Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа
Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально – эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.
Введение
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
1.1 Понятие и сущность феномена «Культура»
1.2 Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»
1.3 Специфика музыкально-эстетической культуры подростков
2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкальной культуры подростков
2.2 Описание и анализ констатирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры
Заключение
Библиография
Критериями креативности являлись:
1) осознание ребенком своего «Я» через музыку;
2) оригинальность
и выразительность в
3) самостоятельность творческого опыта.
С целью выявления данного показателя была использована методика «Рисую музыку» («Радость». Ф. Шопен, оп 28 – №3 соль мажор).
Была сформулирована музыкальная задача: «Представьте себе, что музыка – живое существо. Попробуйте это существо, эту личность нарисовать, как вы ее чувствуете, понимаете, когда ее слушаете».
На процедуру исследования было отведено 15 минут. Затем в индивидуальной беседе с каждым школьником уточнялась его творческая мотивация («Почему ты изобразил музыку такой?»)
Картина общей осведомленности учащихся о музыке была бы неполной без уточнения позиции родителей о роли музыкальной / Культуры в жизни ребенка. С этой целью проводится анкетирование родителей по следующим вопросам (См. Приложение 3):
1. Каким, на ваш взгляд, должен быть ребенок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки.
2. В чем Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?
3. Считаете ли Вы, что семья должна развивать умение детей самостоятельно организовать собственную музыкальную деятельность?
4. Слушаете ли Вы музыку вместе с ребенком? Назовите его любимые музыкальные произведения.
5. В каких видах музыкальной деятельности Ваш ребенок более инициативен и самостоятелен? Подчеркните:
– слушание музыки (классической, народной, эстрадной);
– импровизация и игра на музыкальном инструменте;
– игры с использованием музыки.
6. Есть
ли у Вашего ребенка (
– фонотека;
– музыкальные игрушки;
– книги о музыке и музыкантах;
– музыкально-дидактические игры, в том числе и компьютерные.
7. Что
необходимо для достижения
При характеристике осведомленности детей о музыке было обращено внимание на такие моменты, как:
– делят ли ученики музыку на «музыку для урока», «музыку для дома», «для проведения досуга с товарищами»;
– какой музыке дети отдают предпочтение;
– широта музыкального кругозора.
В процессе
проведения экспериментального исследования
наблюдалась общая
В процессе проведения исследования велись наблюдения за испытуемыми, отмечалось количество верных ответов, фиксировалось число полученных каждым учеником фишек; анкеты подростков, их рисунки и анкеты родителей мы поместили в Приложениях 1, 2 и 3.
2.3 Анализ результатов
Результаты экспериментального исследования представлены в виде сводных таблиц и графически.
Критерии оценки:
1) низкий уровень – 0 баллов – отказ от выполнения задания или выполнение его с грубыми ошибками (более 2);
2) средний уровень – 1 балл – частичное выполнение задания при незначительной помощи воспитателя, с небольшим количеством недочетов;
3) высший уровень – 2 балла – правильное выполнение задания без ошибок (допускается 1 – 2 неточности, исправленные самостоятельно).
На основании полученных данных целесообразно было провести количественный и качественный анализ результатов.
Оценки детей (в баллах) отражены в сводной таблице результатов.
Таблица 1. Сводная таблица результатов экспериментального исследования уровня МЭК подростков.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
по строке | ||
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 | ||
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 | ||
4 |
1 |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0,5 |
9 | ||
5 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
11 | ||
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
10 | ||
7 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
15 | ||
8 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
6 | ||
9 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
10 | ||
10 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
2 |
10 | ||
12 |
16,5 |
7 |
7 |
9 |
11 |
8 |
5 |
5 |
12,5 |
||||
11 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
7 | ||
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
13 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
16 | ||
14 |
1 |
1,5 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0,5 |
8 | ||
15 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
11 | ||
16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
10 | ||
17 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
16 | ||||
18 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
6 | ||
19 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
9 | ||
20 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
2 |
10 | ||
12 |
15,5 |
6 |
7 |
9 |
11 |
9 |
6 |
5 |
11,5 |
Наивысшее количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 2 × 10 = 20 б. Такого количества баллов не набрал никто из детей.
Построим
полигон частотного распределения
баллов. Для этого запишем
xi |
0 |
6 |
8 |
10 |
11 |
14 |
15 |
fi |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Рисунок 1
График показывает, что распределение частот верных ответов по форме приближается к нормальному распределению: низких и высоких значений мало, а средних – много.
Найдем среднее арифметическое значение выборки верных ответов:
Х =
– среднее значение не достигает даже половины возможного набора баллов (10 баллов); т.е. получилось плосковершинное распределение с низким максимальным значением.
Если построить диаграмму ответов (в баллах), то получим:
Рисунок 2
В отношении 30% испытуемых получились результаты ниже среднего результата всей выборки, а 70% – выше среднего результата.
Выделим уровни, разделив их в шкале числовых отношений по баллам:
– от 0 до 4 баллов – низкий уровень;
– от 5 до 8 баллов – ниже среднего;
от 9 до 12 баллов – средний уровень;
– с 13 баллов до 16 баллов – выше среднего;
– от 17 до 20 баллов – высший уровень.
Результаты испытуемых по уровням мы занесли в таблицу 2.
Таблица 2. Результаты испытуемых подростков по уровням. Количество детей
Уровни |
Человек |
% |
Низкий [0, 4] |
1 |
10 |
Ниже среднего [5, 8] |
2 |
20 |
Средний [9,12] |
4 |
40 |
Вник среднего Г Из 16] |
3 |
10 |
Высший [17, 20] |
0 |
0 |
Если отразить результаты в диаграмме, то получим результат, отраженный в виде диаграммы, представленной на рис. 3.
Выделим те задания, которые были более сложными для подростков; для этого рассмотрим суммы по столбцам сводной таблицы. Видим, что хуже всего дети справились с заданиями:
1) Составить
«Афишу концерта» из
2) «Угадай мелодию»;
3) Как называется сольный номер в опере?
4) Как называется вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов?
Средний балл по всем заданиям будет равен:
Ниже этого результата выполнены задания №3, 5, 5, 7, 8, 9, то есть 60% заданий, а 40% – более этого среднего значения.
При этом выяснилось, что лучше всего дети справились с заданиями:
1) Составить
программу музыкального
2) Назвать
фамилию великого русского
4) Назови струнный щипковый музыкальный инструмент.
Результаты анкетирования детей показали, что 70% испытуемых подростков относятся к музыке «хорошо», «с интересом», «обожают» ее и т.п. 30% испытуемых подростков менее оптимистичны в своих ответах («нормально», «смотря к какой» и др.). Наиболее типичными ответами при этом являются: «Смотря к какой. К современной музыке – очень хорошо, а к классической – прекрасно» (См. Приложение 1).
90% испытуемых показывают, что музыка в жизни нужна «для души», для того, чтобы «успокоить человека, если ему плохо», «поднять его настроение» и т.п. 10% испытуемых затрудняются с ответом («не знаю», «не думала» и т.п.).
95% испытуемых к числу музыкальных произведений, которые они знают, относят произведения классической музыки; однако любимыми для подавляющего большинства подростков являются популярные эстрадные песни, джазовые произведения.
Все испытуемые
встречаются с музыкой дома, в
гостях, «в машине», любят петь дома;
подростки в подавляющем
Дома испытуемые слушают музыку вместе с родителями, когда смотрят телевизор (95%).
Таким образом, очевидно, что испытуемые подростки при в общем-то положительном отношении к музыке, классическую музыку «знают», а эстрадную, популярную – «любят», что свидетельствует о разграничении ее эмоционального и интеллектуального восприятия.
Классическая музыка остается для испытуемых подростков «не своей», в определенной степени «навязанной» взрослыми – родителями, учителями. Разница между классической и популярной музыкой для испытуемых такая же, как между «надо» и «хочу, люблю».
Характерно, что опрошенные родители испытуемых подростков либо несколько приукрашивают картину музыкально – эстетического воспитания в своей семье (45%), либо полагают, что «Семья эти задачи не решает» (25%), либо затрудняются при ответе на него (оставляют данный вопрос без ответа, уходят от ответа) (30%).
При ответе на вопрос «Что необходимо для достижения вашим ребенком определенного уровня музыкальной культуры 7» ответы родителей весьма типичны («Поменьше смотреть телевизор», «Купить музыкальный инструмент»; «Его желание»; «Заинтересованное и профессиональное отношение к этой проблеме преподавателей музыки в учебных заведениях»; «Гармонично составлять планы уроков по музыке» и т.п.).
Подобные ответы (95%) свидетельствуют о том, что родители испытуемых подростков даже не замечают, что данный вопрос анкеты адресован непосредственно им и перекладывают всю ответственность за формирование МЭК своих детей на плечи других (учителей музыки), ищут причину в постороннем объекте («если бы не было телевизора…»).
Только один опрошенный родитель указал, что он должен «подавать пример ребенку, слушая классическую музыку».
Таким образом, анализ ответов родителей показывает, что в целом они не способствуют воспитанию музыкально-эстетической культуры своих детей.
Проанализировав рисунки подростков, можно сделать вывод о том, что 85% испытуемых обладают достаточно высоким потенциалом креативности (творческости к 15% подростков затрудняются в изображении музыки с помощью других художественных средств (рисования), что в целом свидетельствует о низком уровне развития их музыкально-эстетической культуры.
Дополнительную информацию дают ответы на вопрос «Почему ты изобразил музыку такой?»: 50% испытуемых в своих рисунках отождествляют музыку Ф. Шопена с явлениями природы (яркое солнце, голубое небо и т.п.); улыбающимся человеческим лицом; прорисовывают линии яркими карандашами 20% испытуемых затрудняется в изображении слышимой ими музыки изобразительными средствами; 30% испытуемых отказались рисовать, мотивируя отказ тем, что они никогда этого не делали, не знают, не понимают, что и как необходимо изобразить.
По результатам
экспериментального исследования, таким
образом, можно сделать следующие выводы
1) уровень
развития музыкально-
Информация о работе Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника