Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:31, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является создание хореографического номера «Шаманы», в форме шоу, с основным элементом которого является сценический костюм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать исторические этапы развития костюма.
2. Определить влияние истории на развитие костюма бального танца.
3. Рассмотреть специфику конкурсного костюма бального танца.
4. Изучить традиционный костюм народов Якутии и его элементы.
5. Разработать эскиз костюма для хореографического номера «Шаманы».
6. Принять участие в создании костюма и апробации его в конце выступления хореографического номера «Шаманы».
ВВЕДЕНИЕ……………………..…………………………………………….……...3
ГЛАВА 1. Эволюция и современные тенденции спортивного костюма бальных танцев………………………………………………………………..….……….……5
1.1. Сценический костюм. Этапы эволюции……….………...…….….……….…..5
1.2. Костюм для спортивных бальных танцев…..….…….……..…….….….…....20
1.3. Современный мужской костюм для спортивных бальных танцев….………30
1.4. Современный женский костюм для спортивных бальных танцев……….....40
ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по созданию сценического образа в хореографическом номере «Шаманы» ……………………..……..……………...51
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы ……………………………….51
2.2. Создание сценического костюма для номера «Шаманы»……….………….60
2.3 Экспликация и запись номера…………..……………………………………..62
2.4 Анализ опытно-практической работы………………………………………...70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………...……………………………..………………72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…75
Редко кто начинает шить танцевальные платья просто так, потому что "вдруг захотелось". Как правило, к пошиву конкурсных платьев приходят через ту или иную связь с самими танцами.
Например, наиболее частый вариант - ребенок начал заниматься в танцевальном клубе. И, если мама до этого шила для себя и семьи, она практически наверняка после первого же визита в магазин с готовыми костюмами начнет шить ребенку сама. Если ее практика окажется успешной, то довольно быстро круг ее клиентов пополнится мамами и их детьми из той же танцевальной студии. "П.1.1.2", "Рис. П.1".
Косвенно, через детей, начинают шить довольно многие. По крайней мере, пока дело касается первых простых платьев. По мере усложнения костюмов кто-то предпочитает заказывать платья у более опытных мастеров, а кто-то напротив находит себя в новом направлении работы и совершенствует свой опыт вместе с ростом уровня подготовки своего ребенка. Кстати, вам будем интересно узнать, что для одной из ведущих профессиональных пар России, танцоров международного класса - Дениса и Ксении Каспер (брат и сестра) - все костюмы придумывает и шьет их мама!
Кроме собственных детей, привести портниху к пошиву танцевальных костюмов может и клиентка, которая танцует сама или у которой танцуют дети. Успехи портнихи будут быстро отмечены в танцевальном клубе, и ее телефон начнут передавать по знакомым на конкурсах. Ведь хорошая портниха нужна всем! "П.2.1.2", "Рис. П.2".
Есть и третий вариант: портниха и заказчица - в одном лице. Танцевальные костюмы стоят недешево, поэтому умеющие шить дамы часто предпочитают решать проблемы с костюмом самостоятельно. Они прекрасно знают, какое платье им нужно, знают, как будут в нем двигаться и знают все те важные для танца мелочи, о которых портниха, никогда не танцевавшая, имеет очень отдаленное представление. Уходя из спорта, многие из них становятся опытными мастерами по пошиву танцевальных костюмов с обширной клиентурой. "П.3.1.2", "Рис. П.3".
Путь в танцевально-швейный мир через клиентов, своих детей или собственное танцевание - самый легкий с психологической точки зрения, но отнюдь не единственный. Итак, с чего начать мастеру, который никогда не шил и не носил таких костюмов, чьи дети далеки от танцевального спорта, а клиенты последний раз танцевали на школьной дискотеке?
Первый шаг - сходите на соревнования любого уровня, рассмотрите платья в движении, почувствуйте энергетику этого спорта. Или посмотрите танцы в записи на видео-кассетах. Это тоже хороший вариант для начала. Второй шаг - предложите свои услуги в ближайшем танцевально-спортивном клубе (ТСК). Присмотритесь к группам, познакомьтесь с тренером, пообщайтесь с мамами после тренировок… и начинайте свой путь к вершинам с пошива самых простых платьев, для самых маленьких танцоров.
История развития и становления бальных танцев как вида спорта уходит своими корнями в начало прошлого века, в Англию и Францию. Появление новых музыкальных стилей, растущий интерес к парным танцам, знакомство европейцев с увлекающими ритмами афро-латинских народных танцев постепенно привели к созданию канонизированной танцевальной программы.
Сегодня программу соревнований и чемпионатов по спортивным бальным танцам составляют 10 танцев, которые подразделяются на европейскую программу (в просторечии - "Стандарт") и на латиноамериканскую ("Латина").
Танцы латиноамериканской программы:
Танцы европейской программы:
Каждый из этих танцев
характеризуется своим
Пять танцев латиноамериканской программы партнерша танцует в вызывающем, игривом и сексуальном платье с условным названием "латина", буквенное обозначение - La. Танцы латины энергичны по своей сути, полны страсти и динамики, подчас неприличны и откровенны. Если описывать танцы латиноамериканской программы в словах, то, пожалуй, будут уместны такие сравнения: Самба - это жизнерадостный бразильский карнавал, Ча-ча-ча - чуть развязный игривый флирт, Румба - танец нежного соблазнения, Джайв - задорный веселый праздник, и, наконец, Пасодобль - это ритмичное фламенко и испанская коррида.
Самые юные участники соревнований (дети до 9 лет) выступают по программе "6 танцев", в которую входит Медленный Вальс, Венский Вальс, Квикстеп, Самба, Ча-ча-ча и Джайв - один из самых веселых и любимых детьми танцев. Танцевальные пары постарше (10-11 лет) выступают по программе "8 танцев", в которую добавляются Танго и Румба. Все девочки в этих возрастных категориях выходят на паркет в особом платье - рейтинговом, в котором танцуют всю программу. Рейтинговое платье сокращенно называется "рейтинг" и обозначается буквами - Re. "Рис. П. 6"
Исполнение танцевальной программы соревнований требует от танцоров хорошей физической формы и выносливости. Но танец - это не только спортивные достижения и заработанные баллы, для зрителей танец - это, прежде всего, гармоничная красота, соединение воедино музыки и пластичных движений, красота костюмов, артистичность пары и выразительная передача эмоций.
Бальные танцы считаются одним из самых красивых, зрелищных и театрализованных видов спорта, поэтому значение костюма в успехе пары сложно переоценить. Красивые костюмы призваны подчеркнуть характер движений, создать образ пары, обыграть достоинства фигуры и самое главное - выделить пару на паркете. Каждый танец длится около двух минут, за которые пара попадает в поле зрения судьи буквально на несколько секунд. Поэтому крайне важно, чтобы в первый раз на танцоров обратили внимание, а во второй - сразу же вспомнили. И за решение этой задачи во многом отвечает платье партнерши. Кстати, известен случай, когда на одном международном турнире в России итальянская пара (чемпионы в своей стране) не прошла далее 1/16 финала, несмотря на высокий уровень техники танца. Из-за неброского платья девушки судьи просто не заметили эту пару на паркете среди нескольких десятков других танцоров! "П.4.1.2", "Рис. П. 7".
Танцевальный сезон длится с сентября по май следующего года, при этом турниры разного уровня проводятся практически каждую неделю - речь идет, в первую очередь, о межклубных и квалификационных соревновнованиях. Разумеется, редко какая пара ездит на все турниры подряд, большинство приезжает только на самые крупные мероприятия, имеющие международный статус. Таких крупных турниров в Москве в течение года проводится несколько - "Кубок Кремля", Открытый Чемпионат России "Рашен Опен" (Russian Open), Открытый Чемпионат Москвы, Первенство России, "Кубок Спартака". На эти турниры собираются практические все российские танцоры - на паркет выходит свыше 1,5 тысяч пар!
Для участия в соревнованиях шьются конкурсные платья в соответствии с правилами по костюму (об этих правилах мы поговорим ниже). В зависимости от программы, по которой танцует пара, даме может потребоваться одно или два платья - только платье на стандарт, только платье на латину или и то, и другое платье одновременно. Учитывая стоимость конкурсных платьев, многие девушки шьют по одному платью нужного типа на весь сезон. Однако, известные профессиональные пары часто шьют новое платье к каждому крупному турниру. "Рис. П. 8".
Стоимость платьев (работа + материал) настолько сильно различается по географии пошива, что даже не стоит сравнивать пошив платья в Америке с пошивом платья в Нижнем Новгороде. Московские расценки на взрослое платье для стандарта и латины начинаются примерно от 500 долларов. Средняя цена составляет 800-1000 долларов за платье, расклеенное камнями. К слову, одна из девушек на международном конкурсе "Рашен Опен-2005" сообщила, что ее платье на стандарт стоит 1500 долларов.
Сами камни и работа
по их расклейке - довольно дорогостоящи,
пошив более простых по отделке
платьев обходится клиенту
В танцевальном спорте России, как и во многих других областях, имеются свои национальные особенности. Если во всем мире бальные танцы - это взрослый вид спорта, то у нас напротив очень развито детское танцевание. На паркет выходят сотни пар в возрасте до 9 лет! Напомним, что независимо от танцевальной программы, все девочки этой возрастной категории выступают в рейтинговом платье. Стоимость рейтинга колеблется в широких пределах и определяется, в основном, уровнем претензий родителей и их финансовыми возможностями. "П.6.1.2"
Главная особенность в работе на танцевальном сегменте состоит в том, что здесь действуют четкие разграничения по возрастным категориям спортсменов и для каждой из этих категорий установлены правила по костюму. Обращаясь к мастеру за пошивом танцевального костюма, заказчик ожидает, что мастер хорошо ориентируется в специфике этих костюмов и отличает, например, платье на латину для девочки 12 лет от платья на латину для девочки 15 лет.
Надо сказать, что в последние годы судьи стали особенно внимательно следить за соответствием костюмов танцоров и правил, за сильные нарушения в костюме пару могут дисквалифицировать на турнире. Для нас это означает, что любая портниха, начинающая работать на танцевальном сегменте, должна знать действующие правила по костюму как "Отче наш".
Правила легко запомнить,
поскольку они подчиняются
Возраст танцоров в следующей таблице определяется только по году рождения (т.е. независимо от месяца рождения).
Категория |
Возраст |
Дети-1 (Ювеналы-1) |
9 лет и моложе |
Дети-2 (Ювеналы-2) |
10-11 лет |
Юниоры-1 |
12-13 лет |
Юниоры-2 |
14-15 лет |
Молодежь |
16-18 лет |
Взрослые |
19-35 лет |
Сеньоры-1 |
35 лет и старше |
Сеньоры-2 (Гранд-сеньоры) |
45 лет и старше |
Как правило, на турнирах каждая возрастная категория соревнуется между собой. Но на некоторых турнирах, обычно классификационных и небольших рейтинговых, молодежь и взрослые объединяются в одну категорию - "Взрослые от 16 лет и старше". Сеньоров и Гранд-сеньоров в России, в отличие от других стран, довольно мало, поэтому на тех редких турнирах, которые для них проводятся, эти категории также часто объединяются в одну - просто "Сеньоры". "Рис. П. 10".
Самые строгие правила по костюму касаются самых маленьких участников - Ювеналов. Строгость правил снижается по мере перехода пары в следующие возрастные категории. При этом, всегда разрешается танцевать в костюме в соответствии с правилами более низкой группы. Например, Юниоры-1 могут использовать костюм Ювеналов или Юниоры-2 могут использовать костюм Юниоров-1.
Общие правила по костюму для всех категорий:
"Рис. П. 11", "П.7.1.2"
Помимо общих правил по костюму в каждой возрастной категории действуют свои ограничения. Все правила для простоты восприятия можно разделить на 3 уровня.
Юниоры-2 могут использовать правила по костюму для взрослых или для Юниоров-1 по своему выбору. И, надо сказать, практически всегда Юниоры-2 делают свой выбор в пользу более свободных правил для Взрослых.
Правила по костюму для Ювеналов (Дети-1, Дети-2)
Платье:
Информация о работе Традиции и современность в дизайне костюма