Терапевтические возможности искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Цель – изучение терапии искусством.

Задачи:
-определить терапевтические возможности искусства;
-изучить историю использовать искусство как терапии;
-проанализировать направления использования искусства в коррекционной работе;
-изучить антропософское лечение искусством;
-проанализировать терапевтические возможности музыкального искусства.

Содержание работы

Введение

1. Терапевтические возможности искусства

История использования искусства как терапии

Направления использования искусства в коррекционной работе

Антропософское лечение искусством

2. Терапевтические возможности музыкального искусства

Вывод

Литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ искусство.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

 Жизненные процессы  и функции органов в организме,  изначально протекающие согласно  естественным закономерностям, нуждаются  во время болезни в сознательной  организации. 

Антропософское лечение  искусством

 В антропософской медицине, исходя из познаний эффективных  закономерностей в природных  процессах и в проявлениях  сущностей человека, разработаны  терапевтические пути занятий  с привлечением искусства. 

 Антропософское лечение  искусством гармонизуют и различным  образом возбуждают динамику  физической, физиологической, душевной  и духовной деятельности человека. Упорядочивая и организуя, они  ведут пациента к эффективной  саморегуляции вплоть до органического  уровня.

 Лепка. При создании  пластических форм в живом  взаимодействии привносятся мысли,  переживания и действия. При лечении  во время создания форм целенаправленно  активируются процессы возникающие  и минующие, так же как и процессы развития и превращения. Благодаря этой терапевтической работе укрепляются созидательные силы организма. Стимулируются возбуждение и структурирование процессов как физиологических, достигающих построения и регенерации органов, как способность к концентрации и ориентации пробуждённого сознательного духа.

 Живопись. Ведомое терапевтом  погружение в переживание формы  и цвета открывает с помощью  образов /форм/ полярности, восхождения  и проникновения доступ к изначальным  качествам переживания души. С  помощью целенаправленного применения  цвета, движения и формы, а  также с помощью различных  техник и средств живописи  стимулируется развитие души  и возбуждаются выравнивающие  процессы в функциональной и  органической областях. В рисовании  и в рисовании форм работают  с осознанным созданием формированием  линии, ритмических порядков движения  и с полярностями светлого  и тёмного. 

 При этом инициируются  способности концентрации и ориентирования  или производится освобождающее  противодействие судорожным или застойным состояниям.

 Речь. Терапевтически  ведомое формирование речи конфронтирует  со способностью говорить. В целенаправленным  обращением с речью, голосом  и дыханием стимулируются самовосприятие, самооценка, и нахождение идентичности/ отождествления. С этим связано  также сознательное становление  социальной принадлежности. Благодаря  терапевтической работе с речью,  голосом и дыханием создаётся  сила самолечения индивидуума. 

 Музыка. Музыка ведёт  внешнее и внутреннее, физическое, физиологическое и душевное дыхание  к единству. Терапевтически с  помощью музыки обращаются к  внутренним переживаниям, побуждаются  формирующие способности и оказывается  воздействие на упорядочивающие  взаимосвязи функций органов. На не речевом уровне стимулируются процессы, связанные с коммуникацией, со способностями понимания и переживания. Стимулируются процесс слушания и умение концентрироваться, осознанно познаются двигательные процессы и воспринимаются воздействия, уравновешивающие, приводящие к болезни односторонности.

2. Терапевтические возможности  музыкального искусства

 Музыка – не только  фактор облагораживающий, воспитывающий,  но и целитель здоровья.

 В.М. Бехтерев 

  Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

  Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства — следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества.

 

  Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

 Особое место в воздействии  на человека в индийской музыкотерапии  занимает пение. Вокальное искусство  более естественно по сравнению  с инструментальным, поэтому считается  более высоким.

 В Древней Индии  считалось, что в голосе выражает  себя душа. Сначала вызывается  активность в уме. Ум с помощью  мысли проецирует тонкие вибрации  в ментальном плане. При этом  вибрации в виде дыхания через  внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос.  Голос выражает позицию ума,  ложную или истинную. Он также  обладает силой магнетизма как  идеальный природный инструмент. [9]

 Во Франции и Голландии  музыкотерапия широко используется  и в практике психотерапии, и  в хирургии. При этом музыка  подбирается с учетом ее физиологического  воздействия на организм, особенностей  человека, его заболевания. В Голландии  музыка используется и при  лечении сердечно-сосудистых заболеваний.  Определенная классическая музыка  оказывает позитивное влияние  на сердечно-сосудистую систему  человека, помогает справиться с  одиночеством, улучшает самочувствие  человека.

 Известный французский  отоларинголог А. Томатис исследовал  влияние звуков высокой частоты  на психику человека. Он показал,  что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания  воздействуют на нервы внутреннего  уха и, преобразуясь там, в  электрические импульсы, направляются  в мозг. [10] В США музыкотерапия  получила признание после второй  мировой войны, когда она успешно  применялась при лечении эмоциональных  расстройств у ветеранов. Дальнейшее  развитие музыкотерапии отмечалось  после демонстрации ее эффективности  в работе с детьми и престарелыми людьми. В США в 1950 г. создана Национальная ассоциация музыкальной терапии.

