Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:14, реферат
Цель данной работы-выяснить, какой вклад Андрей Рублев внес в развитие русской иконописи. Его значение для русской истории. Исходя из поставленной цели можно выделить несколько задач, которые необходимо решить в ходе исследования темы реферата:
-Изучить литературу по данной теме.
-Обобщить полученные сведения.
-Сделать выводы
Введение………………………… стр. 3-4
Биографические сведения…………стр.5
1.1.Детство Рублева…………………стр.6
2.Творчество Андрея Рублева…………стр.7
2.1.Образцы и стиль Андрея Рублева……стр.8-9
2.2.Памятники творчества Андрея Рублева…стр.9-11
2.3. Андрей Рублев-создатель иконостаса……стр.12
2.4. Проблемы атрибуции………………стр.13-14
2.5. Список Икон…………………………стр.15
2.6.Основные даты жизни Андрея Рублева……стр.16
2.7.Последние годы………………………стр.17
Список литературы………………………… стр.18
Вывод, заключение……………………… стр.19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Колледж «Инновационных технологий и предпринимательства»
Реферат по истории на тему:
Творчество Андрея Рублева
Выполнил:
Студентка группы Пспк-114
Саулова А.С.
Проверила:
Преснова Н.Н.
Владимир 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………… стр. 3-4
1.1.Детство Рублева…………………стр.
2.Творчество Андрея Рублева…………стр.7
2.1.Образцы и стиль Андрея Рублева……стр.8-9
2.2.Памятники творчества Андрея Рублева…стр.9-11
2.3. Андрей Рублев-создатель иконостаса……стр.12
2.4. Проблемы атрибуции………………стр.13-14
2.5. Список Икон…………………………стр.15
2.6.Основные даты жизни Андрея Рублева……стр.16
2.7.Последние годы………………………стр.17
Список литературы………………………… стр.18
Вывод, заключение……………………… стр.19
ВВЕДЕНИЕ
В конце 14- начале 15 века древнерусская живопись, как иконопись, так и стенопись, переживала свой расцвет. В последней четверти 14 века , когда объединенная Русь дала решительный отпор Золотой орде на Куликовом поле, духовная жизнь получила новый мощный импульс. Некоторые исследователи даже склонны индентифицировать этот период с эпохой Проторенессанса в Италии. Действительно, новые черты в иконописи созвучны тому, что делал Джотто при росписи капеллы в Падуе: прежде всего пространственное решение фона и пристальный интерес художника к личности.
Все, что было сделано западным искусством, может иметь неоспоримые достоинства во всех других отношениях, кроме религиозного. «Наша иконопись, в своем многовековом коснении, всеми своими недостатками искупила себе чистоту строгого церковного стиля. Этого могла она достигнуть по пути только своей собственной истории, которая предохранила ее от той заманчивой последовательности в развитии художественных сил. Неоценим исторический вклад в развитие русской иконописи таких художников как Феофан Грек и Андрей Рублев.
Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в 20 веке – научными гипотезами Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904г., но в полной мере начиная с 1918г., когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.
Цель данной работы-выяснить, какой вклад Андрей Рублев внес в развитие русской иконописи. Его значение для русской истории. Исходя из поставленной цели можно выделить несколько задач, которые необходимо решить в ходе исследования темы реферата:
-Изучить литературу по данной теме.
-Обобщить полученные сведения.
-Сделать выводы
1.Биографические сведения.
Первое упоминание о нем в 1405 году: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенсикй собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», то есть монахом, и числится последним в перечне имен, то есть был младшим.
По позднему источнику- «Сказанию о святых иконописцах» (17 век) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском , ставшем игуменом смерти Сергия Радонежского (1392 год).
Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе- в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 году, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.
В 1420-х годах по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» и «Жития Никона»- источников 1430-50-х годов- оба мастера расписывают церковь святой троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу- роспись Церкви Спаса (около 1426-27 года), законченную около 1428 года. Андрей Рублев умер 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре. Канонизирован в 1988 году, то есть причислен к лику святых. Он был известен при жизни, знаменит после смерти, особо прославляем с конца 15 века; в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания.1
1.1.Детство Рублева
Никто не найдет среди многих тысяч древних рукописей, сберегаемых по большим и малым книгохранилищам России, никаких записей о детстве Рублева, поскольку их никогда не было. Навсегда сокрытым останется даже имя, данное будущему иконописцу при рождении, ведь имя Андрей – имя, данное ему в монашеском постриге. Тем не менее, вопрос о времени рождения художника уже разрешен исследователями на основании косвенных соображений. Принято считать, что Рублев родился около 1360 года. Все, что мы знаем о его личной и творческой судьбе. Свидетельствует о том, что Рублев- уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем. Только здесь сохранялись его произведения, с подмосковными обителями связаны его монашеская жизнь. Наконец, в своей живописи Рублев продолжал глубинные и давние традиции именно этого края- Ростово-Суздальской Руси. Не существует никаких определенных сведений и о том, из какого сословия происходит чернец Андрей. Свет на происхождение художника проливает само родовое прозвище, бывшее в те времена связанным с занятиями человека, его трудом.2 Ряд исследователей и среди них крупнейший знаток древнерусского родословия академик С.Б. Веселовский выводят значение этой фамилии от «рубля» - инструменты, употреблявшегося для накатки кож, и считают, что это семейное прозвище может свидетельствовать о происхождении Андрея Рублева из рода ремесленников. Если это так, то глубинные первоосновы творчества, искусства жили в его крови родовым даром, закрепившимся в первых же впечатлениях детства, еще раньше, чем обозначались черты особого таланта, который вывел его на путь иконописания.
2.Творчество Андрея Рублева.
С середины девяностых годов московские лотописи начинают упоминать Феофана, который работал тогда в кремлевских храмах. Первая такая запись относится к 1395 году: «Июня в 4 день, в четверг, как обедню починают, начата бысть подписывати новая церковь каменная на Москве Рождество святыя Богородицы, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин философ, да Семен Черный и ученицы их». Среди обезымянных учеников был, вероятно, и Рублев. «Такое предположение не покажется смелым, не потребует даже особых доказательст».Через десять лет Рублев станет уже в Феофановой дружине мастером, будет трудиться вместе со своим бывшим учителем в том же Кремле.
Похоже, что первой иконой стал список с Владимирской иконы Божей Матери, которую крестным ходом принесли в Москву в 1395 году, в страшные дни готовящегося нашествия полчиц Тамерлана.В 1390-е годы, когда Рублев уже работал в числе других с Феофаном, он многому научился у блестящего греческого художника, но сумел про этом преодолеть подражательство, создать свой способ письма, который выражал русские идеалы, собственный глубокий мир. В 1405 году, когда лотописец впервые упомянет имя Андрея Рублева, знаменитый уже мастер будет назван у него чернецом.3
2.1. Образы и стиль Андрея Рублева.
Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам гречиских мастеров, находившихся в Москве, и особенно по произведениям созданным Феофаном Греком в его московский период. Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века, с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12-нач. 13 вв.
Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства около 14 века и первой трети 15 века. Но отличаются от них большей просветленностью, краткостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица- русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо « богомыслием » или «божественным умозрением». Какие- либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого 4 созрецания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда- высокое вдохновение и излучающуюся силу.4
Классическое чувство
композиции, ритмов, всякой отдельной
формы, воплощенное в ясности, гармонии,
пластическом совершенстве, у Андрея
Рублева столь же безупречно,
как у греческих мастеров
2.2. Памятники творчества Андрея Рублева.
В основе творчества Андрея Рублева лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена Мрачной безысходности и трагизма. Она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличии от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия.5
«Спас» (икона, Москва, ГТГ):
ЕгоСпас- не грозный вседержатель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог. Он справедлив и благожелателен, он один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофанского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало. Звенигородский Спас-это идеал Богочеловека, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить которого в искусстве удалось только русскому художнику Андрею Рублеву. Соединение двух миров-духовного и материального- в творчестве Феофана доведено до трагедии, а у Андрея Рублева это единство мудрости, добра и красоты.
«Троица» (икона):
Несомненно, вершиной творчества Андрея Рублева является «Троица». Он написал ее в память Сергия Радонежского для церкви, посвященной , как и весь монастырь, Троице. Рублев использовал хотя и достаточно древний, но редкий в его время вариант изображения: в нем нет Авраама и Сары и бытовых подробностей их гостиприимства.Остаются лишь три ангела за трапезой- сама Троица. В иконе нет ни движения, ни действия , особая тишина ощущается в ней.
Икона была высоко оценена уже современными художниками, вызвала множество повторений, и на ее основе сложился канон, ставший основным в древнерусском искусстве при изображении Троицы.
2.3. Андрей Рублев- создатель иконостаса.
Иконостас-чрезвычайно важная деталь внутреннего убранства храма. В Византии, где церковное зодчество было исключительно каменным, а традиция монументальной живописи никогда не пресекалась, проблема высокого иконостаса никогда не возникала. На Руси, где зодчество было в основном деревянным, а каменные храмы 14 века подолгу стояли без росписи, ограничений к увеличению иконостасов в ширь и в высоту не существовало, поскольку они закрывали собой только голые стены.
Андрей Рублев и Феофан Грек увеличили размеры и число деисусных икон, занявших весь архитрав преграды. В нем с молитвой к Богу обращались не только Богородица и Иоанн Предтеча, но и архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, великомученики Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Эти иконы в купе выражают идею заступничества святых за человечество перед Иисусом Христом.
Не формирование иконостаса началось лишь с присоединением к Деисусу праздничного ряда икон, отражающих земной путь Иисуса.
Через несколько лет, работая с Даниилом Черным над росписью Успенского собора Владимира, Рублев повторил сделанное в Благовещенском соборе, но над праздничным рядом поместил иконы, изображавшие ветхозаветных пророков. Этот ряд напоминал, что приход христа в мир связан с божьим промыслом, с его заботой о спасении человека, и делал еще более убедительной надежду, заключенную в молитве, обращенной к Спасу.
Эти три иконных ряда, слитые воедино, и составили иконостас. Именно такие ряды стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века. Завершает иконостас праотечесикй ряд.6
2.4. Проблемы атрибуции.
Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранилось крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора, Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предполагаемых источниками, - 1411 и 1425-27- более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а его ученикам-членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым.7
Андрею Рублеву приписывают также следущие произведения, о которых нет исторических свидетельств: