Традиции и новаторство современных керамических изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования состоит в следующем: с помощью, каких художественно-выразительных средств в современном керамическом изделии можно сохранить традиции?
Цель данной работы: выявить средства художественной выразительности керамики и определить их значение в современном гончарном промысле.
Объектом исследования являются средства художественной выразительности традиционной русской керамики.
Предметом исследования являются условия бытования традиции и новаторства в современном гончарном искусстве, как ветви керамики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Развитие искусства гончарной керамики в России.
1.1. Предпосылки возникновения традиционной керамики на Руси.
1.2. Традиции и новаторство керамических изделий в культуре России.
1.3. Традиционная керамика в русской культуре и в быту.
Глава II. Традиции и новаторство гончарных изделий, чайные церемонии Европы и Востока.
2.1. Актуальность темы чайных церемоний и традиционного гончарного промысла в современном искусстве керамики.
2.2. Традиции и новаторство современных керамических изделий, влияние на них западных культур (Европа, Восток)
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Список иллюстраций.

Файлы: 1 файл

курсовик традиции и новаторство керамических изделий.docx

— 63.74 Кб (Скачать файл)

После того, как Япония открыла  свои границы для западного мира, чайная церемония постепенно стала  терять популярность, что заставляло многих мастеров идти на определенные уступки и упрощать ее, внося изменения  в соответствии с духом времени: теперь в церемонии могли присутствовать столы и стулья.

В конце 70-х годов XIX века тя-но ю вновь вступает в полосу расцвета: чайные церемонии проводятся во многих крупных храмах, а в 1887 году в императорском дворце в Киото была устроена торжественная чайная церемония в честь императора Мэйди.

В новом времени чайная церемония становится более демократичной. Если ранее в ней могли принимать  участие только мужчины, то теперь среди  мастеров тя-но ю появляется все больше женщин.

В ходе истории чайная церемония  оказала огромное влияние на поведение  и быт японцев и дала начало другим искусствам, например, искусству  икебаны. В наши дни как японские мужчины, так и женщины изучают каждое движение чайной церемонии.

Чайная церемония окружена особой атмосферой, которую японцы называют «Ва». В тя-но ю все, начиная от сада и построенного в нем чайного домика до убранства чайной комнаты, создано но для того, чтобы порождать определенное состояние духа. Открытый сад с мшистыми камнями и заросшим водоемом олицетворяет природу, свободную от вмешательства человека, а чайный дом с подпорками из неотесанного дерева или бамбука и низкой соломенной крышей является его естественным продолжением. В комнате для чаепития царит полумрак, время здесь как бы остановилось. Все предметы, предназначенные для чайной церемонии, имеют строго определенную форму, цвет и фактуру. Их количество также строго определено традициями. Каждый из них несет на себе печать старины, исключением являются лишь льняная скатерть и ковш, сделанный из срезанного бамбука, которые всегда остаются нарочито новыми и свежими. Вся обстановка чайного домика призвана отвлечь от суеты и привести в состояние умиротворенности и спокойствия.

Японцы верят, что если страсти, бушующие в человеческой душе, порождают определённые жесты, то существуют также и жесты, способные воздействовать на нее. Строго определенные размеренные  движения чайной церемонии создают  в душе покой и приводят ее в  состояние равновесия. Возникшее  из особого ритуала чаепития, который  практиковался монахами, исповедовавшими  Дзэн, искусство чайной церемонии  рассматривается как один из способов постижения истинного смысла бытия.

Подготовка и организация  чайной церемонии происходит в соответствии с традициями. Прежде всего, хозяин тщательно обдумывает список гостей и рассылает каждому из них  приглашения, в которых указывается  время и место проведения чаепития, его вид и состав гостей. Особое внимание уделяется выбору главного гостя, который должен быть уважаемым  человеком, хорошо знакомым с ритуалом проведения чайной церемонии. На церемонию  гости являются в соответствующей  одежде. Если чайная церемония носит  формальный характер, то мужчины, как  правило, надевают шелковое кимоно, черную накидку «хаори», широкие шаровары «хакама» и белый пояс «таби» (пояс) белого цвета. Одежда женщин не должна быть яркой.

Как правило, в церемонии  принимают участие не более пяти человек. У входа в чайный дом  гостей с поклоном встречает хозяйка. Даже если ритуал происходит днем, в  комнате для чаепития должен царить полумрак. Церемония длится около 4 часов и состоит из трех этапов: прием пищи, распитие «густого», а  затем «жидкого» чая. Готовить и  подавать чай присутствующим является обязанностью хозяина дома. Растертый в пудру чайный порошок заливается горячей водой и взбивается в пышную пену. Этот чай намного крепче привычного для европейцев. В чашку гостя наливается не более трех глотков напитка. Принимать ее следует особыми движениями, после чего гостю следует поблагодарить хозяина. Разговоры во время чайной церемонии не приняты, и только после первого глотка разрешается задать вопрос о посуде, мастере, который ее изготовил, хорошо отозваться о качестве чая и т.д.

