Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально – эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
1.1 Понятие и сущность феномена «Культура»
1.2 Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»
1.3 Специфика музыкально-эстетической культуры подростков
2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкальной культуры подростков
2.2 Описание и анализ констатирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 192.78 Кб (Скачать файл)

2) испытуемые  в целом знакомы с миром  музыки, однако эти знания остаются  для них просто «нужными», «обязательными»,  но ни в коей мере не требуются им для пополнения духовного багажа личности: ответы испытуемых, которым серьезная музыка необходима в эмоциональном, духовном плане, единичны;

3) родители  испытуемых подростков не принимают  участия в формировании МЭК  своих детей: они не представляют, как им необходимо актуализировать  себя в данной ситуации; по  мнению родителей, музыкально  – эстетическим воспитанием их детей должны заниматься профессионалы – «методически грамотные учителя музыки»;

4) испытуемые  показывают достаточно низкий  уровень креативности, что свидетельствует  об отсутствии эмоционального  восприятия музыкальных произведений, глубоком непонимании того, что, в принципе, любое художественное произведение (музыкальное) может быть описано средствами другого (живописи и графики).

Очевидно, что подобное положение ни в коей мере не может удовлетворять учителя  музыки. С этой целью необходимо рекомендовать наиболее эффективные  формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры.

 

2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у  подростков музыкальной культуры

 

Программа по музыке23 для общеобразовательной школы по своему характеру является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия ими музыкальных произведений в контексте духовной культуры, а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Важно отметить, что теоретической и методологической основой программы по музыке для  средней школы является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия музыкальных произведений как форм отражения материального  и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей, соотношение  музыкального искусства и действительности как основы для развития музыкально-эстетической культуры учеников.

Программный материал, предлагаемый учебниками «Музыка» (5–8 класс) авторов Т.И. Науменко и ВВ. Алеева строится на выявлении принципов взаимосвязи и взаимовлияния различных видов искусства как граней отражения действительности в художественных образах: музыки, изобразительного искусства, литературы, театра. Материал выстроен авторами по горизонтальным и вертикальным связям и имеет ярко выраженный проблемный характер, помогающий учителю музыки реализовать цель формирования музыкально – эстетической культуры учеников.

Ключевой  проблемой целостного курса, предлагаемого  авторами Т.И. Науменко и В.В. Алеевым для учеников 5–8 классов средней школы, является развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции. Ведь, как известно, «…основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие музыкального искусства».24

Синтез  реального и вымышленного на основе субъективного фактора и является тем логико-эмоциональным ядром, вокруг которого строится программа.

Материал  курса сориентирован в соответствии с концепцией «Школа – 2100», которой предусмотрено создание целостного образа мира, и основывается на интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Путь познания мира в данном контексте: от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мире – к искусству как образу внешнего мира. Таким образом, ребенок – центр мироздания, открывающий красоту мира и музыкального искусства через свое внутреннее «я».

Рассмотрим  наиболее эффективные формы и  методы, способствующие воспитанию у  подростков музыкальной культуры на примере материала учебника «Музыка. 7 класс» и «Дневника музыкальных  размышлений», служащего приложением  к нему, авторов Т.И. Науменко и В.В. Алеева (М., 2001).

Учебное пособие состоит из трех разделов: «Тысяча миров музыки», «Из чего «сделана» музыка», «Чудесная тайна  музыки», каждый из которых содержит информацию о музыке, облеченную в  различную форму, но всегда понятную и доступную для Восприятия подростков.

В первом разделе авторы называют музыку «вечным  спутником» человека и предлагают ученикам следующие формы учебных заданий, объединенных эпиграфом: «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»), например:

1) сравнить  общую музыкальную природу двух  разных музыкальных произведений (предлагаются нотные примеры);

2) написать  небольшой рассказ на тему: «Мир  музыки»;

3) вспомнить  песни или другие музыкальные  произведения, которые ученик любил  слушать в детстве, написать  их названия или первые слова  в «Дневнике музыкальных размышлений»;

4) подобрать к изображениям, помещенным в «Дневнике музыкальных наблюдений», соответствующие по характеру музыкальные произведения, дать им образные определения, записать их;

5) ответить на вопрос, какая музыка созвучна радостному настроению, а какую хочется слушать, когда грустно (ученику предлагается записать в «Дневнике музыкальных наблюдений» названия музыкальных произведений);

6) вспомнить случай, когда музыка сблизила, объединила людей и рассказать о нем (написать сочинение-миниатюру);

7) написать  свои размышления на одну из  тем: «Ритм – основа музыки», «Мелодия – душа музыки» (П.И. Чайковский) и поделиться ими с товарищами по классу;

8) перечислить названия нескольких произведений, в которых господствует мелодия, указать, каков характер этих произведений;

9) назвать  гармоничные и дисгармоничные  явления окружающей жизни, сравнить  эти явления с гармонией и  дисгармонией в музыке, ответить  на следующие вопросы:

а) все  ли гармонично в природе?

б) гармоничен ли облик твоего города, улицы, дома?

в) всегда ли гармонично твое поведение, поведение твоих одноклассников?

г) какие  поступки кажутся тебе гармоничными, а какие – нет?;

10) подписать  названия изображенных в «Дневнике  музыкальных наблюдений» музыкальных  инструментов;

11) написать сочинение на тему: «Чудесное воздействие музыки»; небольшой рассказ на тему «Мир музыки».

Очень важно, что задания, предлагаемые авторами учебного пособия, усложняются от урока  к уроку, предполагая музыкальное  и общекультурное развитие ученика. Так, используются усложненные формы  проблемных заданий, выстроенных на основании парадигмы развивающего (гуманистического) обучения, например:

1) напиши, какие темы, и образы чаще всего  отражаются в программных произведениях;

2) какие  из сюжетов, изображенных на репродукциях картин, помещенных в «Дневнике музыкальных наблюдений» (С. Боттичелли «Весна», А. Переда «Натюрморт», И. Левитан «Березовая роща»), могли бы стать темой музыкального произведения;

3) нарисовать  понравившиеся картины или образы  симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехерезада»;

4) сделать  иллюстрацию к балладе Ф. Шуберта «Лесной царь»;

5) определить, какие танцевальные жанры изображены  на рисунках, помещенных в «Дневнике музыкальных наблюдений»; назвать музыкальные произведения, в которых используются данные жанры; вспомнить, с какими особенностями содержания это связано;

6) сравнить два изображения, помещенные в «Дневнике музыкальных наблюдений» («Триумфальна арка» и разрушенный дворец) и ответить на вопрос, в каком случае можно говорить о присутствии художественной формы, а в каком – о ее отсутствии;

7) нарисовать аллегорическое изображение формы рондо или вариаций;

8) подобрать и записать названия произведений изобразительного искусства, масштабы и образный мир которых могут быть уподоблены жанрам музыкального искусства: прелюдии, романсу, опере, симфонии;

9) написать, какие книги о музыке были  прочитаны в этом году и  др.

После изучения тем ученикам предлагаются также  сложные проблемные вопросы, которые  требуют осмысления и совместного  обсуждения с учителем. Например, после  изучения темы «Тысяча миров музыки», ученики отвечают на вопросы:

1) Как ты понимаешь латинскую поговорку «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»)? Сумеешь ли ты подтвердить ее правоту?

2) Вспомни несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему (природа, мифы, сказки, былины, литературные произведения). Кто был создателем этих произведений? Попробуй объяснить, в чем состоит притягательность таких тем для композиторов?

3) Какая музыка больше нравится тебе сейчас? Как ты думаешь, ты скоро ее забудешь или запомнишь надолго?

После изучения темы «Какой бывает музыка» учитель  может обсудить с учениками такой  вопрос: «Как вы понимаете смысл  мифа о строительстве города Фивы? Какие города кажутся тебе созданными по законам музыкальной гармонии?»

Изучая  тему «Из чего «сделана» музыка», ученики размышляют над вопросами:

1) Как ты можешь объяснить слова из учебника: «Порядок, симметрия – коренные свойства ритма»?

2) Назови известные тебе музыкальные произведения, написанные в быстром или медленном темпе. Каким образным сферам соответствуют их темы?

При изучении разделов «Мелодия» и «Гармония» учитель может предложить подросткам следующие темы для размышлений: «В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?»; «Как ты понимаешь слова ПИ. Чайковского: «Мелодия – душа музыки»? «Всегда ли гармонична музыкальная гармония? Чем вызвано состояние дисгармоничности в музыке?» и др.

При изучении раздела «Полифония» учитель  музыки может предложить ученикам нарисовать рисунок, в котором присутствовала бы аналогия полифонической формы.

Интересные  методы работы предлагают авторы учебного пособия при изучении темы «Тембры».

Ученики знакомятся с многообразием музыкальных  инструментов, и педагог предлагает следующую тему для обсуждения: «Какими  инструментальными тембрами вы наделили бы различные звуки природы, гром, переливы морских волн, пение соловья? А можно ли «озвучить» молчащую природу, наделить собственным тембром полевой  цветок, могучее дерево (дуб), камень?».

Другими интересными темами для размышления  могут стать следующие: «Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость? Назовите известные вам примеры»; «Можно ли, по-вашему, мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты возможных замен» и др.

Обобщающими учебный материал вопросами могут  являться следующие:

1) Среди средств музыкальной выразительности назови те, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире; которые являются принадлежностью только музыки;

2) Как ты понимаешь слова поэта Б. Пастернака «Слух – орган души»?

3) Почему И.-В. Гете сказал об архитектуре, что она – «застывшая музыка»? и др.

Особенного  внимания учителя музыки заслуживает  также работа по составлению различных  тематических «Афиш для концертов» (например, на темы: «Танцевальные ритмы  разных стран», «Концерт классической музыки для друзей» и т.п.), прослушивание фрагментов музыкальных произведений, различного рода работа по «изданию» музыкальных газет, журналов, решению «музыкальных кроссвордов» и т.п.

Очевидно, что учитель музыки может и  должен творчески подходить к  подбору материала для своих  уроках и предлагать ученикам различные  действенные формы и методы работы по формированию музыкально – эстетической культуры подростков.

 

 

 

Заключение

 

В заключение дипломной работы необходимо сделать  некоторые выводы, касающиеся развития музыкально – эстетической культуры подростков.

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся-подростков, специалисты подразумевают под  этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких  духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. «Музыка никуда не уходит. Она с нами – старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и все помнит. Слушая ее, мы испытываем чудо подлинных открытий: узнаем, какими были древние замки и как сверкала гладь морей античности, перед нами предстают улочки старой Вены и цветущие яблони парижских предместий. И наша жизнь начинает казаться совсем другой – не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений».25

Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или наблюдать  чудесные образы, которые несет нам  музыка, но по-настоящему любить их, чувствовать  близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни национальными границами.

Информация о работе Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника