Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:50, реферат
Несомненно, величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.
Целью данной работы является изучение творчества Питера Брейгеля Старшего.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи: познакомится с жизнью Питера Брейгеля, а также выделить в его творчестве Библейские сюжеты.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1 Эпоха возрождения ….......................................................................4
Глава 2 Биография П. Брейгеля старшего...............................................6
Глава 3 Творчество Питера Брейгеля......................................................20
3.1 Картины на темы фламандского фольклора............................20
3.2 Пейзажи. Крестьянская тема....................................................22
Заключение..................................................................
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №49
Реферат
по искусству
Творческие искания Брейгеля
г. Самара 2011/2012 учебный год
Содержание
Введение......................
Глава 1 Эпоха возрождения ….............................
Глава 2 Биография П. Брейгеля старшего......................
Глава 3 Творчество Питера
Брейгеля......................
3.1 Картины на темы фламандского фольклора.....................
3.2 Пейзажи. Крестьянская тема..........................
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
Введение
Данная работа посвящена изучению творчества великого живописца, мастера пейзажа и жанровых сцен Питера Брейгеля Старшего.
Следует отметить, что Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова. Безусловно, он был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием.
Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие - приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.
Несомненно, величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.
Целью данной работы является изучение творчества Питера Брейгеля Старшего.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи: познакомится с жизнью Питера Брейгеля, а также выделить в его творчестве Библейские сюжеты.
В первой главе мы рассматриваем эпоху Возрождения и ее влияние на творчество Брейгеля.
Во второй главе описывается биография П. Брейгеля старшего.
Третья глава посвящена творчеству П. Брейгеля, а именно его картинам на темы фламандского фольклора, а также пейзажам на крестьянскую тему.
Глава 1. Эпоха возрождения
Подобно тому, как земля и небесные тела подчиняются законам Вселенной, - так и род человеческий подчиняется законам, которые в грядущих столетиях пытались открыть антропология и социальные науки. Но Брейгель еще задолго до того, как эти науки приняли свою современную форму, предугадал идею о закономерно управляемом единстве и создал свое живописное представление о ней. Абрахам Ортелиус, прославленный нидерландский географ, друг Брейгеля.
Гигантская фигура Брейгеля покоится в рамках так называемого «Северного Возрождения», где ей, правда, несколько тесновато; и всё же вырывать ее из этого контекста невозможно. «Северное Возрождение» – термин, родившийся по аналогии с итальянским Возрождением (Ренессансом) XIV-XVI веков. Термин немного условный: если для Италии он связан с подлинным возрождением интереса к традициям и памятникам античности, то на севере Европы (в Нидерландах, в Германии), собственно «возрождаться» было нечему, поскольку там ни подобных традиций, ни подобных памятников не было и быть не могло.
Тем не менее тенденции в области искусства и юга и севера Западной Европы во многом были общими, а в основе их лежало изживание средневекового, феодального миросозерцания и зарождение новой буржуазной культуры. Особенно бурно и впечатляюще процесс этот проходил в Нидерландах – стране, как и Италия, раннего и быстро развивающегося капитализма.
Средневековые Нидерланды территориально не совпадали с нынешними; они были, по крайней мере, в два раза больше и включали в свой состав современные Нидерланды, Бельгию, Люксембург и часть северной Франции. В XV веке все эти земли входили в состав могущественного герцогства Бургундского, лежавшего на стыке Франции и Германской империи.
Возрождение здесь началось с рукописной миниатюры братьев Лимбургов и достигло блеска в станковых картинах Яна ван Эйка (1390-1441), Рогира ван дер Вейдена (1400-1464), Хуго ван дер Гуса (ок. 1440-1482) и Ханса Мемлинга (ок.1435-1494), блеска такого же яркого и ослепительного, как и блеск бургундского двора при герцогах Филиппе Добром (1396-1467) и Карле Смелом (1433-1477). Для этого «бургундского» периода Возрождения характерны яркость красок (недаром братьев ван Эйков считали изобретателями масляной живописи), простота и ясность сюжета на религиозные темы, преобладание портрета, появление (хотя и робкое) бытового жанра.
Все это, однако, кончается с распадом Бургундского государства (1477) и началом кризисных лет, связанных с установлением испанского господства в Нидерландах. Уже поздние произведения Хуго ван дер Гуса, художника умиротворенного и лиричного, приобретают черты дисгармонии, смятения, разобщенности с миром. А на грани XV и XVI веков появляется удивительный мастер аллегории и мистических образов, Иероним Босх (ок. 1450-1516), своим «Возом сена», «Садами земных наслаждений» и «Кораблем дураков» впервые показавший изнанку видимого мироздания. Его называют обычно духовным отцом Брейгеля. И не зря.#
Глава 2. Биография П. Брейгеля старшего
Мало найдется в истории
искусства личностей столь
Что же касается документов, относящихся к Брейгелю непосредственно, то их обнаружено было всего три. Это справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).
Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Жил в Антверпене, Брейгель учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем создавал рисунки для издателя гравюр Иеронимуса Кока. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе.
Уже в этот период определилась его творческая индивидуальность. К началу XVI века в живописи Нидерландов стало преобладать направление "романистов" - художников, подвергшихся сильному влиянию итальянского маньеризма и отошедших от старонидерландской традиции. В числе их находились такие известные мастера, как Ян Госсарт, Мабюз, Ян ван Скорел и другие. Романистом был и учитель Брейгеля - Куке ван Альст. Однако сам Брейгель не поддался новым увлечениям, но остался верен традициям ван Эйка и Рогира.
Уже в ранних, исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553), изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки, он достигает впечатления космической грандиозности, демонстрируя огромную протяженность пространства, ландшафтного величия окружающего мироздания.
Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Под воздействием естественнонаучных теорий Коперника и великих географических открытий впервые возникло представление о необъятности вселенной; вместе с тем родилось сознание ничтожества человека на фоне этих грандиозных пространств. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина "Падение Икара" (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом; Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. В центре внимания - пронизанный солнечным светом, исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Только в согласии с природой, постигая ее могучий мировой ритм, может добиться успеха человек - иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара.
По мнению Абрахама Ортелия, нидерландского географа и друга художника, Брейгель "писал много такого, что написать попросту невозможно. Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено". Возможно, Ортелий имел в виду влияние стоиков в творчестве Брейгеля, безусловно знакомого с древнегреческой философией, а именно - с концепцией Вселенной - в которой каждый должен занимать предуготованное ему место.
В равной степени Ортелий восхвалял Брейгеля за нежелание художника улучшать и приукрашивать людей и окружающий мир. Брейгель показал человека, как продукт природы, откуда он черпает жизненную энергию. Он не наделяет их благородными ликами и приукрашенными формами, не стремиться подогнать действительность под возвышенный идеал, воплощенный в полной мере мастерами Высокого Возрождения.
Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и ее жителей; безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Искусство того времени обычно представляло крестьян тупицами, обжорами и пьяницами, склонным к насилию. Таковыми они и изображены в сатирических стихотворениях, рассказах и масленичных пьесах - легко узнаваемыми отрицательными типажами, привычными объектами для насмешек. Брейгель же показывает, что природное, неокультуренное начало является неотъемлемой частью человека.
В картину "Битва Масленицы и Поста" (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Скученная, суетящаяся толпа - ряженые, нищие, торговцы, музыканты, игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители - пульсирует массой разнообразных действий: здесь водят хороводы, танцуют, играют на волынках, мечут кости и т. д. Охваченные неудержимым весельем, люди находятся в непрерывном движении, но за праздничной пестротой чувствуется мудрая философская ирония художника. Брейгель видит не только забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют, как #
в парадоксах народных пословиц. Высоко поднимая горизонт, расширяя таким образом угол зрения, он показывает события с далекого расстояния и тем самым достигает большей всеохватности рассказа, объединения людей в народную массу.
В полной бурного движения, аналогичной по композиции картине. "Игры детей" (1560, Вена, Музей истории искусств) Брейгель также стремится передать жизнь в ее вечном становлении. Перечисление детских забав, осуществляемое с энциклопедической скрупулезностью, в итоге претворяется в образ бытия в целом, его диалектической энергии. Человеческая масса становится наглядным выражением природной стихии.
Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их и - подобно Эразму Роттердамскому - создает на основе фольклора панораму современного общества. Различные пороки - скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей, их конкретных поступках (“Фламандские пословицы”) , 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Характерен метод Брейгеля: он не навязывает зрителю своих выводов, не выделяя фигуры носителей порока из общего течения деревенской жизни. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах.
Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Ощущение масштабной, поистине вселенской пространственной глубины достигается сочетаниями в дальних планах пейзажа прозрачных тонов, богатых теплыми и мягкими переходами. Полные света и воздуха пейзажи Брейгеля - как и у его духовного наставника Босха - контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных остро схваченной позой, живым поворотом фигуры, социально типичной одеждой.
Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, что он не писал. Брейгель не писал заказных портретов, и что еще важнее - обнаженных фигур. По контрасту - в искусстве Брейгеля нагими оказываются лишь демоны. Люди у него одеты, и часто так укутаны одеяниями, что тела под ними и не различить.
Ренессансное представление о важности человеческой личности не вписывалось в художественные концепции Брейгеля. На своих рисунках и картинах он зачастую вообще скрывает лица, лишая фигуры всякой индивидуальности. Из шести человек на переднем плане в рисунке "Лето" (1568, Гамбург, Кунстхалле), только у одного видно лицо, и то в ракурсе; в "Пчеловодах" (ок. 1658, Берлин, Государственные музеи Берлина) зритель ощущает, что художника увлекает именно их безликость.