Творческие способности детей по средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Во всех группах детского сада ставятся общие педагогические задачи, которые усложняются с возрастом детей :
1.Развивать творческие способности детей по средством изобразительной деятельности:
-формировать сенсорные способности ;
-формировать целенаправленное аналитеко- синтетическое восприятия изобразительного предмета;
-формировать обобщённое представление об однородных( деревьев) и сходных способов их изображение;
-обучать техническим приёмам и способам изображения в рисовании деревьев;
-формировать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе полученных знаний, опыта и воображение для создание самостоятельных работ , вносить инициативу в замысел, форму, содержание изображаемого.
2.Развивать познавательную активность детей с целью:
-воспитывать стремления к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
-поддерживать взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающем миром .
3.воспитывать культуру деятельности:
-создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;
-осуществлять индивидуальный подход к детям ;
-вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности и возможности использовать их работ в повседневной жизни;
- воспитывать интерес к изо деятельности друг друга , умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь .
Во второй младшей группе стоит основная задача по рисованию – обучение детей форма образующими движениями. Благодаря которым дети овладевают умением изображать предметы окружающего мира.
Изображения предметов передаётся линией контура . Поэтому учим детей рисовать различные линии, движениями руки, различными по силе наклона, размаху, длительности. Осваивание умений рисовать дерево из частей разной величины (ствол, ветви).Учим сохранять направления движения руки по прямой ( прямые линии) , рисования линицй в разных направлениях .

Файлы: 1 файл

контролка по изо.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

1.Анализ задач.

Во всех группах детского сада ставятся общие педагогические задачи, которые усложняются с возрастом  детей :

1.Развивать творческие способности  детей по средством изобразительной  деятельности:

-формировать сенсорные способности  ;

-формировать целенаправленное аналитеко- синтетическое восприятия изобразительного предмета;

-формировать обобщённое представление  об однородных( деревьев) и сходных  способов их изображение;

-обучать техническим приёмам и способам изображения в рисовании деревьев;

-формировать способность оперировать  представлениями и преобразовывать  их на основе полученных знаний, опыта и воображение для создание  самостоятельных работ , вносить  инициативу     в замысел, форму, содержание изображаемого.

2.Развивать познавательную  активность  детей с целью:

-воспитывать стремления к овладению  знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия  для достижения поставленной  цели;

-поддерживать взаимосвязь между  изобразительными занятиями и  занятиями по ознакомлению с  окружающем миром .

3.воспитывать культуру деятельности:

-создавать благоприятный эмоциональный  климат  в группе;

-осуществлять индивидуальный подход  к детям ;

-вовлекать детей в активное  обсуждение предстоящей деятельности  и возможности использовать их  работ в повседневной жизни;

- воспитывать интерес к изо  деятельности друг друга , умение  замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь .

 

Во второй младшей группе стоит основная задача по рисованию – обучение детей форма образующими движениями. Благодаря которым дети овладевают умением изображать предметы окружающего мира.

Изображения предметов передаётся линией контура . Поэтому учим детей рисовать различные линии, движениями руки, различными по силе наклона, размаху, длительности. Осваивание умений рисовать дерево из частей разной величины (ствол, ветви).Учим сохранять направления движения руки по прямой ( прямые линии) , рисования линицй в разных направлениях .

В начале года учим наносить мазки, в дальнейшем вертикальные и горизонтальные линии. Ввиду трудности задачи рисовать дерево на первом этапе допустимо поэтапное объяснения . В младшей группе вводиться перед изображением  обследование предмета , что способствует началу развития аналитического восприятия ( зрительного и осязательного)

В средней группе занятия по обучению формообразующим движениями усложняются , ставится задача совершенствовать , развивать полученные умения на основе сформированного обобщённого представления о дереве и способах его изображения. Формируем представление об изменение  внешнего вида дерева в различные времена года, отражая это не только в предметном , но и в сюжетном рисование( «Лес»-« В осеннем лесу» и т .д. ) учим передавать в сюжетных рисунках различие в величине предметов ,учим делать дополнение в рисунках расширять их содержания на основе полученных знаний , освоенных умений, самостоятельно выбирать содержания рисунка на предложенную тему( Нарисуй, какие хочешь деревья)

Учим навыкам рисования кончиком кисти точных линий , наклонных линий с постепенным их удлинениям , закрепление приёмом вертикального мазка( листва). Формируем умение различать оттенки цветов, светлые и тёмные оттенки одного цвета. Формируем первоначальное представление  о колорите рисунка.

В старшей группе возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить более сложные изобразительные задачи: передавать в рисунке деревья разнообразной формы , величины , пропорций. Овладев умением передавать строение дерева , учим детей передавать их в движении ( ветер, ураган и т. д. ) .Уделяем больше внимания развитию цветового восприятия.

Развиваем эстетические чувства и оценки . Совершенствуем полученные умение в способах рисования и выразительности, которые переходят  в устойчивые навыки. Полученные навыки закрепляются в самостоятельной деятельности в свободном рисовании.

В подготовительной группе продолжаем решать задачи предыдущей группы доведя умение до стойких навыков . Развиваем эстетическое восприятия мира , умение видеть и понимать красоту природы в жизни и искусстве( репродукции картин, иллюстрации художников).Развивать образные представления, воображения, способность не только изображать деревья, пейзаже, но и выражать в рисунке своё отношение к изображаемому. Продолжаем учить овладевать передачей пространственных и цветовых отношений. Вместе с тем учим передаче конкретных свойств натуры, знакомить с закономерностями изображения, так как рисования принимает более индивидуальный характер. Задача педагога –поощрять и развивать самобытность  детских рисунков. Уходить от штампов в изображении. Учим детей анализировать и оценивать. Развиваем самостоятельность и целенаправленность действий, сканировать работу, довести до конца. Адекватно оценивать свою работу и работу товарищей, развивать творчество.

Таким образом, начиная со второй младшей группы задачи от обучающих переходят  к закрепляющим и совершенствующим. От первых неумелых попыток изображения до осознанного использования элементарных  основ изобразительной грамоты , с помощью которых ребёнок может  с наибольшей полнотой выражать своё представления об окружающем , передавать своё настроения , характер образа. Выражать к нему своё отношения- это важнейшая задача развития детского творчество.

2. Сенсорная основа изображения. Организация  обследования.

Рассматривая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить способ его формирования. Как известно, творчество детей « питается» образами действительности ,взятыми из наблюдений предметов и окружающей действительности. Вопросы организации и проведения обследований предметов и явлений в методике руководства изобразительной деятельностью детей являются ведущими.Обследование- это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В младшем возрасте дети при обследовании видят форму, строение, цвет. Необходимо развивать у них на равне с простым наблюдением предмета эстетическое восприятие ,учить видеть эстетические свойства и признаки предмета, красоту форм, сочетание цветов и их оттенков. Дети при обследовании учатся видеть художественные достоинства предметов. Развиваем у детей способность понимать чем красив тот или иной предмет. Развиваем умение созерцать красоту и наслаждаться ею.

Обследование предметов(деревьев)проходит в несколько этапов:

1-эстетическое  восприятие предмета в целом

2-анализ предмета(основные  части- ствол его форма, ветви- их форма, расположение относительно ствола, соотношение частей по величине, мелкие детали- элементы: листья, цветы, кора, трещины и т.Д.)

3-синтез отдельных  частей в ценностное восприятие  дерева, своё отношение к нему.

Важное условия проведения обследования- активное участие детей : каждый ребёнок   движением руки в воздухе обводит контур предмета и вслух называет его форму. В процессе обследования надо подводить детей к осознанию того , что движения руки при обведении контура аналогичен тем , которые будут совершаться при рисовании. (« Вы будите рисовать так, как вы обводите пальчиком»- говорит воспитатель). При обследовании важно задействовать как можно больше  анализаторов ( зрительный, слуховой, тактильный и даже обоняние). Чем больше информации о предмете получит ребёнок тем полнее, интереснее у него отложиться образ о предмете.

3. Формирование графических навыков.

В младшей группе (3-й год жизни) освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (примакиванием кисти), точки, движения по прямой в случайном направлении. Упражнения такого рода развивают способность совершать преднамеренно движение определенного характера.

 Основной  технический навык, который прививается  детям с первых месяцев занятий, — держать карандаш и кисть  в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая  сверху указательным) не слишком  близко к концу. Дети осваивают  действие с карандашом как  с орудием, когда рука управляет  движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность  легкого, без излишнего нажима  движения карандаша по бумаге  и понял, что карандаш и кисть  можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное  время. В освоении их большое  значение имеют индивидуальные  особенности детей.

Нужно поддерживать постоянный положительный эмоциональный настрой на занятии: хвалить малыша за попытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить

 Если с  самого начала не научить правильно  держать инструмент, ребенок начнет  сам к нему приспосабливаться, искать удобное положение руки. Самостоятельно найденный ребенком  чаще всего неправильный способ  с большим трудом поддается  исправлению, так как ребенок  к нему привык, он удобен, позволяет  действовать карандашом как рукой, максимально приближая руку к  листу бумаги. В результате специфически  орудийное действие не формируется.

4-й год  жизни - эти навыки закрепляются. Наряду с этим дети овладевают  действиями с инструментами, когда  положение руки и пальцев естественно  меняется при разных способах  действия 

 Практика  показывает, что дети четвертого  года жизни держат карандаш  по-разному: тремя пальцами и в  кулачке, слишком низко и высоко. При этом в процессе одного  изображения дети то держат  карандаш высоко, то спускают  пальцы низко, совсем близко к  грифелю, загораживая ими рисуемую  линию. Дети неравномерно сжимают  карандаш пальцами: одни сильно  сдавливают его, другие еле держат  в руке, так, что карандаш то  и дело падает. Излишнее напряжение  вызывает скованность движений, быстрое утомление руки.

 От того  как дети усвоили, как нужно  держать карандаш и кисть, зависит  успешность овладения процессом  создания изображения.

 На первом  же занятии важно показать, как  это нужно делать, а затем предложить  взять карандаш так, как было  показано. Далеко не всем детям  удается сразу сделать это  верно, даже если педагог продолжает  держать карандаш в руке. Одни  дети берут карандаш щепотью (двумя, четырьмя или всеми пальцами  руки), при этом они уверены, что  держат карандаш правильно. Другие  пытаются взять карандаш правильно, но это у них не получается, несмотря на многочисленные попытки. Совершенно очевидно, что общего  показа недостаточно: многие дети  не могут путем подражания  воспроизвести положение карандаша  в пальцах: необходимы какие-то  дополнительные действия со стороны  педагога. Эффективен прием вкладывания  карандаша в руку и правильная  постановка пальцев каждому из  этих детей. Важно, чтобы ребенок  почувствовал карандаш в своей  руке, а не только увидел его  в руке педагога.

 Очень  важно, чтобы с самого начала  дети усваивали именно такой  способ, который обеспечивает большую  свободу движений руки с инструментом, что необходимо для решения  изобразительных задач, которые  постепенно усложняются и требуют  определенной свободы и легкости  владения карандашом и кистью.

 Навык  нельзя считать сформированным, даже если на первом занятии  ребенок правильно воспроизвел  хватку инструмента. Формирование  навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последующих занятиях  нужно обращать внимание на  то, как дети держат карандаш. Для более прочного закрепления  навыка целесообразно его отработке  уделять внимание на многих  занятиях и в последующих группах.

 Дети рисуют  карандашом и кистью. Необходимо  научить их правильно держать  кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать  кисть нужно также между тремя  пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая кисточку, держать  ее за железный наконечник  или чуть выше его. Обмакивать  кисть в краску надо всем  ворсом, затем снимать о край  баночки лишнюю каплю; перед тем  как взять другую краску, кисть  промыть в воде и промокнуть  о тряпочку. Если кисть промыта, на тряпочке не остается следа  от краски.

 Если кто-то  из детей забыл взять краску  на кисть, следует напомнить ему  об этом.

 Обучение  детей рисованию красками включает  усвоение правильного положения  кисти при проведении линий: кисть  движется по ворсу, при этом  палочка находится в наклонном  положении по отношению к листу  бумаги 

 Задачи  расположения изображения в пределах  листа бумаги, создания изображений  разной величины (большой, маленький) требуют отработки произвольной  регуляции размаха (амплитуды) движения  руки, которая связана с навыком  произвольного прекращения движения  в нужной точке. Движение руки  ограничивается не только краем  листа, но и другими точками, определяемыми  изображением. Например, при рисовании  лесенки длительность движения  определяется величиной лестницы, длиной ступенек (расстоянием между  вертикальными линиями) [4].

 Остановка  движения в нужной точке необходима  и для рисования деревьев. Овладение  этим навыком продолжается и  в последующих группах, так как  задачи изображения, определенные  для этих групп, требуют постоянного  совершенствования (рисование предметов  сложного строения, передача величинных  отношений частей предметов и  разных предметов между собой).

 Уже начиная  с первых опытов рисования (детьми  от одного года до трех лет) движения руки повторяются, постепенно  приобретая равномерный, ритмический  характер. Ритм организует рисовальные  движения и способствует их  усвоению.

 Отработка  того или иного навыка и  качества движения тоже связана  с повтором. С самого начала  обучения задания даются так, что на одном занятии дети  повторяют изображение предмета  на листе бумаги несколько  раз: рисуют не одну дорожку, а  много, не один шарик, а несколько. Повторение одного и того же  движения вызывает его ритмичность. С другой стороны, ритмичное повторение  движений — путь совершенствования  технических навыков и усиления  кинестезического контроля за  качеством движений.

 Создание  изображений ряда предметов связано  с отработкой определенных качеств  движения: плавности, неотрывности  движения, определенного темпа (быстроты). Так, рисование округлых форм  способствует отработке плавности  движения, его слитности. Рисование  округлых предметов не следует  проводить в слишком замедленном  темпе, так как в этом случае  труднее вести линию равномерно, плавно, без остановок.

 Рисование  прямых линий также требует  плавности, неотрывности, так как  линия может получиться прямой  только в результате плавного  движения. Линия, нарисованная с  отрывом карандаша (кисти) от бумаги, выглядит «лохматой», неровной.Исходя  из задач изображения эти качества  движений следует начинать отрабатывать  с 4-х лет и продолжать в течение  всего периода обучения детей  рисованию. Указанные в программе  задачи изображения могут быть  решены лишь при условии формирования  навыков и умений, определяющих  передачу в рисунке формы предметов, их пропорции.

Информация о работе Творческие способности детей по средством изобразительной деятельности