За многовековую историю  чайной церемонии сложилось семь типов чаепития:

  • «Чайное действо утром».
  • «Чайное действо в полдень».
  • «Чайное действо ночью».
  • «Чайное действо со сластями».
  • «Чайное действо вне определенного времени».
  • «Чайное действо на рассвете».
  • «Чайное действо, устраиваемое для тех, кто пришел после «основного чаепития».

Классическая японская чайная церемония строится на четырех принципах, каждый из которых имеет глубокие исторические и культурные корни. Принцип  гармонии подразумевает наличие внутреннего единства между участниками чаепития, которое помогает стать им одним целым. Каждый участник чаепития должен проявлять почтение по отношению к остальным гостям и самой церемонии. Третий принцип подразумевает чистоту помыслов и отсутствие корыстных целей. Непременным условием для участия в чайной церемонии также является состояние покоя, на достижение которого, по сути, направлены предыдущие принципы.

По словам Кикудзо Окакуры, в глазах иностранного обывателя чайный обряд является лишь примером «тысячи и одной странности, которые составляют непостижимость и ребячливость Востока». Однако прежде чем делать поспешные выводы, стоит подумать о том, как, в сущности, «мала чаша человеческих радостей и сколь мудры те, кто умеет ее заполнить». В представлении японцев, человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие их не замечают. Чайная церемония учит находить прекрасное в обыденном, довольствоваться малым, находить связь между природой, искусством и повседневностью.

Чайная церемония приоткрывает для нас дверь в иной мир  со своими традициями и законами, без  которых невозможно понять характер японского народа и составить  полноценное представление о  стране. Этот необычный ритуал отражает стремление к гармонии и равновесию и учит нас смотреть на мир в  соответствии с мироощущением Дзен.

В России многовековая традиция употребления чая, а также национальные особенности характера и суровый  климат способствовали формированию совершенно оригинального чайного этикета, отличного как от восточных церемоний, так сказать, стран-прародителей, так  и от стран Западной Европы. Чай  в России долго оставался городским  напитком, и средоточием торговли и «законодательницей мод» в чайном ритуале была Москва.

Сначала чай пили дома, в  семьях, но к XIX веку появились истинно  русские заведения, не имевшие ничего похожего за рубежом,— чайные. В каждой чайной было по три помещения. В одном находилась кухня, другое представляло собой своеобразную нотариальную контору, где мелкий грамотный люд — писари составляли различные жалобы и прошения. И только третье помещение предназначалось собственно для чаепития. На общие столы (а в чайных были только общие столы) подавались большие самовары с кипятком и чайники с заваркой. К чаю предлагались молоко, сливки, баранки, колотый сахар — обычай пить чай с сахаром вприкуску пришел из Сибири. Иногда для развлечения посетителей хозяева имели бильярд и граммофон. Под тихий шум вскипающего самовара шла неторопливая сердечная беседа.

Прекрасно описал московское чаепитие в XIX веке А.И. Вьюрков: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно  в четыре часа. В это время в  Москве в каждом доме кипели самовары, чайные и трактиры были полны, и жизнь  замирала. Пили его вечером, пили, когда  взгрустнется, пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное  — с удовольствием».

С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами  и выпивали иногда по двадцать чашек. Если, выпив чашек десять, отставляли чашку в сторону, это не значило, что чаепитие закончено. А вот  когда чашку (или стакан) переворачивали вверх дном и клали на него остатки  сахара, становилось понятно, что  с чаем покончено.

К концу XIX века чай начали пить из высоких стаканов с серебряными  подстаканниками, таким образом наслаждаясь не только вкусом и ароматом, но и цветом.

Вот как описывается способ заваривания чая в одной из старых кулинарных книг: «Чай на четырех  человек. 1 чайную ложку чая положить в заварной чайник, долить кипятком и, накрыв полотенцем или поставив на самовар, дать настояться. Через 15 минут, когда чай настоится, его разливают по чашкам, доливая чистый кипяток». Чай подавали на стол, уставленный сладостями:

сухарями, кренделями, баранками, мелким печеньем, пирогами, пирожными. Кроме того, предлагались молоко, сливки, лимон, варенье.

В Англии пили чай в основном в публичных местах — в так  называемых «чайных садах».

В XIX веке на смену «чайным  садам» пришли чайные магазины, которые  организовывались при молочных магазинах, чайных лавках, аптеках. Именно в это  время вкусы англичан нашли отражение  в выработке строгого чайного  этикета. В выборе посуды предпочтенье отдавалось серебряным чайным сервизам. В доме могло не быть многих необходимых  вещей, но красивый чайный сервиз должен был быть обязательно: он как бы символизировал достаток и благополучие семьи.

В Англии чай пили и пьют только с молоком! Приготавливают его  так. В подогретый сухой чайник насыпают чай в соотношении: 1 чайная ложка  чая на 1 часть воды и еще 1 чайная ложка чая на чайник. Заливают кипятком, настаивают 5 минут. Покачай настаивается, в хорошо подогретые чашки разливают согретое, но не кипяченое молоко по 2-3 чайные ложки, а затем уже в молоко наливают чай.

Англичане чай пьют три  раза в день в строго определенное время: утром за завтраком, в 13 часов  за ленчем и в так называемый «файв-о-клок» (в семнадцать часов).

Самое любимое чаепитие —  именно пятичасовое. В это время  обычно у кого-нибудь дома собираются друзья и старые приятели. На специальный маленький столик ставятся чайник с заваркой, чайник с кипятком, молочник, сахарница, нарезанный кекс и другие сладости. За спокойной, неторопливой беседой время бежит незаметно.

2.1  Пройден значительный этап в развитии отечественной традиционной керамики. Он был длительным по времени и характеризовался поступательными процессами; отмечался поддержкой государства и участием общественности в судьбах промыслов, мерами по сохранению традиционных основ народного гончарства, поисками и сложением соответствующих социальным, экономическим ситуациям организационных форм производства. Эти черты определили собой единство более чем вековой деятельности, протекавшей в стране с разными формами общественно-политического устройства. Вместе с тем, происходившие процессы не были однозначными, не всегда ясно просматривалась программа действий, недостаточно внимания уделялось чистоте традиции, художественной составляющей в изделиях промыслов.

 

Истоки российских керамических промыслов берут начало во второй половине девятнадцатого столетия и  лежат в русле активного формирования отечественной кустарной промышленности. Обозначившиеся процессы направили  развитие домашних и мелкокустарных керамических промыслов по новому пути, способствовали выводу гончарства из локальной замкнутости, обращенности, преимущественно, к местному потребителю; ввели его в культурный контекст своего времени, выявили в работе мастеров творческое начало, а в изделиях - художественную ценность.

 

Вместе с тем, набиравшие силу на рубеже Х1Х-ХХ столетий капиталистические  отношения вторгались в кустарное  ремесленное производство, низводя  все усилия по укреплению художественного  статуса народного гончарства. Падало качество ремесла, влияние массового  вкуса приводило к чуждым тенденциям в искусстве кустарей. Негативные процессы усилились в связи с  революционными событиями и годами последующей разрухи. Деятельность гончарных центров была направлена на наполнение рынка товарами хозяйственно-бытового назначения.

 

Верно усматривая в традиционном народном творчестве истоки и духовную силу национальной культуры, советское  правительство еще в 1919 году издало декрет «О мерах содействия кустарной  промышленности». С тех пор судьба традиционной керамики, занимавшей в  этом ряду значимое место, оказалась  связанной со многими государственными регламентирующими мероприятиями, стала директивно управляемой областью материальной художественной культуры.

 

Однако даже в таких  условиях развитие отечественной традиционной керамики не обрело единообразия. Напротив, во "второй половине XX века оно пошло  несколькими самостоятельными и  независимыми друг от друга направлениями. Вместе они представляли картину  бытования традиционного искусства  в режиме современного индустриального  общества, не очень органичного народной (крестьянской) природе традиционного  искусства. Повсеместное распространение  и высокая степень освоенности  гончарного ремесла стали залогом активного развития керамической отрасли еще в системе промкооперации, а затем в 1960-1980-е годы - в системе народных художественных промыслов, которые к этому времени окончательно обрели фабрично-заводскую форму. Наряду с ними, при всех перипетиях государственной политики в отношении кустарей, а затем мелких предпринимателей, теплилась деятельность индивидуально работающих потомственных гончаров и игрушечников в центрах бытования традиционного гончарства. Она характеризуется как наиболее близкая к природе народного искусства.

 

Под обаяние народной керамики попадали и профессиональные художники, творческий интерес которых свидетельствовал об актуальности традиционного материала  в ценностях современного творчества, способствовал формированию новых  связей художественного наследия с  процессом развития современного искусства.

 

Следует особо выделить спонтанно  складывавшийся интерес самодеятельных мастеров к искусству народных художественных промыслов, получивший свою специфику  выражения и, кажется, обретающий в  настоящий момент знаковый характер. Эти независимые направления  были в одинаковой степени присущи  всем видам традиционного искусства, а в традиционной керамике они  обеспечили ее разнообразие, многоуровневый характер бытования и в известной  мере стали залогом ее массовой востребованности за счет удовлетворения запросов разных групп потребителей.

Информация о работе Традиции и новаторство современных керамических изделий