Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 01:35, курсовая работа
Проблема исследования состоит в следующем: с помощью, каких художественно-выразительных средств в современном керамическом изделии можно сохранить традиции?
Цель данной работы: выявить средства художественной выразительности керамики и определить их значение в современном гончарном промысле.
Объектом исследования являются средства художественной выразительности традиционной русской керамики.
Предметом исследования являются условия бытования традиции и новаторства в современном гончарном искусстве, как ветви керамики.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Развитие искусства гончарной керамики в России.
1.1. Предпосылки возникновения традиционной керамики на Руси.
1.2. Традиции и новаторство керамических изделий в культуре России.
1.3. Традиционная керамика в русской культуре и в быту.
Глава II. Традиции и новаторство гончарных изделий, чайные церемонии Европы и Востока.
2.1. Актуальность темы чайных церемоний и традиционного гончарного промысла в современном искусстве керамики.
2.2. Традиции и новаторство современных керамических изделий, влияние на них западных культур (Европа, Восток)
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Список иллюстраций.
Существование в системе
народных художественных промыслов
разных групп керамики, развивающихся
на традиционной основе, представляет
большой аналитический интерес
для науки и дает материал для
современной практики. В протекавших
в советский период художественных
процессах наблюдались
К 1980-м годам картина
бытования традиционной керамики стабилизировалась,
укрепились ее группы (промысловая, народная,
авторская, самодеятельная). Паритет
обозначенных направлений обещал яркое
многообразие и, наконец, окончательное
закрепление традиционной керамики
в системах духовных и материальных
потребностей общества. К этому моменту
получили завидную популярность выставки
традиционного искусства, участниками
которых становились
2.2 Керамика занимает важное место в системе мирового декоративного искусства последней трети ХХ – начала XXI века. Этот период стал триумфом творческой личности и мастерства художников, он отмечен новаторством пластического и тектонического формообразования в керамике и экспериментами технического исполнения.
Начиная с середины истекшего столетия, декоративная керамика получила широчайшее распространение во всех странах, постепенно определились основные тенденции и направления ее развития. Наметилось сложение национальных школ, утвердились основные центры творческой деятельности художников, выделились лидирующие фигуры и яркие индивидуальности художников-керамистов.
Мастера керамики постоянно
открывают богатейшие возможности
эстетической выразительности этого
материала, основанные на синтезе формы,
цвета и пространства, осваивают
новые темы и аспекты реальности,
расширяют символическое
Особые свойства обожженной
глины позволяют создавать
На международной арене
отечественная керамика постепенно
приобретает собственное
В последней трети ХХ –
начале XXI вв. окончательно утвердился
особый специфический вид искусства
– декоративная керамика со своими
пластическими и цветовыми
Основные европейские школы керамики сформировались на протяжении ХХ века. Послевоенный период развития керамики (50–60-е гг.) был ознаменован новым отношением к материалу: стремлением великих художников (П.Пикассо, Ф.Леже,А.Матисс) выявить его архаическую рукотворность, пластические и монументальные качества. Становлению нового подхода к материалу способствовала активная деятельность Международной академии керамики (Женева), организовавшей выставки мировой керамики в гг. Остенде (50-е гг.) и Праге (1962).
Однако именно в 70–80-е годы сложился совершенно новый образный и конструктивный язык этого древнего материала, чрезвычайно расширилась его художественная палитра, углубилось смысловое содержание произведений. В этот период активно развивается искусство керамики в странах Западной Европы, работают такие выдающиеся мастера как Г.Копер, Л.Рай и Г.Хуго (Великобритания), У.Вьотти (Швеция), М.Орландини (Бельгия), М.Киперс (Нидерланды), К.Дзаули и Г.Мариани (Италия), А.Брессон и К.Виро (Франция) и другие.
Наряду с развитием
новых тенденций
Международная академия керамики (Женева) была организатором международных конкурсов керамики в Италии (Фаенца) и Франции (Валлорис), которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие декоративной керамики разных континентов. Эти конкурсы заметно повысили общий уровень мировой керамики. Они раскрыли национальную самобытность и высокое мастерство выдающихся художников: К.Карле (Аргентина), Х.Гонзалес (Куба), С.Эспинозы (Пуэрто-Рико), Р.Аутио, (США), Н.Шибаты, Е.Коичи (Япония), Бо Ченга (КНР), А.Декерф (Сенегал), Л. Дю Тойт, Т.Нтухваны (ЮАР), Г.Дейли (Австралия), и А.Датча (Новая Зеландия).
В нашей стране в начале 70-х гг. также наблюдается динамичное развитие декоративной керамики в Прибалтийских республиках, Москве и Ленинграде. Рождению в них самобытных школ керамики способствовала активная поддержка декоративного искусства со стороны государства, общественных организаций и успехи на мировой арене.
У истоков отечественной декоративной керамики последней трети ХХ века стояли выдающиеся художники и педагоги Б.Смирнов, В.Ватагин, П.Кожин, В.Васильковский, В.Марков, Х.Кума и др. Деятельность ведущих высших художественно-промышленных заведений Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Таллина и Красноярска также способствовала развитию национальных школ керамики и ее достижениям на международной арене.
Произведения отечественных мастеров этого периода отличались глубиной, выразительностью художественного образа, гуманизмом, высоким уровнем мастерства, романтической чувственностью и философским отношением к миру.
Новые тенденции в керамике XXI века за рубежом определяли крупные выставки «Искусство керамики» (Лондон) и «Talente» (Мюнхен). В России – это арт-проекты керамистов С.-Петербурга и Москвы (2002–2010 гг.), крупные республиканские выставки «Самое близкое искусство» (2007 г.), «Отечество» (2008) и персональные выставки ведущих мастеров страны. В России и на Западе также появились совершенно новые формы самовыражения художников (арт-объекты, видео-технологии), которые значительно изменили художественный язык мировой керамики.
Заключение
В данном
исследовании была предпринята
Устойчивость традиционных
форм в народном декоративном искусстве
объясняется стремлением
''Народ… выбирает, сохраняет
и несёт, шлифуя на протяжении
многих десятилетий, только
От доисторических времён детство человечества до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.
Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид изделий керамики.
После значительного расцвета
производства древнерусской монументально-
Для людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары невиданной красоты керамическое убранство.
Список литературы.
1.Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. М., 1983.
2. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982.
3. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище: Иск-во, 1996.
4. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М., 1992.
5. Салтыков А.Б. Русская народная керамика. Культура и традиции. М.,1960.
6. Поверин А.И. Гончарное дело. Культура и традиции. М. 2003.
7. http://www.bi-om.ru/sites/www-
8. http://www.orient-travel.ru/
Информация о работе Традиции и новаторство современных керамических изделий