 В Германии в 1985 г. при медицинском факультете  университета Виттен Хердеке  был создан Институт музыкальной  терапии, где музыкотерапия применяется  во многих областях медицины: детской и общей психиатрии, педиатрии,  невропатологии, интенсивной терапии  и др. [11]

 История оставила немало  фактов, свидетельствующих о терапевтических  возможностях музыкального искусства.  Первым, кто научно объяснил лечебный  эффект музыки, был Пифагор. В  III веке до нашей эры в Парфянском  царстве был создан музыкально-медицинский  центр, где с помощью специально  подобранных мелодий лечили от  тоски, нервных расстройств, сердечных  болей. Выдающийся психоневролог  академик Бехтерев считал, что  музыка положительно влияет на  дыхание, кровообращение, устраняет  растущую усталость и придает  физическую бодрость.

 С 1969 г. в Швеции  существует музыкально-терапевтическое  общество. Благодаря сотрудникам  этой организации всему миру  стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое  излучение, за считанные секунды  убивают тифозные палочки, возбудителей  желтухи и вирусы гриппа. Но  еще академик Б.В. Асафьев рассматривал  колокольный звон и его типы  как особую сферу народной  музыки.

 Западные ученые, проведя  многочисленные исследования и  эксперименты, пришли к убеждению:  некоторые мелодии действительно  обладают сильным терапевтическим  эффектом. Духовная, религиозная музыка  восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать  музыку с лекарствами, то религиозная  музыка – анальгетик в мире  звуков, то есть она облегчает  боль. Пение веселых песен помогает  при сердечных недугах, способствует  долголетию. Но самое большое  воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

 Начиная с XIX века, наука  накопила немало жизненно важных  сведений о воздействии музыки  на человека, полученных в результате  экспериментальных исследований. Научно  доказано, что музыка может укреплять  иммунную систему, что приводит  к снижению заболеваемости, улучшению  обмена веществ и активизации  восстановительных процессов. В  начале ХХ века было экспериментально  доказано, что музыкальные звуки  заставляют вибрировать каждую  клетку нашего организма, электромагнитные  волны воздействуют на изменение  кровяного давления, частоту сердечных  сокращений, ритм и глубину дыхания.  Не случайно в современной  медицине все большее распространение  получает, наряду с фитотерапией  и арт-терапией, музыкотерапия –  восстановление здоровья при  помощи занятий музыкой. 

 В России музыкотерапию  Минздрав признал официальным  методом лечения в 2003 г. Музыкотерапия  становится признанной наукой. В  целом ряде западных вузов  сегодня готовят профессиональных  докторов, врачующих музыкой. Россия  также взяла на вооружение  этот опыт. При Музыкальной академии  имени Гнесиных создано отделение  музыкальной реабилитации. Отделение  музыкотерапии и реабилитации  успешно работает и в Российской  академии медицинских наук. Педагогам-музыкантам  необходимо идти в ногу с  актуальными тенденциями в науке.  Музыкальная терапия вместе с  арт-терапией, то есть терапией  средствами изобразительного искусства,  может стать эффективным методом  лечения школьных неврозов, которые  сегодня все чаще поражают  учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.

 Музыкальная терапия  - это контролируемое использование  музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей  и взрослых, страдающих от соматических  и психических заболеваний.

 В последние годы  заметно вырос интерес специалистов  к механизму воздействия музыки  на ребенка с ограниченными  возможностями здоровья.  Современная  специальная психология и педагогика  в значительной степени ориентированы  на использование в коррекционной  работе музыкотерапии как важного  средства воспитания гармоничной  личности ребенка с проблемами, его культурного развития .

 Существует множество  различных подходов, направленных  на реабилитацию детей-инвалидов  посредством музыкотерапии. Мы  рассматриваем музыкотерапию как  один из видов арт-терапии (синтез  нескольких областей научного  знания: искусства, медицины и  психологии), как совокупность методик,  построенных на применении разных  видов музыкальной деятельности . Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии в лечебной  педагогике: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

 Сущность музыкотерапии  мы видим в способности вызывать  у «особого» ребёнка положительные  эмоции, которые оказывают лечебное  воздействие на психосоматические  и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка,  обусловливают его творчество  во всех областях искусства и в жизни в целом.

 Таким образом, групповая  музыкотерапия в процессе реабилитации  детей с ограниченными возможностями  здоровья необходима как способ  эмоционального воздействия на  ребенка с целью коррекции  имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной  работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.  

 Философ Алкуин дал  музыке удивительную характеристику: «Музыка – наука, которая говорит  о цифрах, находящихся в звуках»,  объясняя это тем, что музыка  – наука о красоте, а красота  есть во всем том, в чем  есть сходство, правильность, симметрия  частей. Г. Анфилов в книге «Физика  и музыка» (М., 1964) пишет: «Ушная  раковина по форме напоминает  эмбрион человека, где можно обнаружить  точки, связанные со всеми внутренними  органами. Заболит живот – активизируется  точка в верхней части уха.  Глаза – точка в нижней части  ушной раковины. Следовательно, массаж  уха стимулирует деятельность  нашего организма». Немецкий ученый  Гельмгольц обнаружил во внутреннем  ухе крошечный рояль. Математик  Лейбниц как-то заметил: «Музыка  есть бессознательное упражнение  души в арифметике». 

Информация о работе Терапевтические возможности искусства