходит убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека,
его личное счастье, общественное положение-все зависит от воли случая.
Случай определяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии,
которая ставит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только
в плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии играет
мотив любви.
Авторы новой аттической комедии широко использовали психологическую
теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно которой все свойства
характера проявляются во внешности человека и в его поступках.
Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление
масок, помогавшим зрителям распознавать тот или иной персонаж.
В новой комедии заметно влияние Еврипида. Близость многих его героев
к жизни, раскрытие их душевных переживаний -вот то, что новая комедия
взяла у Еврипида.
Основной особенностью новой комедии было отсутствие хора, который был
бы органически связан с развитием действия, -хор выступал только в
антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что
должно было помочь зрителю разобраться в сложной интриге.
Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно -филантропическая
направленность. В лучших произведениях проводились передовые идеи
эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики, в
новой комедии получали отражения такие важные проблемы, как методы
воспитания, отношение к женщине, к представителям различных сословий, к
чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более гуманные
отношения между людьми.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публики.
Зрителей привлекало то, как разрабатывается даже банальный сюжет или
привычная маска: пружиной действия стала ловко устроенная интрига,
развитие которой велось тонко и искусно.
Архитектура древнегреческого
Необходимо сказать
и об архитектуре
тоже очень повлияла на дальнейшую архитектуру театров.
Первоначально
место для представлений
со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной